Экономика коалиций: варианты
19.06.2006 12:22
…понимать, что в любом случае определять формат коалиции будут экономические интересы.Политика – это продолжение бизнеса, или бизнес – продолжение политики? Можно как угодно трактовать это выражение, но зависимость экономики от политики очевидна, равно как и то, что экономика формирует политические тенденции.
Деление портфелей на идеологической, а не прагматической основе бесперспективно, особенно после большого количества «оранжевых» скандалов. Бизнес всегда более прагматичен, и эта его основа будет большим благом для страны. Идеологическая основа формирования коалиции будет по факту подгоняться под весьма конкретные общие или частные экономические интересы. Похоже, что в оранжевую коалицию верит только Президент, да и только потому, что после политреформы он особо ничего не решает.
Речь, конечно, не о том, чтобы в кресло переговоров вместо В. Ющенко и В. Януковича посадить Р. Ахметова или А. Клюева и П. Порошенко или А. Третьякова, так как последним более понятны проблемы реального бизнеса. Именно Петр Порошенко-политик ведет консультации (переговоры) о коалиции с Партией регионов. Под лейблом «Схід і Захід – разом» вполне возможно провести политическое объединение «НУ» и ПР в единую коалицию.
Очевидно, что до сего времени в процессе формирования коалиции говорили больше про идеологическую сторону, но в стране, где из 450 депутатов 300 – миллионеры (парламентское крылатое выражение), говорить лишь только об идеологии нелепо. Примерно так же, как нелепо Юлия Владимировна «лепила горбатого» по поводу появления в списке ее блока целой стаи бывших «За ЕДУнистов». Оказывается, она взяла их, чтобы они отучились от «кучмизма». Задорнов отдыхает!
С другой стороны, пытаясь как-то наладить оранжевую коалицию, «Наша Украина» помнит не только Майдан (к которому взывали все на нем присутствующие), но и как до выборов БЮТ «мочила» только «Нашу Украину» в лице нескольких «любих друзів» и весьма вскользь критиковала Партию регионов.
Многие говорят, что в стане «Нашей Украины» большинство против коалиции с «регионалами». Тогда почему политику фракции определяет меньшинство? Было бы странно предположить что-либо иное, кроме причастности к процессу лиц, имеющих бизнес-интересы.
Впрочем, «Наша Украина» может смело выдвигать претензии не только к спикерским амибициям А. Мороза, но и ко всей партии по сути. Например, министр-социалист Ю. Луценко не смог качественно посадить ни одного из «бандитів», которые должны сидеть в тюрьмах, а соц-приватизаторша В. Семенюк в своей ФГИ-шной парафии также не достигла никаких конкретных успехов. Кроме того, второй человек Донбасса – Владимир Бойко – глава «Азовстали» резко стал убежденным социалистом. Наверное, это оттого, что путь в парламент через Партию регионов ему «заказан» первым человеком Донбасса – Р. Ахметовым. Получается, что если неглубоко копнуть в списки партий, то становится примерно ясной общая картина украинского политикума, где многое решают деньги, а не идеология.
Пожалуй, только «белые и пушистые» коммунисты ничего не говорят о своих прямых спонсорах. Хотя по сути «красных» никто в расчет не берет, голоса «вечных оппозиционеров» в качестве ситуативного довеска учитывают многие.
Самыми спокойными оказались «регионалы», которые не выказывали особого беспокойства, понимая, что именно они обладают наивысшим рейтингом и в любом случае с ними придется считаться. Критикой экономической политики власти «регионалы» на ровном месте получают огромные дивиденды.
Бизнес «финансового столпа» ПР (значительную часть списка «регионалов» составляют менеджеры компаний, подконтрольных компании Систем Кэпитал Менеджмент) – Рината Ахметова – имеет стойкое направление на рост. Впрочем, бизнес одного из «любих друзів» (концерн «Укрпроминвест», корпорация «Богдан») – Петра Порошенко – также имеет существенную тенденцию роста. И в интересах «бизнес-столпов» не потерять существующее и увеличить активы и их стоимость.
