Татарский рейдерский беспредел
25.12.2007 16:35
...акционеров ЗАО «Укртатнафта». Представители «Татнефти» вместе с верноподданными Президента Татарстана М. Шаймиева буквально завалили письмами все крупнейшие, крупные, средние и множество мелких компаний, являющихся операторами нефтяного рынка, в которых содержатся слезные просьбы – не поставлять сырье на Кременчугский НПЗ. Главным мотивом, на основе которого содержится эта мольба, является то, что якобы татарские акционеры стали жертвой некой мифической рейдерской атаки. Причем абсолютно не ясно – с чьей стороны произведена эта атака. Вот только сама деятельность руководства Татарстана и компании «Татнефть» дают основания утверждать – подобных им самим асов рейдерского бизнеса надо еще поискать. О том, каким образом татарские акционеры захватили контроль над «Укртатнафтой», мы писать не будем – эта история знакома в Украине (и далеко за ее пределами) многим. И знаете, не так много удивительного в факте воровства 18,3% акций «Укртатнафты» двумя подконтрольными татарским бизнесменам «офшорками», если вспомнить хотя бы некоторые факты из богатой рейдерской биографии руководителей «Татнефти», да и высших «бонз» Республики Татарстан тоже.
Начнем, с маленького, но примечательного примера. К тому же примера довольно свежего. В середине 2007 года Федеральная антимонопольная служба России заявила о том, что «Татнефть» нарушила Закон «О защите конкуренции» и возбудила дело по заявлению ООО «ВУМН». Антимонопольщики предписали «Татнефти» устранить нарушения и заключить договор с компанией «ВУМН» на второе полугодие 2007 года.
Заметим, что ООО «ВУМН» разрабатывает сверхперспективные участки Макаровского и Верхне-Уратьминского нефтяных месторождений Татарстана. «Татнефть» оказывало «ВУМН» услуги по подготовке высокосернистой нефти на Акташской установке. Однако прокачка нефти для «ВУМН» была сведена к минимуму в феврале и заблокирована «Татнефтью» в начале июля 2007 года (знакомая методика, согласитесь: чуть что - «перекрываем кран». То же самое происходит сейчас с «Укртатнефтью»). По достоверной информации, «Татнефть» намеревалась добиться продажи компании «ВУМН» по заниженной стоимости. В качестве покупателя выступала компания «Шешмаойл», принадлежащая сыну главы «Татнефти» Рустему Тахаутдинову.
Если это не типичное рейдерство, то что? Путем шантажа «Татнефть» пыталась прибрать к рукам два наиболее перспективных месторождения нефти в Татарстане. Кстати, традиционно руководителей «Татнефти» абсолютно не беспокоили последствия их преступных действия для бюджета республики и в целом России – только с начала июля до середины августа потери бюджетов всех уровней в результате остановки прокачки составили 150 миллионов рублей.
Вообще, можно смело утверждать – в Республике Татарстан создана и успешно функционирует самая настоящая «нефтяная мафия», контролируемая некоторыми высшими должностными лицами этого субъекта Российской Федерации. Причем мы бы не стали причислять к ним многолетнего руководителя Республики М. Шаймиева - Президенту Татарстана в январе 2008 года исполнится 71 год. Понятно, что на четвёртый срок Шаймиев уже может не избраться, и в республике началась борьба за право стать преемником Шаймиева. Есть несколько серьезных претендентов. Один из них - Равиль Фатыхович Муратов, первый вице-премьер Татарстана, председатель Наблюдательного Совета «Татнефти».
Первый конфликт, в котором поучаствовал Муратов, разгорелся в 2004 году, когда он через нефтетрейдера «Корус» пытался захватить нефтедобывающее предприятие «Зюзеевнефть», которым через дочернюю фирму владеет компания «Укртатнафта». Рейдерская операция была проведена на редкость по-хамски даже по украинским меркам. Председателя правления «Укртатнафты» Павла Овчаренко, который не давал увести «Зюзеевнефть», Муратов пытался сначала снять по факсу. Потом была предпринята попытка подделать документы Наблюдательного Совета ЗАО «Укртатнафта».
Захват привлекательного предприятия сорвался только потому, что в украинских СМИ накануне «оранжевой революции» подробно расписали детали, в результате которой и Украина, и Татарстан должны были лишиться своих долей собственности в Кременчугском НПЗ, кстати, этот завод снабжает топливом и маслами вооруженные силы Украины. Прямые обвинения Муратова в сговоре с украинскими коррупционерами тогда были вынесены в заголовки публикаций.
В центре расследования оказались также первый заместитель генерального директора «Татнефти» Наиль Маганов и председатель правления Сергей Глушко. Характерно, что ровно через три года произошёл новый скандал вокруг «Укратанафты», и его основными фигурантами стали те же лица. И в 2004 году, и сейчас действия этой группы явно противоречили интересами и Татарстана, и Украины. Фактически речь шла о попытке частных лиц через менеджмент получить контроль над привлекательным нефтяным и нефтеперерабатывающим активом. В 2004 году в прессе, в связи со скандалом вокруг «Укратанафты» мелькали фамилии братьев Черных, а ФБР США по просьбе украинского правительства провело расследование, чем была сорвана практически готовая сделка по перепродаже «Укртатнафты» её менеджментом без ведома акционеров.
