Страсти по бензину

…продукты нефтепереработки и синтеза на базе нефтяного сырья, а доля нефти в общем потреблении энергоресурсов непрерывно растет и в настоящее время составляет более 60%. И рост цен на нефть паровозом тянет за собой цены на все без исключения дела рук человеческих…

С 1 августа 2006 года российское правительство приняло решение повысить ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть для всех «незалежных» государств, не имеющих удовольствия находиться в пределах досягаемости Таможенного союза. Теперь нефть, ввозимая на территорию Украины, облагается немилосердной таможенной пошлиной в размере $216,4 за 1 т. Предыдущая пошлина составляла $199,8.

Ничего неожиданного не произошло. Мониторинг цен на российское сырье на мировых рынках в мае-июне показал, что пришла пора повышать пошлины. Средняя цена на русскую нефть марки Urals за контрольный период повысилась до $64,46 за 1 барр.

Но и это, очень вероятно, не предел. Рок событий июля и половины августа говорит, что зловредная пошлина с 1 октября может взять рубеж в $235 за 1 т. Цена Urals сейчас колеблется у отметки $70 за 1 барр. Пошлина рассчитывается по узаконенной Госдумой еще 28 апреля 2004 года незамысловатой формуле – при цене нефти на биржах свыше $25 за 1 барр., в федеральную казну напрямую притекает не более $29,2 и плюс жирный ломоть в виде разницы между фактической ценой и $25 за 1 барр. А цена на нефть в ближайшие месяцы вряд ли упадет, т.к. наши американские друзья, очертя голову, продолжают нагнетать страсти на Ближнем Востоке.

Таким образом, за недолгую историю существования новой шкалы пошлины, размер сравнительно честного способа изъятия избыточной прибыли у нефтяных акул вырос с $41,6 до нынешних $216,4. Только эта «мзда» от нефтяных компаний позволила российскому государству за два с небольшим года приобрести не менее $100 млрд.

Несомненно, повышение на 8% вывозной пошлины допингует общую инфляцию. Но более всего рост экспортного тарифа бьет по ближайшему сектору экономики – нефтепереработке.

Собственно, и упадок нефтеперерабатывающей отрасли в Украине после трехлетнего мига относительного благоденствия в 2001-2003 гг. напрямую связан с ростом мировых цен на нефть, усугубленных меркантильным, но вполне объяснимым желанием русских стричь с этого купоны.

Потребление нефтепродуктов в Украине составляет порядка 10 млн. т в год. Емкость рынка – до $7 млрд. Основную часть рынка занимают российские нефтяные компании, которые владеют почти всеми нефтеперерабатывающими заводами. В 2005 г. украинские заводы по сравнению с 2004 г. сократили переработку нефти на 17,8% – до 17,4 млн. т. Это притом, что суммарная проектная мощность НПЗ составляет 51 млн. т.

В этом году продолжилось скольжение по наклонной. Русские добытчики сократили поставки нефти на НПЗ Украины за 7 месяцев 2006 года в сравнении с соответствующим периодом 2005 года на 29,9% - до 6,591 миллиона тонн. Вряд ли в этом году НПЗ переработают более 12 млн. т. Т.е. загрузка мощностей заводов составит порядка 23%. При таком коэффициенте использования оборудования о рентабельности производства сложно говорить. Производить бензин в степях Украины становится делом неприбыльным.

НПЗ уже в 2004 году стали нести убытки. Например, «Лукойл – Одесский нефтеперерабатывающий завод» закончил с убытками в 1,9 млн. грн. Что само по себе для производителей бензина нонсенс. Предыдущий 2003 год едва свел концы с концами, получив символическую прибыль в размере 490 тыс. грн. Не намного лучше обстоят дела на остальных пяти заводах.

Дабы выползти из ямы убытков, Алекперов распорядился остановить работу Одесского НПЗ на реконструкцию с целью повысить глубину переработки с нынешней 53,5% до европейских стандартов – 80%. Другие НПЗ не столь радикально подошли к вопросу модернизации, продолжая работу, пытаются рационализировать отдельные нитки техпроцесса.

Чтобы как-то переварить и новые цены на сырье, и новые пошлины, и все растущие украинские налоги и акцизы, необходима глубокая модернизация всех украинских НПЗ. Глубина переработки нефти на них ныне колеблется в пределах 48% (Херсонский НПЗ) – 69,66% (Лисичанский НПЗ). По расчетам экспертов, для выхода светлых продуктов на уровень 80% необходимы инвестиции как минимум в размере $1 млрд. Практика показывает, что разрыв в планируемых расходах и фактических доходит до 100%. В одночасье изыскать такие средства для нефтяных баронов России – владельцев НПЗ, в принципе, непроблематично, но якорем держит низкая рентабельность производства, а экспортная пошлина крепчает. И помочь правительство Украины снижением налоговой удавки никак не может – перепопулиженный госбюджет требует средств. Круг замкнулся.

