Посторонись! Культура прёт!

…подстригаем. И так – триста лет…»

Культура не возникает просто так, из ничего, на ровном месте. И можно сколько угодно кричать и сетовать, что «молодежь нынче не та пошла» и «понаехали тут!» - ничего не изменится.

Окультуренные аристократы получаются не раньше, чем через три поколения. При условии, что их «поливают и подстригают», то есть имеется постоянный финансовый приток и жесткая муштра образования. Много ли мы таких видим? Не знаю, как вы, я же могу пересчитать по пальцам.

Впрочем, шелуха культуры на всех нас достаточна тонка. Мы вежливы, пока никто на хвост не наступил. Да и откуда ей взяться, культуре? В школе ее не изучают, в институтах не преподают. Даже институт культуры – не исключение. Только личный пример уважаемых, авторитетных для индивидуума людей может помочь в этой ситуации. Если они являются носителями этой самой культуры.

Хотя о чем, собственно, идет речь? О какой культуре или, точнее, о культуре чего? Есть культура преподавания, есть культура пития алкогольных напитков, самобытная культура пигмеев Австралии… Своя культура в селе-деревне, весьма отличающаяся от городской. «…Можно вывезти девушку из села. Но вывести село из девушки – не знаю, не знаю…» Смешно? Скорее, грустно от такой правдивости.

Несовпадение культур – вот что принято считать бескультурьем. Да любой сельский алкоголик, выпивая из стакана, а не из горла, и закусывая салом с луком, а не занюхивая рукавом, уже считает, что он «культурно отдыхает»! Вы сможете убедить его в обратном? Я бы не бралась…

Люди тянутся, где лучше. В большой город, в столицу. И привозят свою «некультурную» культуру с собой. Они занимают свободные ниши и, чувствуя свою инородность, продолжают поддерживать своих и свое. Так привычнее, удобнее чувствовать себя хорошим, умным, важным. Тем, кто уже отбросил старое, пытаясь ассимилироваться с новым, приходится не легко. Его еще не принимают здесь и уже криво смотрят там. Сможет ли в таких обстоятельствах пробиться? Сложно сказать…

Киев часто называют провинциальным, местечковым. Можно спорить, можно соглашаться, дело не в этом. Постоянная ротация, продвижение вверх здесь несколько легче. К тому же принятая у нас семейственность, кумовство и клановость способствует сохранению родственных корней, а стало быть – и привычной культуры.

Поэтому ситуация из анекдота: «– Алло, это прачечная? – Х…чная! Это министерство культуры!» - вполне может иметь место в нашей жизни.

А может быть, сделать как-то так, чтобы не ехали? Опять ввести жесткий паспортный режим, например? Увы, это уже не помогает. А ведь приезжих город принимает в первую очередь потому, что мы с вами, коренные горожане, считаем для себя слишком низкооплачиваемыми и непрестижными многие работы.

Где-то в конце 1980-х, в Москве, одна престарелая актриса из когда-то великосветской семьи принимала по воскресеньям. К ней мог попасть почти любой человек с улицы. Она поила всех чаем и обучала хорошим манерам. Люди задавали вопросы – самые разнообразные. Например, в какую рюмку наливают женщинам водку.

«Женщинам? Водку?! Женщины не должны пить водку! Вино, ликеры, коньяк и шампанское – вот их напитки…» И далее следовала увлекательнейшая лекция о манерах поведения за столом. Кстати, не было обойдено вниманием и само слово – манеры. Оно говорит о том, что варианты поведения (культурного поведения!) могли быть разными. Но стиль, присущий только этому человеку, его манера держаться, жестикулировать, говорить, только подчеркивал своеобразие личности.

Так что это – быть человеком культурным? Знать и следовать нормам приличий, принятым в этой местности? Правильно держать вилку и надевать носки в тон к брюкам? Или не материться и не курить в общественных местах? Увы, однозначности в этих вопросах нет и не может быть.

Все в наших руках?
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Алина Астальская
Поделиться в Facebook
Последние новости