«Турбоатом» уходит в «Мегабанк»

...лицензии регистратора «турбоатомских» акций компанию «Реестр Холдинг». Лишение лицензии произошло при странных обстоятельствах, по странным мотивам, но по вполне очевидным причинам - директор завода Виктор Субботин и ФГИ под руководством Валентины Семенюк-Самсоненко из последних сил стараются удержать предприятие под своим контролем в ущерб государству и частным акционерам.

Справка: что такое «Турбоатом» и кто им владеет

ОАО «Турбоатом» производит турбины для тепловых, атомных, гидро- и гидроаккумуляторных электростанций. 75,22% акций «Турбоатома» принадлежат государству, около 14% владеют компании, аффилированные с группой «Энергетический стандарт» Константина Григоришина. Остальные акции находятся в собственности миоритарных акционеров, среди которых «Мегабанк» - банком владеет нынешний и.о. директора завода Виктор Субботин. Оборот предприятия в прошлом году составил 334,2 млн грн, чистая прибыль - 34,9 млн грн.


«Реестр Холдинг» лишился своей лицензии 15 августа. За день до этого состоялось собрание акционеров «Турбоатома». Безусловно, это не совпадение, а если и совпадение, то им кто-то умело режиссировал. Достаточно описать, как все было сделано, чтобы читатель сам пришел к выводу, кто и зачем заварил эту кашу.

Пока шло собрание акционеров, в ГКЦБФР собрались трое из шести членов, причем среди этих троих не было главы комиссии, а руководил заседанием Сергей Бирюк. Трое членов комиссии, принимая решение отозвать лицензию у регистратора, пришли к выводу, что «Реестр Холдинг» отказывался предоставить «Турбоатому» реестр акционеров, а потому нарушил лицензионные условия. При этом три члена комиссии почему-то не приняли во внимание тот факт, что регистратор с начала года несколько раз просил Комиссию дать разъяснения вот по какому поводу: имеет ли право регистратор выдать эмитенту акций реестр акционеров, если это запрещено решением суда по иску... самого эмитента.

Дело было так: Субботин и Семенюк-Самсоненко заподозрили Григоришина в теневой приватизации завода, а потому всеми методами пытались сорвать собрания акционеров с участием его акций, ведь в противном случае Григоришин наверняка сделал бы все, чтобы Субботин не стал директором, потому как имел на то серьезные основания. «Константин Григоришин хочет сделать все для того, чтобы забрать этот объект у государства...», - говорила глава ФГИ. Субботин тоже видел призрака: «Речь идет о скрытой приватизации предприятий. Не надо ничего выкупать и платить в бюджет. Можно лишь утвердить устав, назначить нужного человека и получить в управление госимущество».

Чтобы Григоришн ничего «не увел у государства», Субботин всячески срывал собрания акционеров, среди которых 14-процентной долей законно владеет компания, заплатившая за акции деньгами, владелец которой Григоришин. Субботин от имени завода подал иск в Харьковский хозяйственный суд, который в итоге запретил регистратору предоставлять реестр и каким-либо образом участвовать в подготовке собрания и непосредственно в самом собрании акционеров. Исключение делалось лишь на тот случай, когда решался вопрос о выплате дивидендов. В феврале этого года «Реестр Холдинг» предоставил реестр, считая, что «Турбоатом» намерен именно этим и заняться - выплатить дивиденды. Но, как утверждает директор регистратора Галина Шатова, реестр был использован не по назначению, то есть для проведения собрания. «Эмитент преднамеренно вынуждает регистратора идти на противоправные действия», - с такими словами в письменном виде Шатова обращалась в Комиссию, и просила Комиссию дать свою оценку происходящему, в частности, действиям «Турбоатома» во главе с Субботиным. Но какое решение оценку могла дать Комиссия, если жена одного из ее членов - Бирюка - работает в киевском отделении Мегабанка, принадлежащем Субботину? И, естественно, в последствии, именно по инициативе Бирюка было принято решение отобрать лицензию у Реестр Холдинга. Бывший харьковчанин Бирюк супругу свою не обидел, и землякам-партнерам помог - убрал с дороги «Ресстр Холдинг».

