Без банкротства обанкроченный
19.10.2007 12:34
...делами приватного нефтебизнеса активно интересуется Андрей Деркач, ибо он опосредованно контролирует около 25% акций «Киевгорнефтепродукта». Это, безусловно, не контрольный пакет, однако у Деркача — вполне «контрольная» должность (президент ГП «НАЭК «Энергоатом»), позволяющая настаивать на своей позиции вопреки мнению остальных акционеров. Конфликт этот зародился еще 13 декабря 2005 г., когда 3/4 акционеров решили сменить правление КГНП. Но предыдущее руководство категорически отказалось признать сей очевидный факт. Судя по всему, люди, близкие к Андрею Леонидовичу, просто упустили момент, когда ситуация стала развиваться не в их пользу — банальный образец непрофессионализма менеджмента, не сумевшего вовремя сориентироваться в ситуации, когда держатели 75% акций начали вырабатывать координированную позицию. В итоге подставили Деркача, который вынужден был едва ли не лично защищать собственность:
«По словам [новоизбранного] председателя правления Алексея Гончарова, в прошлом [2005-м] году г-н Деркач лично препятствовал ему в доступе на предприятие, а затем вывел представителей правления с предприятия под предлогом посещения прокуратуры для разбирательства. После этого вход в административное здание для новоизбранного правления был закрыт: там стояла новая охрана...» («ЗН», № 42 от 04.11.2006 г.).
Прошло еще некоторое время, основные акционеры вновь провели собрание, вновь избрали председателя правления компании — им стал Алексей Плакасов, который столкнулся с интересными явлениями:
«За мое избрание на эту должность голосовали пять компаний-нерезидентов, владеющих 75% акций ОАО «Киевгорнефтепродукт». Собрание состоялось на абсолютно законных основаниях, и я лично присутствовал на нем. Прошло больше года, но до сих пор (по состоянию на июль 2007 г. — «2000») не могу приступить к исполнению возложенных на меня обязанностей.
...На следующий день после моего избрания я поехал по юридическому адресу предприятия — это Киев, б-р Верховной Рады, 36. В здание меня не пустили. Я показал протоколы собрания акционеров. Мне в ответ — мы в этом ничего не понимаем, ищите руководство «Киевгорнефтепродукта».
...А где искать — неизвестно. Оказывается, уволенное правление сменило юридический адрес «Киевгорнефтепродукта». Теперь это — ул. Карельская, 7/2. Там АЗС расположена. Приезжаем туда — на нас смотрят с неподдельным удивлением. Нет здесь офиса «Киевгорнефтепродукта», говорят. Действительно нет, сами видим...» («Дело», 20.07.2007 г.).
Так на предприятии установилось двоевластие. С позиций здравого смысла, безусловно, ситуация выглядела абсурдно — меньшинство абсолютно не желало считаться с мнением подавляющего большинства. Однако подобные поведенческие ситуации в украинских реалиях нередки — и в бизнесе, и в политике. Но даже при таких раскладах требуется некая официальная оправдательная мотивация. В противном случае все сведется к неприкрытому беспределу. Обычно «благообразие» обеспечивается с помощью «нужных» судебных решений. Так было и этом случае.
«Группа Деркача» инициировала вынесение ряда судебных определений, которыми сначала запрещалось проведение собраний акционеров ОАО, на основе чего выносились судебные решения о признании ранее проведенных собраний недействительными. Схема применялась простая — кто-нибудь их «25-процентных» акционеров выступал истцом в суде, утверждая, что «нарушены его права» (какие — обычно не указывалось), чего было достаточно, чтобы суд аннулировал все решения акционеров «75-процентных». В итоге новые руководители предприятия никак официально не могли приступить к исполнению своих обязанностей, и все материальные активы де-факто продолжали находиться в управлении их предшественников.
При этом, несмотря на то, что «Киевгорнефтепродукт» зарегистрирован в Деснянском районе Киева, судебные определения выносились в Борисполе, Виннице, Макеевке, Торезе. Причем практика эта продолжалась и после введения законодательной нормы, согласно которой все корпоративные споры рассматриваются хозяйственными судами по местонахождению предприятия.
Вполне естественно, что в окружение Андрея Деркача входят неглупые люди, которые прекрасно понимают, что рано или поздно придется отступить со столь шатких позиций. Но упорствуют не из-за уязвленного же самолюбия! Подобные процессы обычно именуются «затягиванием времени»:
«В то время как акционеры КГНП втягивались в судебные процессы по отмене собраний, нелегитимный менеджмент Деркача активно распродавал активы предприятия по явно бросовым ценам. В итоге, в течение более чем двухлетнего периода незаконного удержания предприятия было распродано практически все имущество ОАО. Это, ни много ни мало, около сорока автозаправочных станций, расположенных в наиболее экономически перспективных местах города Киева, нефтебаза в Борисполе, а также весь автотранспортный парк КГНП. Что самое интересное, подобная распродажа имущества, рыночная стоимость которого составляет десятки миллионов долларов, не принесла предприятию никакого дохода. Его банковские счета оказались пустыми» («Утро. UA», 04.10.2007 г.).
А месяца два назад основные акционеры КГНП узнают (причем постфактум), что предприятие, которым они владеют, оказывается, банкрот и... ликвидировано, ибо так решила судья Хозяйственного суда Киева, о которой в интернете можно прочитать много интересного — и не только в связи с «Киевгорнефтепродуктом». В данном же случае у судебной системы получилось «раздвоение личности»:
«После того как акционеры и представители нового законного менеджмента официально обратились в Хозяйственный суд с требованием предоставить информацию относительно этого дела [о банкротстве], председатель суда в письменной форме уведомил акционеров, что дела о банкротстве ОАО «Киевгорнефтепродукт» нет и никогда не было» («Экономическая правда», 26.09.2007 г.).
Т. е., с одной стороны, есть официальная «бумага с печатью» о том, что фирма уже не существует, с другой — тоже не менее официальная бумага, исходящая из того же судебного учреждения, что такого просто не может быть. Так фирма получилась без вины виноватой — без банкротства обанкроченной.
Вполне естественно, что акционеры попросили разобраться в этом сюрреализме прокуратуру, которая в итоге потребовала восстановить ОАО «Киевгорнефтепродукт» в государственном реестре и признать законным руководителем предприятия Алексея Плакасова. Казалось бы, на этом все. Но это только казалось:
«...Влияние и авторитет господина Деркача все же оказались сильнее, и уже 20 сентября этого года государственный регистратор Хроменко отменил регистрацию изменений в госреестр, связанных с изменениями в уставе КГНП и внесением в качестве руководителя КГНП Плакасова. Выданный днем ранее дубликат свидетельства о государственной регистрации КГНП был признан недействительным, чего регистратор вообще делать был не вправе...
...По некоторой информации на регистратора оказали сильное давление именно со стороны президента «Энергоатома» («Утро. UA», 04.10.2007 г.).
Спрогнозировать, как события далее повернутся в этой истории, нереально в принципе. В любом случае, все вышеизложенное — яркий пример абсолютизации абсурда как естественной формы украинских реалий, изучение которых дает основания для удручающего вывода: эта страна еще не скоро будет жить хорошо...
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Александр Каленюк
Последние новости