«Вспомнить все»! О том, как В. Пинзеник память потерял

…Александра Мороза о том, что Юлия Тимошенко якобы инициировала разрыв газовых соглашений с Россией во время ее руководства правительством. Похоже, что после включения г-на Пинзеника в избирательный список БЮТ у него начались аберрации памяти.

На самом деле вина Юлии Тимошенко и ее окружения в разворачивании газовой войны с Россией, в резком повышении цен на газ для украинских потребителей, наконец, в доведении НАК «Нафтогаз Украины» до тяжелого финансового состояния не подлежит никакому сомнению. Впрочем, как и причастность ко всему этому самого Виктора Пинзеника как министра финансов и одного из главных экономических советников Леди Ю.

В 2005 году госпоже Тимошенко не терпелось вернуть под свой контроль столь родную ей газовою отрасль Украины. Для этого ей нужно было нанести удары в двух направлениях: во-первых, взять под контроль монополиста НАК «Нафтогаз Украины», заменив господина Ивченко и Ко своими ставленниками. Во-вторых, наладить свою схему импорта газа в Украину. Благодаря работе в ЕЭСУ и давним партнерским отношениям с «Итерой», скандально известной компанией, поставлявшей в 90-е годы в Украину туркменский газ, у Юлии Владимировны здесь имелся богатейший опыт.

Идея доведения «Нафтогаза» до финансового кризиса была осуществлена группой Тимошенко - Терехин - Пинзеник гениально просто. Под формальными предлогами с 24 июня 2005 года Министерству экономики Украины было запрещено выдавать НАК «Нафтогаз Украины» разрешение на реэкспорт природного газа. Якобы до подписания контрактов по поставкам этого топлива в Украину по минимальным ценам и в объемах, которые полностью удовлетворяли бы нужды внутреннего рынка. В результате «Нафтогаз» в 2005 году потерял порядка 600 млн. долл. валютной выручки, за счет которой украинское государство субсидировало низкие газовые тарифы для социальной категории потребителей.

После этого решения единственным выходом для удержания «Нафтогаза» на плаву и предотвращения резкого скачка цен на газ перед парламентскими выборами стали крупные иностранные заимствования. Из этой долговой ямы НАК «Нафтогаз» не может выбраться и по сей день. А все для чего? Если бы не внезапная отставка с поста премьера в результате политического скандала, уже осенью у Тимошенко были бы все основания требовать от Президента отставки его креатур Плачкова и Ивченко в связи с «полным развалом» работы ТЭК. А там с 2006 года можно было бы снова вернуться к реэкспорту, героически «поднимать "Нафтогаз" из руин» и т.д.

С конкурентами в сфере газового импорта Юлия Владимировна действовала в том же ключе. Действия ее правительства были направлены на разрушение «кучмовских» договоров по газовым поставкам из России и Средней Азии и замену их другими, в которых были бы учтены интересы самой Леди Ю. Нелишне вспомнить, что схема поставок природного газа из Средней Азии через коммерческого оператора (тогда это была «Итера», сейчас это называется «РосУкрЭнерго») и реализации его в Украине через совместное с «Нефтегазом» предприятие (тогда это называлось «Оптовый рынок газа», а сейчас «УКРГАЗ-ЭНЕРГО») была разработана вице премьер-министром Ю.Тимошенко еще в 2000 году. Так что по существу ничего против договоренностей «Нафтогаза» с «Газпрпомом» и РУЭ от января 2006 года об импорте газа она сказать не может, кроме одного - вместо аббревиатуры «РУЭ» и фамилии Фирташ должна стоять какая-то другая фамилия и другое название газового оператора. И кому, как не г-ну Пинзенику об этом знать?

Так что «весь мир "Газпрома" мы разрушим до основанья!». А зачем? Юлия Владимировна в своем необоримом желании снова вернуться на газовый рынок затеяла рискованную игру вокруг пересмотра газовых договоренностей с Россией, жертвой которой в конечном итоге стала вся Украина. И г-н Пизеник, сам в 2005 году активно занимавшийся не только понижением курса доллара по отношению к гривне, но и газовым бизнесом, резво ей в этом помогал.

