Проигранная битва за Дунай. Часть 2
04.12.2006 18:37
…был открыт нефтеналивной терминал. Первую часть об истории битвы и ее влиянии на прилегащую украинскую территорию можно прочитать здесь.Игры
Многократная смена владельцев терминала и нефтеперабатывающего завода при нем, среди которых были и фирмы, имеющие серьезные конфликты с законом в своей стране, уже сама по себе подозрительна. Еще более подозрительно смотрятся слишком уж широкие планы постройки универсального порта – наливного, грузового и пассажирского одновременно – в абсолютно не приспособленном для этого месте, на крохотной площади в 24 гектара.
В 1998 г. экспертная комиссия Украины, рассмотрев проектную документацию, предоставленную молдавской стороной, пришла к выводу: строительство и дальнейшая эксплуатация Джурджулештского нефтетерминала несут угрозу всему Придунайскому региону. Тем не менее, строительство продолжалось, так и не встретив должного отпора с украинской стороны. И если полузабытое уже правительство Валерия Пустовойтенко, нарушив Конституцию, фактически подарило Молдове территорию нынешнего джурджулештского терминала, то совсем недавнее, еще свежее в памяти, правительство Юрия Еханурова более чем терпимо отнеслось к подготовке его пуска в эксплуатацию. При этом молдавская сторона всячески скрывала информацию о реальном положении дел.
29 мая нынешнего года Молдова обязалась в месячный срок представить украинской стороне все необходимые материалы для экологической оценки строительства. Но вместо них была прислана копия заключения о влиянии строительства нефтетерминала на окружающую среду, сделанного Национальным институтом экологии Молдовы еще в 1996 году, на которое эксперты Украины дали негативное заключение еще в 1998. И только 5 сентября, после повторных, настойчивых просьб, Украине был передан пакет материалов, подготовленных Министерством экологии и естественных ресурсов Республики Молдова. Впрочем, как считают украинские эксперты, и эти документы не являются достаточными.
Правовая сторона работы терминала еще более туманна, чем техническая – в особенности, в части ответственности за возможный ущерб, причиненный его работой. Формально Кишинев дал Украине некие «гарантии безопасности» – однако юридическая значимость этих гарантий вызывает сомнения. Как могут молдавские власти гарантировать безопасность того, что им не принадлежит и ими не управляется?
Как это делается
Основным законом, регулирующим деятельность Джурджулештского терминала, является уже упоминавшийся Закон Республики Молдова «О международном свободном порте Джурджулешты». Давайте его немного изучим. Итак:
Статья 1. п. 5. Площадь территории Международного порта не превышает 120 гектаров и включает: а) территорию нефтяного терминала и нефтеперерабатывающего завода...
Дальше, собственно, этот пункт можно и не читать – для нас важно лишь то, что на территории терминала – и, как следствие, под юрисдикцией закона «О международном свободном порте...» – предусмотрен нефтеперерабатывающий завод.
Какие очистные сооружения, необходимые на таком, прямо скажем, не самом экологичном производстве, заложены в проект? Неизвестно. Проводилась ли экологическая экспертиза проекта завода? Тоже неизвестно. Пошли читать закон дальше.
Статья 7. п. 3. На территории Международного порта не применяется режим квотирования и лицензирования импорта и экспорта товаров (услуг). Внешнеторговая деятельность резидентов, а также деятельность в пределах Международного порта не подпадает под действие ограничений по внешней торговле, включая запрет либо ограничение импорта или экспорта товаров (услуг), за исключением ограничений, принятых Республикой Молдова на основании соответствующих решений или резолюций Организации Объединенных Наций либо Всемирной торговой организации.
Попросту говоря, ввозить можно практически все. И платить за ввоз ничего не надо, поскольку есть еще и п. 4, согласно которому:
Освобождаются от уплаты таможенных платежей, кроме сбора за осуществление таможенных процедур:
а) товары, ввозимые на территорию Международного порта с остальной части таможенной территории Республики Молдова;
b) товары, ввозимые на территорию Международного порта из-за пределов таможенной территории Республики Молдова, а также с территорий зон свободного предпринимательства Республики Молдова.
Уже неплохо, но третий и четвертый пункты, то есть с) и d), как мы увидим, самые важные. Особенно пункт с):
с) товары, происходящие из Международного порта, вывозимые на остальную часть таможенной территории Республики Молдова;
d) товары, в том числе происходящие из Международного порта, вывозимые за пределы таможенной территории Республики Молдова, а также на территорию зон свободного предпринимательства Республики Молдова.
А что значит «товары, происходящие из Международного порта»?
Статья 7. п. 5. Происходящими из Международного порта считаются товары, полностью произведенные либо в достаточной мере переработанные на его территории, если в результате этого:
а) произошло изменение товарной позиции (кода) товара в Товарной номенклатуре Республики Молдова на уровне одного из первых четырех знаков; или
b) стоимость вывозимых декларируемых товаров превысила стоимость ввезенных на территорию Международного порта товаров за счет увеличения более чем на 35 процентов удельного веса собственных затрат.
