«Красная» цена

...потрудиться чтобы продать свою шпагу по высокой рыночной цене.

«Кто там шагает правой? Левой!».
Владимир Владимирович Маяковский –
специально для Петра Николаевича Симоненко
и Александра Александровича Мороза



Смело, товарищи, в ногу!

Конец мая – начало июня отмечены двумя вроде бы и не связанными друг с другом, но на диво совпавшими по времени объединительными инициативами.

Во-первых, четыре националистические партии – КУН, ОУН, ВО «Свобода» (бывшая СНПУ) и ОУН (революционная) – решили слиться воедино на идейной платформе 1929 года а-ля Евгений Коновалец и Степан Бандера и добиваться, чтобы эти постулаты «утверждались в повседневной жизни».

Во-вторых, в энергичное движение пришел и левый фланг. Социалистическая и Коммунистическая партия на уровне своих президиумов включились в переговоры о выдвижении единого кандидата на президентские выборы. Более того, 4 июня Петр Симоненко даже обронил фразу о том, что есть перспектива объединения КПУ и СПУ в «единую мощную партию левого спектра».

Неизвестно пока, во что выльются обе инициативы, но синхронные телодвижения представителей крайних флангов, похоже, вполне характерны для кампании-2004. Политики, оттесненные фаворитами гонки с заметных ролей, пытаются повысить свою рыночную стоимость, предлагая себя «в пакете». Идейно зрелый и дисциплинированный электорат правых и левых обязательно пригодится двум основным претендентам на высший пост, и такой ресурс, еще более ценный из-за «пакетного предложения», вполне можно обменять на серьезные дивиденды от победителя.

Великое левое братство

С крайне правыми, давно отброшенными на обочину политической жизни и растворившимися в обильной национал-либеральной массовке Виктора Ющенко, все более-менее понятно. Создание единой партии позволит им претендовать на место в одном кругу с Рухом, УНП, «Реформами и порядком» и рассчитывать на больший успех в разделе плодов возможной победы. Всех акционеров будущей националистической партии сегодня уравнивает прозябание в одиночестве, а потому особых трений меж ними не предвидится.

Зато отношения между двумя серьезными игроками левого фланга складываются далеко не так просто.

Само сосуществование СПУ и КПУ – уже конфликт. Александр Мороз создал в 1991 году Социалистическую партию в условиях запрета Компартии. Тогда же прозвучало обязательство, что после легализации КПУ социалисты вольются в ее широкие ряды. Однако в 1993 году Коммунистическую партию восстановили без участия Мороза, Сан Саныча на роль лидера не приглашали, и «временной» СПУ не оставалось ничего иного, как зажить своей вполне успешной жизнью.

Слишком медленно набиравшие сил коммунисты долгое время испытывали по отношению к Соцпартии комплекс «младшего брата». В 1994 году им пришлось поддерживать кандидатуру Александра Мороза на пост спикера парламента и на президентских выборах, поскольку имя Петра Симоненко ровным счетом ничего никому не говорило. Только к 1998-му году КПУ начала отвоевывать свои позиции, и с тех пор две крупнейшие левые партии вошли в полосу жесткой конкуренции.

Особенно бывших собратьев разделило участие СПУ в борьбе за власть за интересы прозападной оппозиции в 2000 - 2001 гг. В дальнейшем социалисты и коммунисты попеременно оказывались то по одну, то по разные стороны баррикад. В феврале 2004 года интересы Соцпартии окончательно разошлись с интересами правооппозиционной двойки, и вопрос о сближении соседей по красному спектру возник сам собой.

Пропорциональная система выборов и усиление функций парламента оказались для умеренно-левых соратников Мороза куда более выгодными, нежели абстрактные дивиденды от поддержки прозападного кандидата на президентских выборах. Совершенно не случайно, оказавшись в коалиции сторонников политреформы с коммунистами и центристами, Соцпартия сделала свой глобальный выбор в решающей борьбе сегодняшнего дня.

Дальнейшее сближение с Компартией, а через нее – с левым флангом центристского лагеря (в частности, с СДПУ(о)), могло бы стать следующим логичным шагом в стратегии СПУ. Однако, похоже, что президентские выборы – не совсем удачный момент для подобных телодвижений.

Каждый за себя

В диалоге, который ведут лидеры двух крупнейших левых партий, сквозят старые обиды и недоверие. Социалисты намекают на то, что команда Симоненко «продалась власти». Те отвечают такой же монетой насчет обслуживания Морозом интересов Америки.

