Ловушки конкуренции

…неконкурентоспособности нашей экономики. «Если не подтянем этот показатель – не выбиться нам в люди», – озабоченно морщат лбы отечественные конкурентоспособные деятели. Потому и в ВТО срочно необходимо легализоваться, ужо всемирный комок научит уму-разуму наших сиволапых производителей! И очевидно, для создания условий появления панацеи-конкуренции, взяли и сократили в десятки раз товарное производство, а заодно выкинули на чужбину миллионы своих граждан. Чего не сделаешь ради дитятка свободного рынка – конкуренции. Однако ребеночек все равно растет рахитичным, не доставляя радости родителям.

«Концепция конкурентоспособности страны может стать национальной идеей для Украины — так же, как она стала для США, Великобритании, Швеции, Финляндии, Сингапура, Малайзии, Эстонии (?! - авт.) и многих других стран» – эмоционально заявляют наши интеллектуалы.

Президент Украины Виктор Ющенко, наслушавшись темпераментных речей, создал организационный комитет для проведения международного форума «Конкурентоспособность экономики Украины в условиях международных интеграционных процессов» и назначил его головой первого заместителя главы Секретариата Ивана Васюника. Теперь дело за малым – догнать и перегнать.

Однако представляется, что новое идолопоклонство лишено здравого смысла, или, как еще говорят ученые люди, – иррационально по сути.

Стремление эпигонов «невидимой руки» рынка навесить конкуренции статус непреходящей рыночной ценности моментами даже пугает. Из истории знаем, что всякий фанатизм идет рука об руку с насилием. В нашем случае насилуется элементарный здравый смысл.

Например, что значит конкурировать на рынке теплоснабжения населения, о котором бредят реформаторы всех мастей? Предположим, усилиями государевых мужей нас осчастливили тремя конкурирующими источниками теплоснабжения (хотя лично я не представляю «соревнования» на одной трубе, подающей тепло. Но допускаю, что это от недостатка художественного воображения). Конкурировать на рынке теплоснабжения возможно только ценой за тепло, ведь горячую воду не обвернешь в красивую упаковку и не прорекламируешь в СМИ, вода в трубах от этого более горячей не станет. В итоге этой конкурентной суеты возможен только один победитель, который и оседлает всю тепловую нагрузку. Как только это произойдет, на следующий день жди повышения цены за услуги.

Само определение конкурентоспособности в речах реформаторов размыто до такой степени, что сомневаешься, понимают ли они то, о чем живописуют на всех углах. Рассуждения о конкурентоспособности украинских товаров носят отвлеченный, формальный характер еще и потому, что свободная конкуренция в глобализируемом пространстве – чистой воды идеология, не имеющая ничего общего с реалиями бытия. Несколько примеров.

Трубный запах. Совсем недавно Европейская комиссия почти одновременно с «присуждением» Украине статуса страны с рыночной экономикой влепила украинским «трубачам» летальные импортные пошлины на бесшовные трубы. Поставлена точка в антидемпинговом расследовании, длившемся без малого год. Величина ввозной пошлины для украинских производителей колеблется от 12,6% до 28,2%. Причем самым крупным отечественным поставщикам (80% поставок), контролируемым «Интерпайпом», втюхали размер пошлины от 27 до 28,2%. Подобный таможенный сбор убийственен для наших экспортеров.

Славный статус «рыночной экономики», подаренный щедрыми европеоидами из ЕС аккурат к выборам, ровным счетом ничего не значит. При назначении украинцам, по факту, заградительной пошлины задействовали хитроумную (припасенную на всякий пожарный случай) «энергетическую оговорку» Антидемпингового кодекса ЕС. Профит означенной оговорки заключается в том, что тарифы на энергоносители (включая электроэнергию), которыми пользуются товаропроизводители «рыночной» державы, могут быть признаны нерыночными. А у нас так и есть. По газу, например, нам далеко до европейских тарифов. Таким вот цивилизованным способом ЕС лишила Украину около 100 млн. долл. дохода. В Америке, кроме аналогичных ЕСовским положений, никто не отменял и механизм квотирования, который задействуется по челобитным собственных промышленников.

Радостные всхлипы властей по поводу рыночного «подарка» мы слышали, а вот о «трубном деле» как-то помалкивают. Трудно, даже совершенно невозможно выиграть, то бишь успешно конкурировать, на поле соперника, играя по его правилам, трактуемым его судьями.

Обувь. В 2004 году выпуск отечественной обуви увеличился с 15,9 до 21,7 млн. пар. Хотя это мизер по сравнению с тем, что производилось в кризисном 1990 году – около 200 млн. пар, но, тем не менее, динамика внушала некоторый оптимизм, что со временем наши сапожных дел мастера отвоюют отечественный рынок емкостью в 140 млн. пар.

Однако в 2005 году «оранжевое» правительство приняло установку на скорейшее вхождение в ВТО и для почина снизило весной ввозные пошлины на обувку с 30% до 10%. Результат не замедлил сказаться – объем производства штиблет тут же снизился на 13% и продолжает падать. Китайцы, потирая руки от удовольствия, возместили потери украинского производства собственным товаром. Возможно ли открыто конкурировать с китайской обувью? Нет, однозначно. Себестоимость мужской пары туфель из натуральной кожи, произведенной в КНР, около 6 долл., в Украине минимум в два раза дороже.

Чего только европейцы не придумывают, чтобы сбить волну импорта из Юго-Восточной Азии! Италия, в прошлом признанный лидер «обувестроения», от безнадеги конкурировать с Китаем в рамках ВТО (вот уж пустили козла в огород) придумали проверять азиатскую обувь (украинскую, кстати, тоже) на наличие токсических веществ. Есть в законодательстве ЕС норма, тоже на всякий случай сочиненная изворотливым умом европейца, ограничивающая содержание в красителях токсических веществ. Но представляется, для Китая это – что дробина для слона. Себестоимость тамошних сапожных изделий в несколько раз ниже итальянской, и «желтые» братья, думаю, оперативно приведут показатель токсичности в норму.