В прошлом году дошло до того, что руководство компании ТНК-ВР, владеющей Лисичанским НПЗ, на встрече с Иваном Плачковым (тогдашним министром энергетики) пригрозило уходом из Украины, если правительство не прекратит «рукосуйство» в делах ценообразования.

Пока же ход событий показывает, что Украина теряет нефтеперерабатывающую отрасль. А это, кроме всего прочего, десятки тысяч рабочих мест. Замещение бензина собственного производства импортным – не выход из положения. Это еще и увеличение и без того удручающего отрицательного сальдо внешнеторгового баланса. В конце концов, можно все завозить, ничего не производя взамен, и стать образцовой банановой страной. Впрочем, те хотя бы бананы выращивают.

Здесь уместно вспомнить, что после кошмара 1990-х годов именно топливная промышленность после продажи ее активов русским компаниям в 1999-2000 гг. стала базовой отраслью, расшевелившей смежные звенья экономического механизма и вызвавшей рост экономики. Уже в 2001 году доля продукции НПЗ в приросте ВВП составила 45%.

Добавит проблем и очень возможное решение России вернуться к практике взимания НДС с поставок нефти на границе с Украиной, которая действует с января 2005 года и которая вводилась до «оранжевых» событий исключительно под Януковича – кандидата в президенты. Если второе правительство Большого Яна не выкажет практических дел по приобретению статуса члена клуба ЕЭП, «братская» поблажка может быть похерена.

А пока же рост мировых цен и свежеиспеченная вывозная пошлина делают свое черное дело. За первую половину августа цены на моторное топливо на заправках выросли в среднем более чем на 5%. И рост продолжается. Уже взят психологический барьер – $1 за литр А-98. Наибольшую динамику демонстрирует «пролетарский» бензин - А-76, который за две недели августа потяжелел более чем на 6%. При этом обнаружился его явный дефицит. Производители, ввиду очевидной нерентабельности его производства, поджали выпуск.

Бодряческие прогнозы от экс-министра экономики, прозорливого Арсения Яценюка, как всегда, попали пальцем в небо. «Мы сегодня прогнозируем незначительные колебания на рынке нефтепродуктов, и такие колебания будут не более 3 - 5%», (в августе-сентябре – авт.)», – не далее как 1 августа заявил на пресс-конференции пан Яценюк.

Виктор Федорович уже почувствовал неладное в бензиновых делах и не замедлил обозначить державную озабоченность. Премьер на заседании в Донецкой облгосадминистрации 12 августа посетовал на работу своих предшественников по вопросу обеспечения Украины нефтепродуктами. «Почти не использовался механизм производства нефтепродуктов из украинской нефти, что мы всегда делали, снижая цены, откровенно говоря, демпингуя», - сказал глава Кабмина.

Однако Янукович несколько лукавит. Следует напомнить, что во время его первого премьерства не была доведена до логического конца работа по созданию государственного механизма по регулированию цен через сеть автозаправок государственной вертикально-интегрированной компании (ВИНК) и накоплению мощного стратегического резерва топлива, как это делает всякое уважающее себя европейское государство. И поныне проект ВИНК остается сказкой про белого бычка, который обязан поднять на рога цены и тряхнуть их вниз.

Вот вам и карты в руки, господин Янукович. Делайте то, что должны были сделать еще три года назад. И поменьше прожектов по поводу освоения сибирских залежей углеводородов. «Мы ставим задачи разрабатывать месторождения в Казахстане, Узбекистане и России», – уже бурлит задумками Виктор Федорович, едва успев подписать Универсал. Впрочем, ежели войти в ЕЭП, а Универсал использовать по житейской надобности, тогда вполне «прожекты» могут превратиться в рабочие проекты. Другой путь заказан. Кучмизм – «и вашим, и нашим» – уже не катит.

Пока же соглашусь с Леонидом Даниловичем, что Украина – не Россия. И потому у нее на две напасти больше. К непреходящим бедам – дуракам и дорогам – в последние 15 лет добавились еще две, во многом рукотворные – стремительно растущие цены на бензин и газ. И как бы последние две беды не превратились в постоянных спутников нашей жизни.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Антон Дальский
Поделиться в Facebook
Последние новости