С кем вы, мастера искусств?

...утверждали Ильф и Петров, она знает все. Например, знает статистика о том, что контролируемый недобросовестными татарскими акционерами Кременчугский НПЗ в прошлом году получил прибыль в сумме 20 миллионов гривен. Большие деньги, скажите вы. И будете не правы. Ведь все познается в сравнении. Если сопоставить эти 20 миллионов с оборотом компании, то выходит, что «Укртатнафта» работала с рентабельностью на уровне 0,15%. С учетом нынешних цен на бензин и повсеместного желания заработать деньги на одной из самых «легких тем» - торговли нефтепродуктами – ни один здравомыслящий человек в подобное не поверит.

Знает наша статистки и еще один любопытнейший факт. Некая компания «Новойл» в том же 2006 году заработала 100 миллионов гривен прибыли. Вот здесь можно поверить. Почему? Да потому, что «Новойл» - это компания, которая продает нефтепродукты, произведенные на Кременчугском НПЗ. Кстати, именно «Новойл» был участником громкого скандала с монопольным завышением цен на авиатопливо в начале этого года. А еще было бы здорово докопаться до статистки о прибыли принадлежащей «Татнефти» компании «Укртатнафта-Центр», которая осуществляет поставки нефти на Кременчугский НПЗ. Думаю, что прибыль этой компании как минимум сопоставима с прибылью «Новойла».

А что, завод сам не может покупать нефть, спросите вы? Может, отвечу, но не покупает. Знающие люди утверждают, что контролируемый татарскими акционерами Наблюдательный Совет «Укртатнефти» внес в уставные документы специальные ограничения на суммы, которыми может распоряжаться менеджмент завода. То есть, Наблюдательный Совет таким образом директивно рекомендует работать исключительно с нужными партнерами. Кстати, и продавать нефтепродукты Кременчугский НПЗ может сам абсолютно успешно, но не делает этого. Почему? Ответ прост – и «Новойл» и «Укртатнафта-Центр» контролируются татарскими акционерами «Укртатнафты». Как бы там ни было, но у государства Украина в собственности 43% акций «Укртатнафты» (на самом деле и украденные татарами 18,3% акций тоже принадлежат нам, но спор за них еще не закончен). И если бы произведенные на Кременчугском НПЗ нефтепродукты продавала «Укртатнатфа», то татарам пришлось бы отдавать почти половину полученной прибыли украинскому государству. А так, Украине достаются жалкие крохи.

Говоря научным языком это называется трансфертным ценообразованием. В первом приближении трансфертное ценообразование – это корректировка цены для целей создания центров прибыли и налогообложения в сделках аффилированных или зависимых друг от друга юридических лиц. Совершенно понятно, что если лица зависимы, то цены в сделках будут определяться не соображениями получения прибыли для каждой из сторон, а исключительно соображениями общей выгоды для группы (в нашем случае – для татарских акционеров «Укртатнафты»). Это может приводить к тому, что цена на передаваемые по технологической цепочке группы нефть или нефтепродукты будет завышаться или занижаться (в случае с «Укртатнафтой» цена завышается компанией «Укртатнафта-Центр» при продаже нефти на Кременчугский НПЗ и занижается при установлении нефтеперерабатывающим заводом цены готовых нефтепродуктов, реализуемых в пользу «Новойла»).

Причины для применения трансфертного ценообразования в теории могут быть три. Первая – возможность формирования основной части прибыли в более льготной налоговой юриспруденции. Вторая – формирование прибыли на балансе заранее определенного юридического лица. Третья – банальный экспорт капитала. Именно вторая и третья причина и являются мотивом для нечестных действий татарских акционеров «Укртатнафты».

А ведь здорово устроились татарские партнеры по «Укртатнафте»! У них есть возможность формирования центров прибыли в полностью принадлежащих им структурах – «Новойле» и «Укртатнафте-Центр». Это их, татарское, тут они все для себя делают! А центр основных затрат – на Кременчугском НПЗ. А вот это – общее татар с украинцами. Тут не грех и рисками поделиться - все производственные и финансовые риски они удобно для себя возложили на нефтеперерабатывающий завод. Можно лишь позавидовать подобной выгодной модели построения бизнеса. Естественно, возможность манипулирования такими экономическими показателями как доходы, расходы, себестоимость и прибыль дают татарским акционерам широкое поле для оптимизации налогообложения.

Конечно же, в первую очередь негативные моменты трансфертного ценообразования должны интересовать фискальные органы - главной целью применения трансфертных цен является возможность минимизации налоговых и таможенных платежей, а также аккумулирование прибыли в сбытовых структурах, таких как «Новойл». Схема работает четко и безотказно: производственная компания поставляет продукцию по трансфертной цене, которая намного ниже рыночной, родственным сбытовым компаниям. Сбытовики реализуют товар по рыночной цене, получая сверхприбыль. Понятно, что трансфертные цены являются предметом лютой ненависти налоговиков всех стран мира.

В случае с «Укртатнафтой» благодаря существующей схеме ввоза нефти на Кременчугский НПЗ, которую подконтрольная «Татнефти» «Укртатнафта-Центр» завозит по явно заниженным ценам, в государственный бюджет Украины недопоступает НДС в многомиллионных объемах. Хотя, «Укртатнафта-Центр» не единственная компания, промышляющая на неуплате импортного НДС при ввозе нефти на Кременчугский НПЗ. Особо отличившимся является МЧП «Авто», которое по праву претендует на роль одного из лидеров по уходу от уплаты импортного НДС во всеукраинских масштабах.

Если вернуться к теории, то замечу, что для борьбы, как с трансфертным ценообразованием, так и с неуплатой налогов (а второе является следствием первого) можно применять множество различных методов. Но, самый эффективный – это пристальное внимание налоговых органов к махинаторам. К сожалению в этом направлении в Украине ситуация неоднозначная. Нет, «трясти» плательщиков и неплательщиков ГНАУ умеет и периодически делает это не без успеха, если не сказать больше. С легкой руки известного экономиста С.Терехина работники этой организации даже прозвище получили весьма недвусмысленное – «соколы Азарова». Вот только ни как не долетают эти благородные птицы до «Укрататнфты» и кормящихся с нее, а также паразитирующих на государственном бюджете управляемых из Татарстана компаний «Авто», «Новойл» и «Укртатнатфа-Центр». Высокопоставленный куратор отечественных налоговиков почему-то сквозь пальцы смотрит на творимый этими компаниями беспредел. А ведь ему, как никому другому, понятно – насколько напряженная ситуация с выполнением государственного бюджета. Даже на дорогостоящие займы на международных финансовых рынках государство вынуждено идти, чтобы иметь возможность своевременно платить зарплаты и пенсии, выполнять социальные программы.

Ко всему прочему не понятна собственно позиция первого вице-премьера в вопросе урегулирования корпоративного спора вокруг похищенных у нашего государства 18,3% акций «Укртатнафты». Титаническими усилиями удалось добиться перевода этих акций на счет НАК «Нафтогаз Украины», а в это время Н.Азаров, как руководитель межправительственной группы по урегулированию ситуации вокруг «Укртатнафты» делает заявление о том, что считает целесообразным продолжение владения татарскими акционерами этими спорными акциями. Вы за кого, Николай Янович?! С кем вы, мастера искусств?
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Алексей Андрущенко
Поделиться в Facebook
Последние новости