А Венесуэла, махнув на все ВТО-шные приличия, ввела на пять лет вперед пошлину на китайские «шузы» аж до 359%. Но Уго Чавес такое себе может позволить, у него нефти хоть залейся.

Америка – основатель Всемирной торговой организации, откровенно плюет на нормы ВТО. В ответ на осторожные замечания Генерального совета ВТО на то, что США необоснованно накладывают торговые санкции на страны, торгующие с Кубой, представитель президента послал подальше претензии к мировому гегемону. Заявлено было следующее: «… мы не верим, что что-либо, что говорит или делает ВТО, может заставить США изменить свои законы». И баста. А мы, наивные, верим до сих пор во всемогущество декларируемых ВТО принципов честной конкуренции.

Сельское хозяйство. Япония отгородилась от дешевого китайского риса такими таможенными пошлинами, которые нам не снились. Японцы очень беспокоятся, чтобы несколько миллионов крестьян не остались без своей традиционной работы. Никто нам не разрешит иметь 200% таможенную пошлину, а ребята, учредители всемирной торговой организации, могут себе позволить этакие «маленькие» слабости.

Каким образом можно противостоять напору аргентинского или бразильского мяса, себестоимость производства которого в разы меньше украинской? Аргентинские жирные субтропические пампасы, где круглый год под открытым небом пасутся тучные стада КРС, не перенесешь на просторы Украины. У нас хоть и замечательные черноземы, но по погодным условиям один раз в 4 - 5 лет они выдают на-гора такие неурожаи, что в пору задуматься о выживаемости народа, а не о какой-то там конкуренции. Последний сильный недород был три года назад. Россия и Казахстан тогда выручили своим зерном.

Хотя бы объяснили с цифрами в руках, по силам ли нашему хуторянину конкурировать с европейским или американским Агропромом, ежели у них дотации аграриям в десятки раз выше наших жалких $1,3 млрд. (столько нам разрешили по протоколам ВТО, а скорее – столько мы в состоянии осилить)? ЕС тратит из бюджетов на поддержку своих аграриев до 40 миллиардов евро в год. Благословенная Америка своим фермерам начисляет в виде дотаций около 100 млрд. долл. Россия, к слову, выторговала право тратить на помощь сельхозпроизводителям $16 миллиардов.

Как можно конкурировать с сельским хозяйством США, которое для получения одной пищевой калории расходует десять калорий топлива? Потому янки с М-16 наперевес добывают себе дешевые углеводороды в Азии. К собственной добычи нефти – 350 млн. – необходимо, как воздух, еще приплюсовать для комфортного существования 650 млн. тонн. Попробуй, поконкурируй со «стратегическим партнером», у которого военный бюджет равен 20 госбюджетам ($400 млрд.) Украины.

Можно до бесконечности множить примеры по каждой из отраслей промышленности, но вывод будет неутешителен – Украина, по факту действующей доктрины ВТО и сложившихся реалий в мире, неконкурентоспособна по определению. Запад развил свою экономику не благодаря конкуренции (это для простаков), а благодаря своим заморским колониям, про что нынче неприлично напоминать. И политика агрессивного неоколониализма продолжает править бал.

Современный философ либерального толка Дж. Грей специально для постсоветских неофитов рынка и принципов свободной конкуренции писал: «Поразительный успех японской экономики послевоенного времени был достигнут… благодаря политике ограждения внутреннего рынка, что очень важно учитывать России и другим постсоветским государствам, принуждаемым (!!! - авт.) к свободе торговли западными советниками… при отсутствии реальных шансов на то, чтобы стать конкурентоспособными на мировых рынках». Да что там философы, западные экономисты, архитекторы ВТО, еще в 1995 году на уругвайском саммите ВТО (тогда оно именовалось ГАТТ) публично предостерегли обуянных гордыней «незалежности» экс-совков от чрезмерных упований на свободную конкуренцию. Выгоды от нее постсоветские страны могут получить «только как страны периферийного капитализма», без намека на развитие собственного научно-технического потенциала.

Максимум, на что могут рассчитывать экономики постсоветских стран-новоделов, – это превращение в дочерние предприятия по сборке изделий для внутреннего пользования из импортных комплектующих. Так, кстати, у нас «развиваются» производственные секторы от автопрома до пивоварения.

Погоня за миражом конкурентоспособности – дорога в никуда. Может, когда-нибудь в какой-то области мы и выкажем конкурентоспособный потенциал, но для этого надо сократить население, по совету Маргарет Тетчер, до экономически обоснованных 15 млн. чел. (для всего Советского Союза «железная Мэг» называла цифру 50 млн.).

Политика государства, если политики державы в здравом уме, должна строиться на базе простых постулатов – воспроизводство экономики и населения. То, что предлагается нынешними правителями, пристально глядящими на Запад, по сути, антинародно. Посмотрите, с каким пиететом встречали Путина в Венгрии и Чехии. Антироссийская дурь схлынула, и нынешние руководители-прагматики осознали, что только на огромном российском рынке можно строить долгосрочные планы. Наелись уже ЕСом и ВТО.

Подозреваю, что и наши кормчие догадываются о перспективах развития отечественной промышленности, но злоумышленное желание сесть на трубу импорта ради сиюминутной выгоды подавляет инстинкт самосохранения. После нас хоть потоп.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Антон Дальский
Поделиться в Facebook
Последние новости