Откуда заходят миллиарды?
28.03.2008 11:00
...информации всколыхнула ТОП-новость о том, что председатель наблюдательного совета украинского ОАО «Мостобуд» Владимир Продивус и президент американской The Sun Land Group Corp. Жозе Даниел Мехиа подписали базовое соглашение о финансовой помощи и управлении проектами по строительству инфраструктуры в Украине на сумму около 7 миллиардов долларов.Кто же принес миллиарды в Украину?
На сайте компании (www.sunlandtrade.com), зарегистрированной в штате Флорида, США, мы узнали, что с момента основания Sun Land Group тесно сотрудничает с Florida Export Finance Corporation (FEFC) – партнером крупнейшего в Америке государственного Export-Import Bank of The United States (Ex-Im Bank). FEFC – главный уполномоченный орган в штате Флорида по вопросам экспортного финансирования и отвечает за решение всех вопросов, связанных с разработкой и стимулированием экспортных операций государства.
Как известно, финансовые институты – наиболее информированные структуры о бизнес-деятельности своих клиентов.
На некоторые вопросы, связанные с планами The Sun Land Group Corp. в Украине, мы попросили ответить президента FEFC г-на Стива Фенчера.
НАША СПРАВКА:
Базовое соглашение между «Мостобудом» и The Sun Land Group Corp. подписано в феврале нынешнего года в Париже. Документом оговорены вопросы финансовой помощи и управления проектами по строительству инфраструктуры в Украине. В частности, «Мостобуд» предложил для участия в проекте такие важнейшие и масштабные объекты, как Подольский мостовой переход через Днепр в Киеве, автомагистраль через Днепр в Запорожье, Южный мост в районе Украинки, Киевской области, транспортный переход «Крым-Кубань» через Керченские пролив, мост через Днепр в Кременчуге, объездной мост через Южный Буг – на общую сумму около 7 миллиардов долларов. В соответствии с базовым соглашением, стороны обязуются оказывать содействие в получении необходимых правительственных разрешений и санкций в отношении проекта. «Мостобуд» и Sun Land договорились, что на основании базового соглашения они заключат отдельные соглашения по каждому специальному проекту, в которых будут прописаны конкретные условия и другие детали. Начнут ли западные деньги работать в Украине – дело за правительством.
Важно создать финансовый инструмент взаимовыгодного сотрудничества
- The Sun Land Group Corp. – известная американская компания, представляющая помощь при финансовом кредитовании услуг в области инженерии, строительства, получении капитальных инвестиций для иностранных правительств и частных компаний, - рассказывает г-н Фенчер. – Деятельность Sun Land Group полностью отвечает требованиям Глобального договора ООН (UN Global Compact) и ведется в соответствии с десятью принципами ООН в сфере прав человека, охраны труда, окружающей среды и борьбы с коррупцией.
У Sun Land – большая поддержка американского Ex-Im Bank и Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР). Практически каждый большой банк имеет фонд для развития стран «третьего» мира и таких, где в последние 15-20 лет поменялись режимы. К последним относится и Украина. Также Sun Land работает с многочисленными финансовыми фондами. У каждого фонда – свои интересы. Скажем, одного интересуют вложения в инфраструктуру, другой фонд финансирует медицину, образование и т. д.
Хорошо зная рынок и интересы его участников, Sun Land координирует финансирование проектов.
- По нашим меркам (да и по международным), 7 миллиардов долларов – баснословная сумма. Какова стоимость этих денег для Украины?
- Все зависит от конкретного проекта — его масштабности, сроков окупаемости и т. д. Например, Ex-Im Bank и ЕБРР привязывают финансирование к «LIBOR» — образно говоря, к ставке интереса, который закладывают в межбанковской валюте. Величина «LIBOR» известна и прозрачна. Для Украины это очень выгодные деньги!
- Может ли «LIBOR» быть ниже? Как такой получить?
- Может. Истории известны такие случаи, когда кредиты выдавались вообще без процентов или даже безвозвратно. При этом всегда надо помнить: бесплатным сыр бывает в мышеловке. Не будешь платить деньгами – заплатишь суверенитетом, политическими или какими-то другими дивидендами.
Мы считаем важным подчеркнуть: с Украиной ведущие мировые банки придерживаются общепринятой величины «LIBOR». У нас отношения равноправные.
- Что вы можете прокомментировать относительно привлечения в проект средств фондов, других финансовых институтов?