Дело в том, что согласно 4-му протоколу, дополняющему контракт между НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром» от 9 августа 2004 года цена на газ, поставляемый «Газпромом» в Украину (в счет уплаты за транзит), была установлена на уровне 50 долл. за 1000 кубов. Благодаря этой договоренности Россия не имела никаких юридических оснований еще пять лет в одностороннем порядке повышать цены на природный газ для Украины. Кто думает, что этот договор был невыгоден Украине, пусть почитает высказывания тех же Тимошенко, Пинзеника и др. оппозиционеров накануне президентских выборов 2004 г. Их лейтмотив - крайне льготные условия по поставкам газа есть помощь со стороны Кремля «антинародному режиму».

Но антинародный режим пал, а льготы остались, причем до 2009 года. Понятно, что каких-то стимулов сохранять прежний режим отношений с Киевом после избрания Президентом Украины В. Ющенко у Москвы не было. Но мало кто помнит, что первое предложение «Газпрома» о повышении цены на газ, отбираемый Украиной в счет транзита, составляло около 110 долл. за 1000 куб. м. «Оранжевому руководству» действительно надо было сильно постараться, чтобы к концу лета эта цена выросла до 180, а осенью до 230 долл. за 1000 куб. м. Даже Грузия, находившаяся тогда с Россией в состоянии открытого конфликта, и та смекнула, что «торг неуместен», и в сентябре 2005 согласилась на цену в 110 долл.

Ситуация полностью перевернулась 23 августа 2005 года, когда по личному распоряжению премьер-министра Юлии Тимошенко «Нафтогаз» объявил «Газпрому» о желании аннулировать четвертый протокол. По официальной версии, инициатива украинской стороны была вызвана желанием Украины перейти от бартерной схемы оплаты российского газового транзита в Европу к денежной форме расчетов. Предупреждения экспертов о том, что четвертый протокол - это единственный документ, в котором указана цена российского газа, правительством Тимошенко были проигнорированы. Именно это решение и позволило «Газпрому» начать пересмотр цены на газ для Украины уже без оглядки на «кучмовские льготы».

Другой вопрос, что пожинать плоды энергетической политики, проводившейся Юлией Тимошенко, в том числе при активном участии ее министров финансов и экономики Виктора Пинзеника и Сергея Терехина, по злой политической случайности пришлось уже кабинету Юрия Еханурова. Но так или иначе, за всеми противоречиями и конфликтами по газу между Украиной и Россией угадывается рука Юлии Владимировны. Скажите на милость, разве это «план Ющенко»: затянуть подписание газовых договоров до Нового Года, то есть вообще до окончания действия контракта о поставках, довести ситуацию экономического спора до политической войны? Или это обычная игра Тимошенко – довести ситуацию до абсурда и «ловить рыбу в мутной воде»? Какая-то странная память у г-на Пинзеника: все, что было не с ним, он помнит, а свое забывает. Легкость мыслей необыкновенная.

Впрочем, забывать свои собственные дела и дела команды, членом которой он являлся, это давний прием Пинзеника - политика. К примеру, будучи министром экономики и вице-премьером в период с 1992 по 1997 гг., Пинзеник являлся главным разработчиком большинства налогов на предпринимательскую деятельность, был фактически крестным отцом того налогового пресса, под который в условиях кризиса 90-х был загнан молодой отечественный бизнес и граждане.

Он также является автором таких милых «прелестей», как внесудебное списание средств со счетов предприятий налоговой и пошлин на ввозимые из-за рубежа автомобили. После отставки правительства Павла Лазаренко, где в свою очередь Виктор Пинзеник был вице-премьером, он благополучно «забыл» о своих былых инициативах и принялся активно ратовать за снижение налогового давления и либерализацию рынков. Благодаря этому бывший фискальный ястреб даже сумел сформировать себе имидж либерального экономиста-политика.

По всему видно, что место «сидения» определяет у Виктора Михайловича и способ «говорения» и стиль «действия». Будучи в правительстве Лазаренко, министр Пинзеник старался угодить своему начальству дополнительными поступлениями в казну, для чего убеждал депутатов принять очередной налоговый закон. Как депутат Виктор Пизенник лоббирует интересы близкого к нему бизнеса. С возвращением в правительство Пинзеник охотно участвует в сомнительных и некомпетентных действиях руководства. После того как в 2006 году Юлия Владимировна выкинула «Реформы и порядок» из предвыборного списка БЮТ, Пинзеник прекратил петь осанну своему бывшему начальнику по Кабмину. Ныне, когда ему снова положено любить Тимошенко, он готов забыть все. Нет, не получится из Виктора Михайловича политического Шварценеггера.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Петр Домский
Поделиться в Facebook
Последние новости