На «Юность» Одессы наехал «Слава-лэндкрузер»

...30 марта (персонал и постояльцы отеля восприняли мероприятие как бандитский захват, лишь позже выяснилось, что это – «следственные действия» сотрудников городской прокуратуры) и последовавшим 31 марта заявлением заместителя прокурора Одессы Сергея Костенко о признании здания гостиницы… «вещественным доказательством», стоит одиозный киевский бизнесмен Мстислав Скоробогатов.

С начала 2000-х годов имя господина Скоробогатова фигурирует в целом ряде рейдерских и откровенно криминальных скандалов, связанных с переделом киевской собственности. Несмотря на то, что Скоробогатов занимает далеко не последнее место среди киевских бизнесменов (по данным журнала «Фокус», в 2007 году состояние Скоробогатова превышало 125 миллионов долларов), имя его не раскручено и редко упоминается в прессе. Связано это с исключительной личной скромностью миллионера, почему-то упорно не желающего афишировать свои достижения. Восполним этот досадный пробел.

Начинал Мстислав Петрович как булгаковский Коровьев – «переводчиком при особе богатого иностранца», индийского бизнесмена Балрама Чаинрая. Постепенно индус настолько проникся доверием к доброму украинскому другу, что делегировал ему часть полномочий на ведение коммерческой деятельности. На паях с партнёром – бывшим офицером ГУБОПа Дайнеко А.И., Скоробогатов организовал фирму «Даско». Сферой деятельности новой компании была торговля мясопродуктами, что выглядело несколько неожиданно, учитывая тот факт, что тогдашний босс Скоробогатова Чаинрай занимался гостиничным бизнесом и поставками бытовой техники. Эта «мясная» тайна «Даско» так и канула в лету, поскольку через несколько месяцев после регистрации предприятия партнёр Скоробогатова Дайнеко был расстрелян в подъезде собственного дома на проспекте Победы. Примечательно, что уголовное дело по факту убийства и сегодня находится в городской прокуратуре и расследование по нему не ведётся. Ещё более интересна дальнейшая судьба ООО «Даско». Сразу после убийства оно было переоформлено в ЧП, единоличным владельцем которого стал Скоробогатов.

Итак, Чаинрай регулярно присылал контейнеры с электроникой, Скоробогатову оставалось только принять их, оформить документы у нужных таможенников и продать технику мелким оптом реализаторам. Но торговать нерастаможенным товаром показалось Скоробогатову не очень прибыльно, поскольку часть прибыли приходилось тратить на таможенников, брокеров и юристов. Эти расходы показались Скоробогатову лишними, и он решил открыть собственное «японское производство». Так, в грязненьком подвальчике на окраине Киева стала собираться «техника» от ведущих мировых производителей – «Sony», «Toshiba», «Sharp» и других популярных марок. Проработали «народные умельцы» больше года, после чего, в апреле 2003, их накрыл УБЭП. Было заведено уголовное дело, согласно данным следствия фирма Скоробогатова успела продать поддельной, не соответствующей требованиям производителя, электроники более чем на 32 миллиона гривен, при этом государственный бюджет недополучил 1 215 000 гривен. Через год дело было благополучно закрыто. Впрочем, как и другие уголовные дела, в которых фигурировал Скоробогатов.

Собственно, история с «Даско» должна была стать первым тревожным звоночком для Балрама Чаинрая, иллюстрирующим, что его бывший переводчик весьма своеобразно понимает понятие делового партнёрства. Однако Чаинрай в Украине бывал редко и звоночка не услышал. В начале 2000-х Скоробогатов успевает отметиться рядом мелких, но также очень показательных эпизодов, дающих представление о его чистоплотности. Так, например, в 2003 году, являясь госслужащим Бориспольской райадминистрации, Скоробогатов по поддельным документам оформляет на себя 2 гектара «золотой» земли в селе Вишеньки Бориспольского района. Несмотря на очевидность факта подделки и явную незаконность землеотвода, Скоробогатов не только не понёс наказания, но и сегодня преспокойно проживает в своём «замке» в Вишеньках.

