Воздушные ворота Днепропетровска могут закрыть
10.08.2006 12:44
...«Днепроавиа» в июне 1996 года. Авиакомпания имеет собственный парк самолетов Як-42Д и Як-40, в ее состав также входит международный аэропорт «Днепропетровск» - один из ведущих аэропортов Украины. Авиакомпания входит в десятку крупнейших украинских перевозчиков. Самолеты «Днепроавиа» летают в Россию, Германию, Турцию. Фактически это воздушные ворота Днепропетровска - одного из крупнейших городов востока Украины.Но, как оказалось, ветер перемен не обошел и днепропетровских воздухоплавателей. Еще в середине 90-х в связи с расширением объема перевозок возник вопрос о реконструкции Днепропетровского аэропорта и покупке новой техники. Поскольку государство, занятое другими важными проблемами, фактически самоустранилось от решения этих вопросов, «Днепроавиа» рискнула взять немалые кредиты в коммерческих банках. На то время это был правильный шаг, позволивший компании вырулить из непростой финансовой ситуации. Вместе с тем заимствование кредитов не решало проблем в комплексе, поскольку чрезвычайно жесткая конкуренция на рынке авиаперевозок постоянно вынуждает совершенствовать качество услуг и комфортабельность перевозок. Перманентно возникающие осложнения в отношениях с партнерами (последнее в этом ряду - с крупнейшим монополистом на рынке авиаперевозок - немецкой компанией Lufthansa), а также объективные причины - постоянный рост цен на авиатопливо и увеличение тарифов на обслуживание в аэропортах назначения - заставляют руководство компании изыскивать все новые возможности для того, чтобы не потерять свое место на рынке.
Длительное пребывание на грани цейтнота, немалые долги и другие финансовые проблемы, которые нередко приходилось гасить едва ли не «пожарными» методами, привели руководство компании к логичному решению о необходимости полномасштабного комплексного оздоровления финансового состояния «Днепроавиа» - так называемой санации компании, то есть проведения системы мероприятий, связанных с финансовой и операционной реструктуризацией. Санация авиакомпании «Днепроавиа», план проведения которой был предварительно одобрен комитетом кредиторов, проводится в рамках дела о банкротстве №Б29/194/04, находящемся в Днепропетровском областном хозяйственном суде. Санатором планирует выступить компания «Приват Интертрейдинг», которая предложила свое видение развития материально-технической базы «Днепроавиа» в 2006-2009 годах. На это, в частности, предусмотрено направить около 206 миллионов гривен, причем санатор готов выступить поручителем по кредиту.
Собственно, идет речь о технической модернизации - создании в ближайшем будущем современного авиационного комплекса, соответствующего наивысшим международным стандартам качества обслуживания пассажиров и обеспечивающего высочайшую надежность полетов, а также надлежащее качество выполнения грузовых авиационных перевозок. С этой целью предполагается осуществить финансовую реструктуризацию компании. Кроме того, планируется подписание мировых соглашений относительно отсрочки уплаты долгов и их рассрочки, что, естественно, позволит аккумулировать средства и пустить их в производственный оборот.
Разработанный санатором план предусматривает независимую оценку имущества «Днепроавиа», которое может отчуждаться либо передаваться в аренду, что обеспечивает объективность этой оценки. Кроме того, значительное внимание по плану санации отведено социальному аспекту, согласно которому любые изменения условий труда либо сокращение работников могут производиться исключительно в соответствии с трудовым законодательством, что обеспечивает социальную защищенность членов трудового коллектива.
Подобный системный подход при условии его полной реализации позволит быстро и эффективно решить проблемы авиакомпании, тем более что санатор - компания «Приват Интертрейдинг» - является одним из мощных игроков отечественной промышленности и имеет возможность привлечь необходимые финансовые средства.
Увы, не совсем понятную позицию в этом вопросе занял Фонд государственного имущества, который отказал в утверждении плана санации.
Позиция ФГИ тем более нелогична, что выдвинутое им требование - выделить из состава предприятия аэропорт как отдельное юридическое лицо - может привести к разрушению целостной структуры «Днепроавиа» и ставит под угрозу существование компании вообще, поскольку в таком случае резко возрастут и без того высокие затраты авиаперевозчика на аэропортовое обслуживание. Если следовать логике ФГИ и разделить компанию и аэропорт, то как в таком случае быть кредиторам, имеющим претензии пока что к единому юридическому лицу - «Днепроавиа»? Кстати, никто даже не удосужился поинтересоваться позицией кредиторов по этому вопросу. Кроме того, оказывается, не существует юридического механизма, с помощью которого можно было бы выделить аэропорт как структурную единицу из состава авиакомпании.
Кстати, в соответствии с действующим законодательством даже после отчуждения имущества, находящегося в залоге, юридическое лицо, принявшее данное имущество на свой баланс, несет солидарную ответственность перед залогодержателем. И права на заложенное имущество все равно сохраняются у кредитора. То есть в отношении данного юридического лица (гипотетически выделенного из состава «Днепроавиа» аэропорта) может быть возбуждено дело о банкротстве.
Поэтому можно понять тревогу и озабоченность кредиторов, совершенно справедливо опасающихся головной боли для себя в случае, если бы события разворачивались по сценарию, написанному в кабинетах ФГИ. Если же проблему рассматривать сугубо с юридической точки зрения, то и здесь возникают вопросы правового плана, поскольку невозможно разделить требования кредиторов, включенных в состав соответствующего реестра, на два юридических лица.
Складывается впечатление, что позиция ФГИ в вопросе санации «Днепроавиа» не только лишена смысла и логики и не только противозаконна, но и деструктивна по своей сути, что вынуждает делать определенные выводы и сомневаться в государственном подходе к данной проблеме со стороны этой государственной структуры. Предлагаемые ведомством госпожи В. Семенюк способы решения проблемы балансируют на грани нереальности, бесполезности, незаконности и откровенной бессмысленности.
Подобную позицию заняла и Госавиаслужба Украины, которая также требует выделить аэропорт из состава компании, правда, после выполнения плана санации предприятия.
А время идет. Срок, отведенный на санацию «Днепроавиа», подходит к концу, но дело не продвигается. В трудовом коллективе нарастает чувство тревоги, руководство компании с трудом пытается удерживать предприятие, что называется, на плаву.
На сегодня, учитывая позицию ФГИ, пока трудно предположить, как удастся решить проблему «Днепроавиа». Имеются три варианта дальнейшего развития событий: пролонгация срока проведения санации, прекращение санации с последующим признанием «Днепроавиа» банкротом и ликвидацией предприятия, прекращение санации с подписанием мирового соглашения. Конечно же, если рассуждать, руководствуясь соображениями логики, здравого смысла и целесообразности, то очевидно, что ликвидировать предприятие легче всего. Но вряд ли об этом всерьез станут говорить даже люди, весьма далекие от проблем авиаперевозок. В свою очередь, прекращение санации тоже не решает вопрос, а загоняет его вглубь.
Если же подходить к вопросу ответственно и компетентно, то, во-первых, необходимо пролонгировать сроки проведения санации. Во-вторых, нужно приложить усилия для подписания мирового соглашения с кредиторами. И в-третьих, что самое важное, - направить все усилия на приватизацию «Днепроавиа», поскольку это является единственным вариантом улучшения финансового состояния «Днепроавиа» и выведения компании на уровень европейских стандартов.
Ирина Науменко, "Комсомольская Правда"
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Последние новости