Кинобоги любят троицу
03.07.2007 15:15
…смертные зрители полюбили ее не меньше. Именно поэтому, скорее всего, 2007 год можно по праву назвать годом триквелов. Ведь только за 2 месяца на экраны вышли четыре полноценные «третьи части». Первой ласточкой стал «Человек паук 3», феноменально стартовавший в США и ощутимо провалившийся у нас. Затем порадовал «Шрек 3», анимационный фильм, который из детской сказки все больше превращается во взрослую пародию. «Пираты Карибского моря 3» то ли из-за украинского перевода, то ли из-за скудности сюжетной линии особого впечатления не произвели, хотя залы собрали полные. И, наконец, третья по счету «тусовка» друзей Джорджа Клуни, фильм, который легко мог бы стать «Санта Барбарой», будь актеры, в нем снимающиеся, на порядок дешевле.
Все бы ничего, но цифра «3» в названии фильма – это очень уж как-то по-американски. Аудиторию «подсаживают» на определенный киношный бренд, один раз полюбившийся, и раскручивают на деньги все последующие разы.
И правда. Что интересного нашему зрителю в человеке-пауке? Это в Штатах он - герой супер-популярных комиксов и кумир миллионов детей. У нас же на него смотрят, скорее, как на заморское чудо, выплывающее на волне спецэффектов. При этом сопливая история любви отнюдь не способствует успеху. Итог – фильм «собирал» в украинском прокате всего один уик-энд. После чего умер. Совсем.
Анимация – другое дело. Добродушное зеленое чудовище, кот и осел, использующие в своем украиноязычном общении забавные речевые обороты и фразы в стиле «5 канала», - это весело. Причем с большой долей уверенности можно сказать, что взрослым гораздо веселее, чем детям. Поскольку вряд ли последним близка тема потенциального отцовства, которая стала лейтмотивом мультфильма (для тех, кто не смотрел – Шрек в результате стал папой).
С «Пиратами» и вовсе сложно. Лично я склонен винить в этом «национальные особенности». Ведь как бы мы ни любили Джонни Деппа в образе Джека Воробья, но слушать его голосом Фагота из ТНМК… Хорошо, что Киру Найтли не озвучивала, скажем, Тина Кароль. И дело вовсе не в схожести голосов, а в актерских способностях диктора.
Что касается «Друзей Оушена», то фильм сам по себе явление уникальное. Это, наверное, единственная картина, полностью зависящая от актерского состава. А раз так, то можно смело снимать еще частей 10-20. Зритель найдется. Взять хотя бы все фан-клубы собранных вместе актеров.
В итоге же схема, отработанная братьями Вачовски с «Матрицей», оказывается весьма актуальной для любого блокбастера. Все просто. Первый фильм вызывает ажиотаж. Благодаря идее, яркому сюжету, знаменитым актерам, спецэффектам (нужное подчеркнуть). Массированная реклама, правильный пиар. Зрители в восторге, залы переполнены, деньги текут рекой. Начинается франчайзинг, образ киногероя становится брендом.
Но этого мало. Все ведь с нетерпением ждут второй части, сразу после выхода из зала. И когда она наконец-то выходит в прокат, люди сломя голову бегут в близлежащий мультиплекс, с друзьями, детьми, знакомыми. В общем, целыми толпами. Потому что «это самый классный фильм». А он, в результате, зачастую оказывается чуточку хуже предыдущего. Точнее, не хуже… Он просто такой же, без новаторской идеи, да и сюжет – вариация первой части. Остаются только актеры и спецэффекты.
Что дальше? Ну конечно же, третья часть! Мечта продюсера. Ведь себестоимость серийного производства намного дешевле единичного. Производственный процесс налажен, кинотеатры дерутся за право показа, а зрители – за возможность увидеть фильм в первый уик-энд. Смотрят. И удивляются. Третья часть оказывается тенью второй. Причем тенью довольно бледной. Зато продюсеры счастливы. Третью часть обычно смотрит больше людей, чем вторую. Вот и получается – третья часть наименее затратная и наиболее кассовая из всех частей. Идеальная бизнес-схема, когда в конце срываешь самый большой куш.
А что дальше? Можно заявить о съемках четвертой части, которые скоро начнутся. Многие зрители-то наверняка ждут. Или сказать «всем спасибо» и заняться новым «триквелом». Что выберет продюсер – зависит только от одного. Нет, не от пожеланий зрителей. Отнюдь. А исключительно от математически точного бизнес-расчета. Вот такое оно – важнейшее из всех искусств.
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Никита Лисицкий
Последние новости