Впрочем, землеотвод в Вишеньках был мелочью по сравнению с махинацией, которую прочно вставший на ноги и уверовавший в свою безнаказанность Скоробогатов решил провернуть в 2005 году по отношению к своему индийскому партнёру Балраму Чаинраю. На тот момент Скоробогатов и Чаинрай владели киевской гостиницей «Русь» в отношении 50:50 (при этом Скоробогатов был только номинальным держателем акций, лишь представляя интересы Чаинрая). Однако Скоробогатов, ещё со времён «Даско» усвоивший для себя, что цифра «100» намного лучше, чем «цифра «50», решил избавиться от ненужного теперь индуса. Чаинраю было сделано предложение, от которого, по замыслу украинского партнёра, нельзя было отказаться: Чаинраю «дружески» посоветовали продать свою долю, причём за такую сумму, что речь шла скорее не о продаже, а о подарке. В адрес представителей компаний Чаинрая «Банита Лимитед» и «Маслав Лимитед» от неизвестных лиц, упоминавших имя Скоробогатова, начали поступать угрозы физической расправы и «рекомендации» не обращаться в правоохранительные органы. Характерно, что Скоробогатов, очевидно, предварительно пересмотрев все серии фильма «Крестный Отец», и сам неоднократно «разъяснял» индийским партнёрам, к чему может привести их несговорчивость.

Однако несмотря на высокое покровительство в прокурорских кругах (бизнес-партнером Скоробогатова выступал Степан Лотюк, бывший заместитель Генерального прокурора Украины), общее собрание участников ООО «Русь Интернешнл» избрало неподконтрольного Скоробогатову генерального директора. После этого Мстислав Петрович решил сыграть ва-банк, начав войну против всех – сотрудников, клиентов и арендаторов помещений гостиницы, и даже, в полководческом запале, произвел несколько попыток силового захвата здания гостиничного комплекса.

Но настоящую известность и бессмертное прозвище «Слава-лэндкрузер» Скоробогатову удалось снискать после неудачного нападения на участника ООО «Селл» К.М. Васютич. Мужество и героизм Скоробогатова, ставшие после этого случая легендарными, особо подчёркивались тем фактом, что К.М. Васютич была маленькой хрупкой женщиной. В лучших традициях голливудских боевиков, Скоробогатов, находящийся за рулём «Тойоты-лэндкрузер», и его охрана на джипе «БМВ» около 20 минут атаковали маленький «Фольксваген» Васютич на Бориспольской трассе, пытаясь сбросить его в кювет. Но то ли что-то в боевиках было не досмотрено, то ли Васютич оказалась лучшим водителем, но «Фольксвагену» удалось уйти, оставив будущего «Славу-лэндкрузера» ни с чем.

Несмотря на эту досадную неудачу, Скоробогатов не изменил традиции использовать в качестве своих бизнес-планов сценарии голливудских боевиков. Следующим шагом «Славы-лэндкрузера» стало… похищение человека – также участника ООО «Селл» Андрея Осадчего. Вместе со своими сообщниками – бывшими офицерами милиции Гакало А.А. и Ландаром А.О., Скоробогатов похитил Андрея Осадчего и в течение двух месяцев удерживал его в подвале.

Столь пристальный интерес «Славы-лэндкрузера» к ООО «Селл» объясняется тем, что компания, на которую когда-то имел влияние Скоробогатов, якобы купила акции «Руси». Однако участники ООО «Селл» отказалась избирать на пост главы компании лояльного Скоробогатову человека. Это и стало причиной мести «Славы-лэндкрузера».

Потерпев фиаско в судебных инстанциях, Скоробогатов решил вернуться «к истокам», и вновь, как в старом добром 2002, запустил в Киеве на улице Тепловозной, 18-д… подпольное производство «японских» телевизоров. Загадочное предприятие «Формат-Р», основателем и директором которого является Скоробогатов, снова наводнило Киев телевизорами сомнительного качества, на этот раз под известной и уважаемой маркой «Shivaki». Никакой лицензии на производство японская корпорация сборщикам с улицы Тепловозной (хочется написать Малой Арнаутской) не предоставляла. Более того, японцы обратились с соответствующим заявлением касательно незаконного использования марки «Shivaki» в Шевченковское РУ ГУ МВД, где им было благополучно отказано в возбуждении уголовного дела. Шевченковская прокуратура вроде бы и отменила милицейское постановление, и даже завела дело, однако воз и ныне там.

Впрочем, телевизоры телевизорами, но главные интересы «Славы-лэндкрузера» по-прежнему сосредоточены в гостиничном бизнесе. Понимая, что в Киеве ему уже ничего не светит, Скоробогатов обратил свои взоры к Южной Пальмире. Здесь, в Одессе, Скоробогатов попытался установить контроль над одним из лучших городских отелей. Крышей для «рейда» снова стала прокуратура (очевидно, связи бывшего зама генпрокура Лотюка всё ещё в силе).

По мнению юристов, закон на стороне арендаторов «Юности», и им удастся отстоять свои права – пример Киева иллюстрирует, что криминальные методы «Славы-лэндкрузера» уже не работают.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Сергей Сторожук
"ГПУ"
Поделиться в Facebook
Последние новости