- Это непременно будет сделано, с учетом интересов каждого. Приведу такой пример. На ближайшие 3 года китайское правительство через специально созданное государственное агентство выделило 50 миллиардов долларов на развитие латиноамериканского региона для привлечения китайских компаний к международным проектам.
Есть информация, что на 2009-2010 года китайцы выделяют порядка 30 миллиардов долларов для вхождения в Восточную Европу.
Sun Land изучает такую информацию и оказывает помощь сторонам в реализации своих интересов. Ведь, как известно, любой контракт, любое финансирование предусматривает какие-то условия.
Например, стало известно, что на другом конце света правительство Колумбии намерено строить большой морской порт по транспортированию угля – мощностью 60 миллионов тонн в год. 90% работ готовы финансировать китайцы. С условием, чтобы в ближайшие 20 лет 80% угля из этого порта направлялось в Китай.
Sun Land нашла компании для участия в этом проекте. В том числе украинский «Мостобуд».
- В прессе прошла информация, дескать, Sun Land давала кредит Доминиканской Республике и сейчас разоряет ее. Проводится параллель с Украиной...
- Сразу ясно, что это писали люди некомпетентные или рассчитывающие на неподготовленную аудиторию. Уже хотя бы потому что, невозможно одним контрактом обанкротить такую страну, как Доминиканская Республика. Украину, кстати, тоже.
На самом деле, Sun Land успешно сотрудничала и продолжает сотрудничать с Доминиканой.
В чем там проблема? В странах с неустойчивой или молодой политической системой политическая борьба часто ведется в ущерб экономическим, а в конечном итоге, национальным интересам государства. Например, Sun Land нашла средства, чтобы вложить в развитие сельского хозяйства около 600 миллионов долларов. Также президент страны пообещал доминиканцам возвратить вклады после банковского дефолта. Для этого была организована специальная финансовая схема, и деньги населению выплачены.
Назовем вещи своими именами. Смогло бы Доминиканское государство самостоятельно возвратить народу миллиардные долги? Однозначно, нет. И все же делать это нужно? Безусловно. Значит, деньги надо у кого-то позаимствовать. Причем не на короткий, а на длительный срок. Иначе смысл заимствования пропадает.
Не нами придумано: политические структуры у власти меняются быстрее, чем погашаются кредиты по контракту. Скажем, если контракт заключен на 25 лет, то рассчитываться по нему будет не одно правительство. Объективно для государства, для его народа такой контракт выгоден. Но у политической конъюнктуры свои интересы. Включаются PR-машины, и людям уже не напоминают, что им возвращены, казалось бы, безнадежные вклады, что вздохнуло и заработало сельское хозяйство… Но каждый новый политик не преминет упрекнуть прежнее руководство в тяжком финансовом наследии.
Увы, политики всегда хотят перехитрить время. Но жизнь не обманешь: принципиально поворачивают ситуацию к лучшему только долговременные, стратегические программы, а не те, которые искусственно создаются под каждые выборы.
Если подобное и надо кому-то долго объяснять, то, думается, украинцам этот тезис близок и понятен.
- Sun Land зарегистрирована в штате Флорида?
- Совершенно верно. А филиалы и представительства работают по всему миру – в Доминиканах, Эквадоре, Перу, Венесуэле, Китае, Японии, 2 офиса в Индии и других регионах. В частности, сегодня Sun Land участвует в масштабном проекте создания в Гаити свободной экономической индустриальной зоны.
Несколько слов о кадрах. В компании собраны весьма квалифицированные и авторитетные профессионалы. Это люди, работавшие ранее на ТОП-должностях в Ex-Im Bank США, в ЕБРР, бывшие государственные деятели высокого ранга, дипломаты, послы, которые свободно ориентируются в интересующих компанию регионах.
Сегодня Украина весьма привлекательна для инвестиций. Но международные деньги не пускает бюрократия
- Почему взгляд Sun Land Group упал на Украину?
- Каждая компания занимает свою нишу. Мы уже говорили, Sun Land участвует в проектах для стран, изменивших свои политические режимы. Особые возможности открылись в связи с проведением в Украине чемпионата «Евро-2012».
Я довольно хорошо проинформирован о планах Sun Land в Украине.
- Тогда объясните, почему столь масштабное соглашение подписывалось не с правительством, а с частной структурой – компанией «Мостобуд».
- Если помните, в сентябре минувшего года Sun Land начала переговоры с прошлым правительством об оказании Украине помощи в развитии национальной инфраструктуры.
Проанализировав ситуацию, в компании пришли к выводу, что более прагматично иметь дело не с правительственными чиновниками, а со стабильной частной структурой, которая уже имеет контракты и работает по инфраструктурам.