Сомнительно, что возможное создание коалиции «НУ» и «ПР» – это испуг перед бизнес-акулами, которые сидят в списках БЮТ (владельцы «Брокбизнесбанка», глава «АвтоЗАЗа» и концерна «Укравто», владельца финансово-промышленной группы «Финансы и Кредит»), страх, что они отберут активы. Уж слишком отличаются сферы деятельности и возможности самих бизнесменов. В большей мере такая коалиция возможна из-за нежелания видеть Ю. Тимошенко в кресле премьера, нежелания реализации ее последовательной экономической политики, вернее отсутствия таковой. Ю. Тимошенко не раз называли главной угрозой Украины, и проблема вовсе не в социалистах, а в «профессиональности» команды, которую Юлия Владимировна ведет за собой в Кабмин.
Итак, пересекаются только интересы банковских структур (ПУМБ, Донгорбанк, Актив-банк и т.д.) со стороны ПР и «Брокбизнесбанка» со стороны БЮТ (свою «Мрію» П. Порошенко продал россиянам). Также имеет место конкуренция кондитерских интересов «Рошена» и «регионального» концерна «А.В.К.». Ну и по мелочам, вроде сборочных производств и торговой сети автомобилями «АвтоЗАЗа» и «ЛуАЗа» все того же П. Порошенко. Более мелкие точки соприкосновения существенного значения не имеют.
Требования «НУ» к ПР (отказ от федерализации, отказ от госстатуса русского языка и смягчение позиции по НАТО) не имеют никакого отношения к экономике и решаются на уровне политического компромисса. Другое дело – проблематика участия в ЕЭП, которая также является компромиссной, но пока неопределенна и станет более четкой после формирования правительства. В случае создания широкой коалиции Украина, как обычно, будет евроинтегрироваться в ЕЭП.
Вопрос коалиции значительным образом завязан на кандидатуре премьера и проблематики ТЭК. Хотя «ПР» и претендует на премьерское кресло, но может согласиться на нейтральную, но профессиональную кандидатуру. В коалиции с БЮТ нас ожидает «Юлино дежавю».
Проблематика ТЭК интересует всех – кого-то в части заработать, кого-то в части приемлемых цен на энергоносители, кого-то в сфере контроля финансовых и товарных потоков. Коалиция с ПР теоретически поможет сделать Россию более «понимающей», тогда как вышиванка г-на Шкиля отпугнет любого менеджера Газпрома. В части контроля над энергоносителями «Нашей Украине» в любом случае мало что угрожает.
В вопросе ТЭК «регионалов» интересуют, прежде всего, приемлемые цены для меткомбинатов Систем Кэпитал Менеджмент (равно как и социалистов для «Азовстали»). Юлию Владимировну интересует поставить «своих» на контроль за поставками туркменского газа (которого для Украины просто нет). «НУ» кроме финансовых, других прямых интересов теоретически не имеет.
БЮТ, как самый «честный», будет выступать за «прозорі» отношения в Россией. То, что за 1,5 года не удалось сделать «любим друзям», сможет ли сделать Леди Ю, решающая все вопросы с шашкой наголо? Никаких прозразрачных отношений с Россией никогда не было и быть не может. Даже «бандиты» поняли, что только личные договоренности и использование полутеневых схем (вроде «РосУкрэнерго») обеспечит допустимый баланс интересов. С учетом того, что действия лидера БЮТ всегда отличались харизматичностью, но не реалистичностью (например, намерения экспортировать газ из Ирана – наверное, дирижаблями), то коалиция «НУ» с «регионами» станет практически неизбежной реальностью.
Факт того, что теперь новый премьер во многом будет предопределять внешнеэкономические приоритеты Украины, свидетельствует о том, что именно формат коалиции определит, куда пойдет Украина. На евроинтеграцию формат коалиции не повлияет из-за отсутствия каких-либо действий по самой интеграции (кроме словесного шума).
Несложно сделать вывод, что оранжевая коалиция – объединение на идеологической основе с теми же персоналиями и ключевыми игроками, которые были задействованы и упомянуты в оранжевых скандалах. В таком формате скандалы неизбежны. А вот насколько живуча и эффективна возможная коалиция Партии регионов и «Нашей Украины», неизвестно – здесь возможна дорога, полная сюрпризов.
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Андрей Краснов
Последние новости