Дело в том, что у Субботина давно появилась идея перевести реестр акционеров в бездокументарную форму и передать его на хранение другой компании. Такой компанией может стать банк. А именно - «Мегабанк». Об этом еще в прошлом году открыто заявил финансовый директор «Турбоатома» Алексей Черкасский. Он так и сказал, что предприятие заключило договор о хранение акций с Мегабанком. Причем еще в декабре прошлого года Черкасский описал сценарий - регистратора лишают лицензии на ведение реестр, хранителем которого станет Мегабанк. Это заявление было настолько циничным, что только теперь стало ясно, насколько: почти год назад Субботин задумал, что «Реестр Холдинг» можно лишить лицензии и одной проблемой станет меньше. Так и получилось. И на последнем собрании акционеров господин Субботин распрощался с унизительной приставкой и.о. и стал полноправный директором «Турбоатома». Кроме того, наблюдательный совет предприятия пополнился двумя именами - Татьяной Даценко по инициативе ФГИ и Дмитрием Комарковым по инициативе Мегабанка. Кстати, по некоторым данным, Мегабак владеет всего 1% акций завода, но как же сильно его влияние не «Турбоатом». Даже власти харьковской области не обладают такими возможностями.

В прошлом году губернатор Харьковской области Арсен Аваков, как только узнал, что акционер и глава местного «Мегабанка» Виктор Субботин стал генеральным директором «Турбоатома», сказал: «В Харькове происходит целенаправленный разгром крупной промышленности. Уже никто не стесняется назначать руководителей по партийной квоте, и такие вопросы решаются под столом во главе с социалисткой Валентиной Семенюк».

Действительно, Семенюк, помимо членства в Соцпартии, возглавляет и Фонд госимущества. Субботин руководит СПУ в Харьковской области. И именно Семенюк назначила в «Турбоатом» своего однопартийца Субботина, причем сделала это прямым приказом. Но с Аваковым никто не согласовал это назначение, хотя это нужно было сделать согласно закону. Губернатора лишь вежливо уведомили о назначении Субботина за полчаса до того, как новый директор был представлен коллективу. Тогда в правительстве эти кадровые ротации мотивировали недавним включением завода в состав концерна «Укратомпрома», созданный на базе НАЭК «Энергоатом». Однако юридически сбор всех атомных активов Украины в один концерн был еще только в проекте, а социалисты почему-то уже подсуетились расставить на ключевые посты своих людей, да еще таким диким способом. И еще одно «кстати»: «Энергоатомом» тогда руководил тоже социалист - Андрей Деркач.

В настоящее время «Турбоатом» может быть включен в другой концерн - «Укрэнергомаш» с подчинением Министерству промышленной политики. Семенюк и Субботин очень этого боятся, потому что там у них нет своих людей, значит, они не смогут контролировать заводом по своему усмотрению.

«Проект устава предполагаемого концерна является уникальным для субъектов хозяйствования Украины, так как в нем заложено полное отречение государства от управления концерном», - сказал Субботин, но не пояснил, чем этот концерн хуже того, что создавался Деркачом, и с каких это пор концерн, который подчиняется Минпрополититики, считается отреченным от государства? И еще цитата Субботина: «Вся власть будет сосредоточена в руках правления, а конкретнее - председателя правления концерна. Создание концерна руководство завода рассматривает и как прямое нарушение законодательства Украины, поскольку включать акционерное общество в какие-либо холдинги или концерны без согласия акционеров запрещено по уставу АО». Опять же: если бы председателем правления стал Деркач - это нормально, а если кто другой - то нет. Заметьте, все эти заявления он делает в такой тональности, будто завод уже давно принадлежит ему, а государство - являющееся истинным хозяином Турбоатома, пытается у него предприятие отнять.

Как писали СМИ, интересы Субботина на «Турбоатоме» слишком обширны, и еще до назначения директором ему удалось получить значительные суммы от деятельности завода на депозитные счета своего банка. По некоторым данным, в «Мегабанке» в прошлом году находилось около 200 млн. гривен «Турбоатома». Конфликт интересов очевиден любому, но ничего не меняется.

В общем, Субботин и Семенюк породили на заводе массу проблем, вся деятельность «Турбоатома» завязана сейчас на их личных интересах. Правда, расслабляться им еще рано. Дело в том, что позиция Комиссии настолько шаткая, а позиция регистратора, лишенного лицензии, настолько твердая (предоставлять реестр эмитенту запретил суд), что в судебном порядке лицензия должна быть возвращена с извинениями ГКЦБ за ее заинтересованных, игнорирующих закон, членов.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Станислав Черкесов
Поделиться в Facebook
Последние новости