Продвигаясь по этому пути, Sun Land вышла на украинский «Мостобуд». Выяснилось, что эта компания имеет целый пакет масштабных проектов в разной стадии реализации. Но возникают проблемы с финансированием.
Sun Land, например, узнала, что стопорится строительство внеклассных мостовых сооружений в Запорожье и в Киеве. Причина? Это стоит миллиарды денег, которых в государстве нет.
Будем откровенными: без внешнего финансового вливания подобные стройки рискуют растянуться на десятилетия. А это ведет не только к удорожанию проектов. Ведь то, что построено сегодня, через 10 – 15 лет уже придется ремонтировать. И не потому что износилось от интенсивной эксплуатации, а износилось от времени. Подобное - вообще деньги на ветер. Вот что обидно!
Также всем очевидна актуальность строительства Большой кольцевой дороги вокруг Киева. Проект давно готов. Но не знают, с какого конца взяться. Естественно, если каждый год выделять из бюджета по 100 миллионов на проект, который сегодня оценивается более 5 миллиардов долларов, – так и строить его будут 50 лет! Более интенсивное финансирование Украине самой не вытянуть. А растягивание проекта приведет к существенному удорожанию, да и убьет саму его идею.
Какой выход? Он в том, чтобы найти финансовый инструмент, который объединил бы усилия правительства, регионов и бюджет «Евро-2012» для развития инфраструктуры страны. С участием Sun Land к уже названным источникам финансирования может быть подключен четвертый – средства, привлекаемые Sun Land Group. И мосты будут построены не через 10 – 15 лет, а за 2 – 3 года.
Надо учесть и финансовую тенденцию в Украине. Если проект рассчитывался, скажем, в 2000-м году, то в 2008-м он будет стоить гораздо дороже. Из вашей практики известна цифра: каждый год затягивания строительства приводит к удорожанию проекта на 20 – 25 процентов. Вот и посчитайте, что государству выгоднее: растягивать стройку на десятилетия или завершить за короткий промежуток времени, выплачивая в 5-8 раз меньше за привлеченные деньги? И сравните цифры. Да и от транспортных проблем не уйдешь. Через полтора десятка лет Украине понадобятся уже другие мосты!
- Не боитесь рисковать миллиардами?
- Бизнес – всегда риск, основанный на расчетах. Мы обратились к авторитетнейшим международным рейтинговым агентствам Moody's Investors Service и Standard & Poor`s, чтобы уточнить кредитные позиции разных городов в Украине. На сегодняшний день у вас имеют международные рейтинги Киев, Запорожье, Одесса, Бердянск и Харьков. Самый высокий у столицы – «А+». Это нормально.
На Западе очень прагматично смотрят на такие рейтинги и доверяют им. На их основании готовят контракты, оценивают риски, вырабатывают механизмы финансирования и гарантий.
Первоначально Sun Land рассматривала сотрудничество в развитии инфраструктуры только в городах, имеющих рейтинг. Оказалось, в Киеве и в Запорожье один и тот же генподрядчик строит сверхсложные мосты. От «Мостобуда» узнали, что вместе с этими двумя проектами у него в работе шесть крупных. Теперь уже американская компания заинтересована, чтобы международные рейтинги получили тот же Николаев, Крым – все территории, где идет строительство мостов.
Дело – за местными властями. Чтобы открыть финансовое кредитование, надо получить кредит доверия в виде международного рейтинга. Все зависит от мэров городов – они должны подготовить необходимую информацию (хотя у вас к открытости не привыкли). Это сразу изменит отношение ведущих банков и фондов к украинским региональным программам.
…Вы спрашивали о причинах отрицательного пиара в ваших средствах массовой информации? Надо понимать: у «Мостобуда» как у любой крупной компании есть и будут конкуренты. Мы их тоже изучили. Эти конкуренты не могут подтвердить свой уровень такими значительными объектами, как, скажем, все киевские мосты, большинство мостовых сооружений в регионах Украины. Вот почему конкуренты делают все, чтобы воспрепятствовать «Мостобуду» сотрудничать с Sun Land. Это, безусловно, мешает развитию вашей страны. Но, слава Богу, мощные мировые инвесторы не такие уж наивные и доверяют больше международным рейтингам, оценкам специалистов, а не заказному пиару. К этому мы привыкли. Таковы правила игры. Пусть критики проекта расскажут, сколько денег они привели в экономику своей страны. А мы сравним.