Попросту говоря, завозим нефть, перерабатываем ее на находящемся здесь же заводе и вывозим бензин. Безо всяких таможенных платежей. А можно еще проще, если завезти сразу бензин, показав его по документам как нефть, а вывезти уже как бензин производства местного завода. А если с документами возникнет вдруг какой-нибудь напряг – ну, мало ли, как оно в жизни бывает, – то есть еще п. 6 этой же статьи:
На товары, которые не были в достаточной мере переработаны на территории Международного порта, при вывозе их с этой территории на остальную часть таможенной территории Республики Молдова распространяются положения
таможенного законодательства в части содержания импортного компонента.
То есть, частично переработав, можно все-таки частично и не платить. Перерабатывать же можно очень по-разному и очень неожиданными способами – тут главное, чтобы по документам все сходилось.
Вот еще хорошая статья – 8 п. 2: Налог на доход, полученный резидентом от деятельности на территории Международного порта, взимается следующим образом:
a) в течение первых 10 лет, начиная с первого налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором был получен налогооблагаемый доход, – в размере 25 процентов от установленной ставки подоходного налога;
b) в дальнейшем и до истечения срока действия настоящего закона – в размере 50 процентов от установленной ставки подоходного налога.
И еще насчет НДС в законе хорошо прописано – в том смысле, что не надо его платить. Словом, терминал обещает стать настоящим золотым дном – если, конечно, подойти к делу с умом и творчески. Тут главное, чтобы творцам не помешали.
Но мешать им навряд ли будут, по крайней мере, в Молдове. Торжественное открытие терминала почтил собой лично президент Молдовы Владимир Воронин. И не просто почтил, а произнес весьма зажигательную речь. Тут, право, трудно удержаться от цитирования. Открывая терминал, президент Молдовы, в частности, сказал – цитирую дословно:
«Если мы полистаем страницы истории и посмотрим на карту Молдовы середины прошлого века, столетия, Молдова была страной территориально, географически в центре Европы размещенная, территориально большая по сравнению с намного больше, чем многие другие страны, которые сегодня вокруг нас... Откололи от юга, откололи и от севера, мечтая отколоть и сегодня вокруг проблемы Приднестровья... Кто-то хочет посадить нас в свой поезд, отвезти в Европу, навязать нам силой название нашего родного языка, говорить нам, что наша история – не наша история, а совсем другая. Мы не можем до бесконечности уступать из наших целей, из наших интересов в чьем-то желании, воле, стратегических друзей, не очень стратегических, разных нюансов и разных целей».
Отдельные нюансы президентской речи ускользают от восприятия, но общий смысл не вызывает сомнений: президент терминал любит и отщипнуть от него просто так никому не даст. Недаром же он так эмоционально выступал на церемонии открытия...
Эпилог: между Сицилией и Чернобылем
Юридическая база, на которой построена работа джурджулештского терминала, вкупе с общей коррумпированностью молдавских властей, обещает сделать его настоящей Меккой теневой торговли нефтепродуктами, во всех ее видах и вариантах. Вместе с тем, терминал будет заниматься и реальной перевалкой нефтепродуктов, с практически неизбежными ЧП различного масштаба.
Все это порождает достаточно неприятные и тревожные ожидания: вблизи от украинского порта Рени вот-вот начнет работу объект, опасный с экологической точки зрения и привлекательный для всякого рода криминальных сообществ – нечто среднее между дунайской Сицилией и дунайским Чернобылем «в одном флаконе». Каким может быть ответ Украины?
Можно, конечно, просто ждать, когда проблемы, порожденные терминалом, естественным образом распределятся по ведомственной принадлежности. Его финансово-экономическая деятельность уйдет, по-видимому, в сферу интересов МВД и Интерпола, а экологическими последствиями придется заниматься МЧС и Минздраву. По худшему сценарию все так и будет развиваться.
Если же играть на опережение, пытаясь переломить ситуацию до того момента, когда она породит по-настоящему серьезные проблемы, то отталкиваться нужно от гарантий для соседей потенциально опасного объекта – каковым, несомненно, является терминал. Нужно договариваться с его владельцами о механизме страхования рисков. Начинать же разговор нужно с объективной экспертизы рисков, проводимой под эгидой будущих страховщиков.
Конечно, такая постановка вопроса едва ли будет без сопротивления воспринята владельцами джурджулештского терминала. Есть, однако, масса способов побудить их занять конструктивную позицию и сотрудничать. Да, украинское Придунавье уязвимо перед возможными ЧП на джурджулештском терминале. Но и карликовый терминал, воткнутый на 435 метров дунайского берега, тоже уязвим, он не сможет полноценно работать сам по себе, поставленный в положение изгоя, и существует множество способов наглядно продемонстрировать этот факт его владельцам.
Дело, таким образом, за малым – готовностью Украины к решительным действиям в защиту своих интересов. И хотя злополучный терминал, к большому сожалению, все-таки был достроен, многое еще можно поправить, а многого – не допустить. Если, конечно, не плыть безвольно вниз по течению.
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Последние новости