Зерно или зеро?
06.12.2006 02:43
…обеспечить ее продовольственную безопасность.Я сам обманываться рад…
Неприятности на зерновом рынке прогнозировались уже весной 2006 года – для этого совсем не требовалось обладать даром предвидения, учитывая площади озимых, поврежденных январскими морозами. Напомним, что в целом по Украине тогда погибло 15% озимой пшеницы. По отдельным регионам (Сумская, Харьковская, Днепропетровская области) эта цифра доходила до 25%. Аграриям также пришлось пересевать до 40% озимого ячменя. Всего же под озимые культуры было посеяно 6,2 млн. га, или на 1,426 млн. га меньше, чем в 2004 г. То есть и посеяли меньше, и в придачу мороз сделал свое черное дело.
Вышеуказанные неблагоприятные факторы, однако, не мешали тогдашнему министру аграрной политики Александру Баранивскому при каждом удобном случае бодро рапортовать, что урожай зерновых в Украине ожидается не ниже прошлогоднего (2004-2005 маркетинговый год – далее МГ) – на уровне 40 млн. т. Но, как известно, чудес не бывает, и в итоге в Украине с горем пополам собрали 35,6 млн. т зерновых.
Даже последнему студенту-троечнику экономического вуза было понятно, что с таким урожаем нечего и думать о прошлогодних объемах экспорта (13,2 млн. т). Который, кстати, был рекордным за все годы независимости Украины.
И первые меры сдерживания пришлось применять самому оптимисту А. Баранивскому. Это он ввел обязательное регистрирование экспортных зерновых контрактов на государственной Аграрной бирже и впервые публично заявил о возможности введения лицензирования продажи зерна за границу. За это ему пришлось выслушать в свой адрес множество нелицеприятных высказываний, однако тут как нельзя кстати произошла смена правительства и дальнейшую ношу ответственности за происходящее пришлось нести уже Юрию Мельнику.
Эти нехорошие зернотрейдеры
В принципе, можно утверждать, что новый министр аграрной политики, как и премьер Виктор Янукович, до последнего момента оттягивали введение мер, которые их противники любят сравнивать с революционной продразверсткой 1920-х гг.
Однако следует вспомнить, что еще в середине июля, когда правительство начало закупки зерна в Аграрный фонд, оно не смогло этого сделать. Поскольку трейдеры оптом скупали зерно по более высокой цене, чем селянам могло предложить государство. Что, в свою очередь, объяснялось ажиотажным спросом на международном рынке, возникшим вследствие неурожая зерна в США и Аргентине, основных мировых производителях.
Попытки Кабмина найти компромисс путем диалога результатов не дали. На предложение до окончания госзакупок снизить цену на $15-20 за тонну пшеницы зерновики ответили отказом. «Мы смогли найти общий язык и взаимопонимание с нефтетрейдерами, однако в отличие от них зернотрейдеры, к сожалению, не проявили конструктивизма», – сказал по этому поводу министр экономики Владимир Макуха.
А масштабы экспорта тем временем ширились, приобретая стихийный характер. Причем произошло это как-то исподволь, незаметно для широкой общественности и прессы. Под разговоры о том, что правительство, дескать, «перекрывает кислород», трейдеры ухитрились вывезти из страны 6,0 млн. т зерна, на 0,9 млн. т превысив прошлогодние рекордные показатели. При этом, повторимся, урожай нынешнего года на 5 млн. т меньше прошлогоднего.
Любопытное совпадение: наиболее активно за ограничения зерноэкспорта правительство критиковала не профильная Украинская зерновая ассоциация, а Украинская аграрная конфедерация, возглавляемая Леонидом Козаченко. Тем самым, что в 2003 г. занимал должность вице-премьера по вопросам АПК. Как раз в том году, если кто не помнит, из страны под чистую вывезли все зерно. И правительству, чтобы предотвратить голод, пришлось за валюту закупать его в Казахстане.
Теперь же Л. Козаченко громче всех обвиняет нынешний Кабмин в «закручивании гаек». Что, согласитесь, наводит на определенные размышления. А именно – что пустые закрома украинских элеваторов в 2003 г. не были ошибкой регуляторной стратегии, а представляли собой четко спланированный и реализованный план действий.
Следует отметить и тот факт, что помимо Ассоциации зернотрейдеров все остальные профильные объединения поддержали меры правительства по защите отечественного рынка. Генеральный директор объединения «Укрхлебпром» Александр Васильченко, в частности, отметил, что хлебопеки поддерживают квотирование экспорта зерна, поскольку это обеспечит стабильность цен на хлеб.