В 2007 году для захвата предприятия был запущен новый механизм – искусственное банкротство. Схема была разоблачена и остановлена тем же самым господином Овчаренко, как и в 2004 году. Однако на этот раз реакция татарских нефтяных магнатов была значительно более резкой. В адрес официального Киева посыпались обвинения в незаконном захвате собственности. Притом, что на самом деле суд просто восстановил Павла Овчаренко в должности председателя правления «Укртатнафты», что никоим образом не повлияло на отношения собственности. Зато господин Овчаренко остановил работу по схемам искусственного создания долга «Укратанафты» перед фирмами «Таиз», «Новойл» и другими, подконтрольными Наилю Маганову.
«Татнефть» - последний крупный российский актив, не подконтрольный непосредственно Кремлю, а находящийся в руках местной, с позволения сказать, «элиты». Фактически местная нефтяная мафия безраздельно владеет огромной территорией вроде Республики Татарстан. И при этом посягает на иностранные предприятия. Вот только странно слышать от этих людей обвинения в рейдерстве. Как в том анекдоте – «и эти люди запрещают мне ковыряться в носу».
Кстати, представители «Татнефти» при поддержке руководителей Республики Татарстан, видимо, решили во взаимоотношениях с Москвой действовать по принципу «лучшая защита – нападение». Дело в том, что по вине татарской стороны ситуация вокруг снабжения Москвы моторным топливом вновь обострилась до предела. Есть большая вероятность возникновения перебоев с бензином и дизельным топливом в столице России. Причиной неурядиц стало очередное обострение конфликта между Московской нефтяной компанией (МНК) и «Сибнефтью», с одной стороны, и «Татнефтью», с другой стороны, претендующими на контроль над Московским нефтеперерабатывающим заводом (МНПЗ), обеспечивающим более половины потребностей в топливе самого крупного города России. Похожая ситуация уже складывалась несколько месяцев назад, однако она была быстро разрешена, и ощутимых перебоев с топливом Москва не испытала.
На сей раз российская государственная нефтетранспортная компания «Транснефть» с подачи «Татнефти» прекратила отгрузку сырья на МНПЗ. Да-да, как и в случае с прекращением поставок нефти на Кременчугский НПЗ, поставки сырья на Московский нефтеперерабатывающий завод были запрещены одним из многочисленных судебных решений. Сегодня в лучших традициях бизнеса «по-татарски» на МНПЗ сложилась ситуация двоевластия. Подконтрольная правительству Москвы МНК, а также «Сибнефть», владеющие вместе контрольным пакетом акций Московского НПЗ, провели внеочередное собрание акционеров ОАО МНПЗ и избрали новый состав Совета директоров этого предприятия. ОАО «Татнефть» в собрании не участвовала (тоже очень характерная ситуация – сколько уже собраний акционеров ЗАО СП «Укртатнафта» были проигнорированы татарскими акционерами!).
Но уже после этого другой соискатель прав на МНПЗ – «Татнефть» - нанес ответный удар. Была разыграна типичнейшая рейдерская атака! Компания «Татнефть» созвала «свое» внеочередное собрание, на котором был избран другой Совет директоров. В него, как и следовало ожидать, вошли исключительно представители ОАО «Татнефть». Да еще и решение одного из судов Казани о признании действительным именно этого собрания заполучили (хотя как можно считать собрание акционеров легитимным, если в нем участвуют менее 50% акционеров этого АО?).
Патовая ситуация не замедлила сказаться на производственной деятельности - Московский нефтеперерабатывающий завод остановился. Пока «соискатели» будут решать между собой, кто будет контролировать Совет директоров, а также кто и на каких условиях будет заниматься поставками нефти на завод, Москва рискует столкнуться с серьезными проблемами. Кстати, в очередной раз мы можем убедиться в том, что как в Украине, так и в России «Татнефть» использует сходные рейдерские технологии – шантаж, прекращение поставок сырья, явно противоправные судебные решения откровенно заказного характера.
Если конфликт между МНК и «Сибнефть», с одной стороны, и «Татнефтью», с другой, затянется и МНПЗ не вернется к стабильной работе, не исключены перебои с топливом в Москве и его удорожание. Дело в том, что при исчерпании имеющихся резервов владельцы московских автозаправочных станций будут вынуждены компенсировать дефицит за счет поставок из прилегающих к Москве районов и других областей. Связанный с этим рост накладных расходов неизбежно отразится на ценах на московском розничном рынке топлива.
Так вот ты каков, северный олень, - так и хочется сказать после ознакомления лишь с некоторыми аспектами деятельности татарской нефтяной мафии! И при таком имидже эти господа смеют утверждать, что против них кто-то применил рейдерские технологии? Представляю, как искренне смеются, например, в Exxon Mobil или Shell, читая жалобы татарских рейдеров на то, что якобы их кто-то чем-то обидел! Что Муратов, что Маганов уже заняли положенные им высокие места в табели о рангах сильнейших практиков мирового беспредельного черного рейдерства.
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Олег Булатов
Последние новости