Хотелось бы высказать и такое личное наблюдение: ну, слишком увлеклись ваши политики своими внутренними разборками. В таких условиях трудно привлечь в страну большие деньги. А с другой стороны, наиболее успешным компаниям надо обеспечить возможность участия в интересных зарубежных проектах.
Вашему бизнесу можно помочь выйти на международный уровень
- Как известно из прессы, соглашения с Sun Land предусматривают участие «Мостобуда» в международных проектах в Колумбии, Доминиканской Республике…
- Насколько я проинформирован, с помощью Sun Land «Мостобуд» станет первой украинской приватной строительной компанией, которая приглашена в крупный международный проект в качестве равноправного партнера и участника концессии на строительство угольного супер-порта в Колумбии.
Для справки, сегодня самый крупный в мире угольный порт находится в Нью-Орлеане (США). Там перерабатывают 40 – 42 миллиона тонн угля в год. В Колумбии планируется – 60! Это грандиозный проект, который оценивается в 1,2 – 1,6 миллиарда долларов. Однако когда порт заработает в полную мощь, его капитализация удвоится. Для «Мостобуда» там предлагают работу на 400 – 500 миллионов долларов. В первую очередь, это углубление акватории порта до 18 метров, чтобы могли заходить большие океанские суда, и расчистка устья реки Магдалена – главной транспортной артерии государства.
Чтобы обеспечить работой такой порт, необходимо ежедневно доставлять туда около 200 тысяч тонн угля. Для этого параллельно придется приводить в порядок 18 причалов по руслу Магдалены.
Специфика колумбийской инфраструктуры в том, что добывающая промышленность там привязана к Магдалене. Поэтому богатейшие угольные залежи в 100 – 120 километрах от реки практически не разрабатываются. Колумбийцы планируют провести внутри страны железнодорожную ветку. Строить ее также предложено «Мостобуду». Кстати, в Sun Land с радостью узнали, что из двух дорожных комбайнов для укладывания рельсов, находящихся в СНГ, один – в «Мостобуде». Его можно доставить в Колумбию. Это огромный плюс: «Мостобуд» приходит со своей техникой.
- Какими силами предполагается участие «Мостобуда» в строительстве порта: только проектирование, только инженерные кадры, только техника или рабочие – тоже?
- С этим должен определиться «Мостобуд». Он получает заказ, сумму, а дальше работает самостоятельно, с учетом своих экономических интересов. Я знаю мнение руководства компании о том, что комплектование кадрами планируется комбинированным. Для тех, кто приедет работать из Украины, предполагается поставить временные домики типа трейлеров. Работы много. И перспективы интересные.
Для «Мостобуда» участие в проекте – возможность открыть новые высокооплачиваемые рабочие места. Ожидается, что это будет около 200 специалистов. Ведь не секрет: сегодня многие опытные строители в поисках более высокого заработка вынуждены покидать Украину.
Параллельно появляются новые заказы и для других ваших предприятий. Например, для колумбийского проекта необходимо построить 200 угольных барж большой вместимости. Sun Land ведет переговоры с еще одной украинской компанией, которая может нарезать металл, загрузить его на корабли и непосредственно в Колумбии сварить необходимые баржи. Правда, как здесь утверждают, пока компания готова изготавливать до 50 барж в год. А надо 200 за 3 года. Потом еще столько же. Мы готовы помочь украинской компании нарастить мощь. Тем более, у вас много стали, а тут открывается такой перспективный рынок. Все взаимосвязано. Для предприятия подобный заказ просто находка.
Это как снежный ком. Работы по развитию инфраструктуры в Колумбии очень много. Если «Мостобуд» хорошо зарекомендует себя на строительстве порта – его пригласят в новые проекты. Ведь каждый стремится работать с партнером, стабильность и надежность которого проверена.
Например, во время подписания соглашения в Париже, колумбийцы сообщили, что хотели бы построить большой мост через Магдалену. Этот проект они тоже хотят отдать «Мостобуду».
Также у Sun Land есть предложение взять на себя контракт по содержанию одного из крупных портов в Доминиканской Республике. Суть в том, что в данном регионе ежегодно проносятся не менее двух ураганов. В результате чего по реке в порт попадает много ила. Надо постоянно следить за его состоянием и углублять дно. Sun Land намерена получить 15-летний контракт на эти работы и привлечь к ним «Мостобуд».
Предварительно в «Мостобуде» считают реальным создать в Доминикане не менее 100 новых высокооплачиваемых рабочих мест. Переговоры по этому поводу ведутся.
- Благодарю за подробный комментарий.
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Виктор Коробков
Последние новости