Президент Всеукраинской ассоциации пекарей Владимир Слабовский уверен, что если бы правительство не ввело квоты на экспорт зерна, то из страны были бы вывезены достаточно большие объемы зерновых, что привело бы к дестабилизации внутреннего рынка.
Председатель совета директоров Союза птицеводов Украины Александр Бакуменко считает, что решение правительства основано на существующих балансах зерновых на 2006-2007 МГ.
И тут «рука Запада»?
Отдельного разговора заслуживает позиция западных стран, прежде всего США и Евросоюза. Это нонсенс, когда послы зарубежных государств собирают в Киеве, не в Брюсселе, заметьте, и не в Вашингтоне, пресс-конференцию, на которой рассказывают местным журналистам, какую регуляторную политику в области экспорта сельхозпродукции должно проводить их правительство. Трактовать это можно как беспардонное и наглое вмешательство во внутренние дела другого государства. Причем даже не в его политическую жизнь, а в экономическую.
Ну можно там еще порассуждать о наличии-отсутствии в Украине свободы слова и прочих завоеваний демократии. Это все-таки общечеловеческие ценности. Но указывать украинскому Кабмину, что он может запрещать экспортировать, а что не может… это, знаете ли, переходит все границы допустимых в международной дипломатии приличий. И будь все еще во главе внешнеполитического ведомства не назначенный Президентом Борис Тарасюк, известный как рьяный сторонник скорейшей интеграции Украины в НАТО, логично было бы ожидать со стороны украинского МИДа, как минимум, ноты протеста в адрес правительств Германии, Нидерландов и США.
Итак, чем все закончится: хватит ли правительству политической воли противостоять нажиму изнутри и извне? Или же оно предпочтет уступить, пожертвовав национальными интересами? До конца 2006 г. квота на экспорт пшеницы и меслина (смеси пшеницы и ржи) составляет 400 тыс. т, ячменя – 600 тыс. т, кукурузы – 600 тыс. т и ржи – 3 тыс. т. Кроме того, министр экономики Владимир Макуха на встрече с руководителями торгово-экономических миссий зарубежных посольств в Киеве заявил, что правительство может дополнительно выделить квоту на экспорт зерновых на примерно такой же объем. По мнению экспертов, всего в 2006-2007 МГ Украина сможет без ущерба для собственной продовольственной безопасности экспортировать 9,0 млн. т зерновых. Пока до критического уровня еще далеко...
А потом вышел Виктор Андреевич и сказал…
Между тем к проблеме зерна в самый последний момент решил подключиться не кто иной, как сам Президент. И если вы думаете, что глава государства горой встал на защиту интересов продовольственной безопасности народа, который его на эту должность избрал, то глубоко ошибаетесь. На встрече с представителями украинских деловых кругов, которая проходила на прошлой неделе в Киеве, Виктор Ющенко заявил, что экспорт зерна надо открывать. И попросил присутствовавшего на мероприятии первого вице-премьера Николая Азарова «в течение недели решить этот вопрос». Тот пообещал решить его в течение двух дней.
И действительно, в среду на заседании правительства был заслушан отчет министра аграрной политики Юрия Мельника об итогах инвентаризации запасов зерна на элеваторах. Однако экспорт зерна так и не был либерализован. Несмотря на то, что первый заместитель главы Секретариата Президента господин Яценюк успел публично «выразить удовлетворение» от «конструктивной позиции Кабмина в этом вопросе».
Как пояснил Ю. Мельник, уже сейчас объем экспорта по заявкам на получение лицензии превышает 14 млн. т. То есть, отменив квоты и лицензии, правительство оставит страну без зерна. Чего оно, в отличие от своих предшественников, совсем не хочет делать. Кроме того, по словам министра, ранее в вопросе экспорта лимитирующим фактором служили ограниченные возможности украинских портовых элеваторов. И необходимости в лицензировании и квотировании не было. Теперь же зернотрейдеры вложили немалые средства в развитие портовой инфраструктуры и могут вывезти из страны весь урожай подчистую, причем за весьма короткий срок. Как говорится, не успеешь глазом моргнуть.
Неясно одно – знал ли наш уважаемый Президент про 14 млн. т зерна, заявленного на экспорт, когда просил первого вице-премьера «решить вопрос»? Если не знал – плохо. Значит, принимает решения, не владея ситуацией. Что для руководителя такого уровня, прямо скажем, недопустимо. Если же все-таки знал (а третьего не дано), то тогда его позиция заслуживает отдельного разговора…
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Последние новости