Бензин почти не виден

…традиции, стали заметно расти, премьерша продавила через ВР решение обнулить ввозную пошлину на бензины и дизтопливо (EUR40 за 1 т смесевых бензинов, EUR15 за 1 т моторных бензинов и EUR1,1 за 1 т дизтоплива).

Результатом внедрения ленинского принципа – «главное ввязаться в драку, а там видно будет» – стал стремительный рост импорта моторного топлива из Белоруссии, Литвы и нелюбимой России и, соответственно, сброс мощностей нефтепереработки на украинских НПЗ. Доходность НПЗ в сравнении с операциями купи-продай оказалась в пять раз ниже.

В данный момент говорить о прибыльности нефтепереработки можно с большой натяжкой. Например, рентабельность флагмана отечественной нефтепереработки Лисичанского НПЗ упала до символической величины – 3%. В конце 2005 года два из шести НПЗ – Херсонский и Одесский – встали на прикол. И до сих пор находятся в летаргическом состоянии. Другие резко сократили нефтепереработку. В итоге разбалансировки сложившихся механизмов рынка к ноябрю 2006 года заводы осилили только 11,15 млн. т нефти при суммарной мощности украинских НПЗ 51,11 млн. тонн в год. За 10 месяцев падение производства в сравнении с тем же периодом 2005 года составило 26,6%. А в октябре установлен печальный рекорд – заводы «перемололи» лишь 638,4 тыс. т, что в два раза меньше, чем в кризисном октябре 2005 года. Нефтеперерабатывающая отрасль отброшена на 10 лет назад.

Относительно легко пройдя октябрь на сентябрьском импорте, рынок светлых нефтепродуктов почувствовал фактическую остановку Лисичанского НПЗ и других производителей топлива. Высокооктановые группы бензинов в конце октября попали в разряд дефицита. Начавшиеся в середине ноября отгрузки топлива «УкрГаз-Энерго» не ликвидировали дефицита ходовых марок моторного топлива. А тут как на грех в Европе начался подъем цен. Туда, на фоне стабильно низкого уровня украинского рынка и директивных цен, и обратили взор сбытовые операторы белорусских и российских компаний.

Никто не может дать более-менее вменяемый прогноз ситуации на украинском рынке нефтепродуктов. Правительство, по долгу службы, излучает оптимизм, уверяя, что ситуация с количеством, качеством и ценами не ухудшится до середины весны. Производители менее оптимистичны. В условиях, когда в державе около 35% импорта нефтепродуктов и низкая рентабельность нефтепереработки, «прогнозирование становится крайне сложным, потому что тенденция цен практически неуловимая».

Безусловно, у правительства есть осознание тяжелого кризиса в нефтеперерабатывающей отрасли и на рынке светлых нефтепродуктов. Как только новый Кабмин вступил в свои права, ответственные лица за ТЭК не замедлили встретиться за переговорным столом с нефтепереработчиками. В результате в конце августа родилось соглашение об установлении предельных цен на топливо. Руководители компаний-владельцев украинских НПЗ торжественно пообещали стреножить цены. А-95 удерживать в пределе 4,7 грн./л, дизтопливо – 4,1 грн./л. Обещано было присмотреть и за своими дилерами и джобберами. Как бы там ни было, но рост цен продолжился, хотя и не такими темпами. Цена на А-95 в отдельных регионах взяла психологическую планку $1/литр.

Взамен сговорчивости компаний министр ТЭК Юрий Бойко и вице-премьер по вопросам ТЭК Андрей Клюев не поскупились пообещать в планах антикризисных мер наложить «епитимью» на нулевую ставку пошлин на импорт нефтепродуктов. Кроме того, были щедры на посулы стимулировать различными преференциями нефтепереработку в Украине. В частности, обещано было Законом «О стимулировании модернизации НПЗ» отменить НДС на импорт оборудования для НПЗ, ввести каникулы для налога на прибыль для предприятий, проходящих модернизацию, и еще кое-что по мелочи.

Правда, злые языки поговаривают, что наряду с переговорным процессом, подчеркивающим рыночный характер мероприятий, Кабмин не удержался от рукосуйства. По рядам трейдеров упорно ходит шумок, что крупнооптовые партии моторного топлива разрешается отгружать лишь с письменных гарантий того, что приобретенный бензин не будет реализовываться на АЗС по ценам сверх установленного лимита.

Как бы там ни было, но в конце сентября цены поползли вспять. Кабмин ставит исключительно себе в заслугу сей отрадный факт. Андрей Клюев с чувством исполненного долга заявил, что такое стало возможным благодаря «налаживанию нормального диалога между сторонами, а также шагами правительства навстречу нефтепереработчикам». Однако при всем уважении к правительству Януковича и, в частности, к его энергетическому блоку, вестимо, что это изрядная натяжка. Обязательное свойство характера чиновного люда – всякое улучшение относить на счет своей трудовой деятельности, а неуспехи в работе объяснять исключительно внешними факторами, не зависящими от него.

Октябрьский дрейф цен в обратную сторону (А-95 подешевел с 4,5 грн. за 1 л до 4 грн. Это даже ниже того, о чем договаривались в октябре продавцы и «урядовцы». С чего бы такая прыть?) скорее можно объяснить снижением летом на 25% стоимости нефти и наращиванием стратегических запасов нефти в США – на 12% больше среднего уровня за последнюю пятилетку. В этом, собственно, заключена причина успешных действий правительства.

К тому же за три месяца обещанных послаблений для нефтепереработчиков до парламента дополз лишь законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стимулирования реконструкции и модернизации…». Да еще внесли изменения в бюджет в части размера экспортной пошлины на сжиженный газ и введения шкалы ставок акциза на дизтопливо. Хорошо, если изменения целехонькими пройдут дебаты в ВР. Доходная часть обсуждаемого Бюджета-2007 определенно просит ухи, потому в жертву могут принести все ранние договоренности. Про возврат импортных пошлин на нефтепродукты уже и не слышно.

Нельзя обойти стороной и вопрос качества отечественного топлива. «Бодяжат» бензин на АЗС (и до автозаправок) до такой степени, что порой уже складывается впечатление, что разбодяживание есть неотъемлемая и важная часть технологического процесса. Бессмертный кустарь Василий Алибабаевич, промышлявший разбавлением горючего ослиной мочой, выглядит агнцем в сравнении с современными бойцами «ресурсосберегающих» технологий. К тому же контрабанда ГСМ в Украине достигла промышленных размеров. Каждый пятый литр импортного топлива проходит мимо державных мытарей. А по оценке Сергея Лизунова, президента «ТНК-ВР Украина», каждый четвертый литр бензина – или контрабанда, или не заводской выработки.

До сих пор держава не озаботилась созданием механизма контроля за изъятием налогов по всей вертикали нефтебизнеса, от НПЗ до пистолета на АЗС. Шмонают в полной мере только НПЗ, а сотни нефтебаз и 6,5 тысячи заправок выведены фактически из-под контроля. Как сказал поэт (правда, по другому поводу) – «значит это кому-то надо». Более того, выросли как грибы после дождя автозаправки под вывеской уважаемых компаний, которые «ни сном, ни духом» не ведают про их существование.

Но пока ветер дует в паруса, в правительстве раздувают зоб от мнимого ощущения, что оно схватило ситуацию за бороду. Может и так, однако А-95 на АЗС сейчас дефицитен, аки колбаса салями и джинсы в эпоху развитого социализма, хотя за него и недорого берут, когда, случается, подвозят.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Владимир Ветров
Поделиться в Facebook
Последние новости