Соцпартия предлагает выдвинуть единым от левых своего лидера, так как он более импозантен и способен объединить не только левых избирателей, но и часть протестного электората с правого фланга.

Компартия парирует эти доводы, упирая на то, что рейтинг П. Симоненко более чем вдвое выше, нежели у А. Мороза. А инициативу об объединении СПУ и КПУ лидер коммунистов сопроводил не тонким намеком на то, что социалисты некогда намеревались влиться в возрожденную Компартию, и предложил им объединить усилия именно таким путем.

Так что пока «левая интеграция» сейчас выглядит, скорее, некоей игрой, зондированием позиций друг друга и украинского политикума в целом.

Выдвижение единого кандидата в Президенты от левых автоматически выдвигает его на позицию третьего соискателя главного приза, однако с весьма небольшими шансами стать хотя бы вторым. Суммарный рейтинг Александра Мороза и Петра Симоненко не превышает пока 14%.

Однако выход левого претендента во второй тур, хотя и несет неплохой заряд бодрости на парламентские выборы 2006-го, тем не менее означает бесплатный подарок противнику. В соперничестве тет-а-тет с правым или центристским кандидатом единый левый может сыграть только одну роль – роль «пугала» по старой ельцинской схеме «Голосуй, или проиграешь!».

Динамичный рейтинг Виктора Януковича разрушил мечту Виктора Ющенко на беспроигрышный вариант – выйти во второй тур с коммунистом. А если, паче чаяния, в день решающего голосования один на один выступят кандидат от центристов и кандидат от левых, даже преданный электорат Виктора Андреевича вынужден будет сделать нелегкий выбор в пользу «более своего буржуя».

Иначе говоря, попадание во второй тур не сулит украинским «красно-розовым» никаких заметных дивидендов. Разве что – задел на парламентские выборы-2006, но и эти сливки соберет лишь та партия, чей лидер будет единым кандидатом.

Ни Соцпартии, ни Компартии в этом вопросе не выгодно идти на уступки друг другу. Для социалистов вопрос прохождения в будущий парламент стоит особенно остро – их рейтинг по окончании уличных революций упал с 7 до 3 - 4%. А в дальнейшем шансов на создание революционной ситуации еще меньше, так что засветка на президентских выборах – один из немногих шансов СПУ положить за щеку хоть какой-то политический багаж.

Коммунисты, настроенные более оптимистично, тем не менее ревниво относятся к количеству своих кресел в будущей Верховной Раде. В том, что они там будут, сомневаться не приходится, вопрос лишь в том, сумеют ли «комми» отыграться за 2002-й и восстановить одну из крупнейших фракций в 120 штыков, или продолжат сползание вниз.

Обстановка, в принципе, благоприятствует амбициям «ярко-красных» – выборы будут проходить на пропорциональной основе, КПУ вновь на передовой борьбы за счастье трудящихся против гидры мирового (в первую очередь – западного) капитализма, причем значительная часть «враждебной буржуазии» из центра вынуждена демонстрировать лояльность левым «врагам своего врага».

Однако, если на президентских выборах фаны Компартии не увидят П. Симоненко, который и так не покоряет харизмой, Петр Николаевич может в 2006-м запросто подарить солидный кусок электората Соцпартии, а затем и пост первого секретаря – например, Леониду Грачу.

По здравому рассуждению, украинским левым выгоднее всего идти в 2004-м двумя колоннами, помышляя между тем если не о формальном объединении, то о консолидации позиций точно. Все помыслы бойцов красного фланга должен теперь занимать год 2006-й.

Свой буржуй ближе к телу

Что ж до президентских выборов, то здесь левые оказались меж двух огней. Национальная буржуазия под флагом центризма борется с буржуазией прозападной под флагом национал-демократии. При всей теоретической сложности этого выбора, украинские последователи Маркса и Ленина его уже сделали, исходя не из наследия классиков, а из политической практики.

Проект политической реформы, который был направлен против возможной монополизации власти правым, прозападным флангом украинского политикума, был с энтузиазмом поддержан не только центристами, защищающими интересы крупного промышленного капитала, но и левыми партиями, которые в данном случае отстаивали лучшие условия для своего светлого будущего.

Поэтому, по большому счету, перед социалистами и коммунистами, равно как и перед их крайне правыми коллегами по объединительным играм, не стоит вопрос о том, кого из двух фаворитов гонки – Виктора Ющенко или Виктора Януковича – поддержать во втором туре.

Вопрос лишь в том, как подороже продать свое «электоральное добро» более «своему буржую»…
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Иван Нариманов
Поделиться в Facebook
Последние новости