Дела не идут, но контора пишет

…культуры к указанной дате были собраны на 13,75 млн. га, или 89% планируемых к уборке площадей. Средняя урожайность зерновых по Украине составляет 34,7 ц/га. К концу сезона прогнозируется урожай зерна на уровне 48,6 млн. тонн. Небывалая по меркам независимой Украины уборка! Впору руководству Минагрополитики дырявить мундиры под ордена и медали.

Однако, как сказал один киногерой: «Меня терзают смутные сомнения». Понятно, что погода щедро подсобила с урожаем. Но и в прошлом году не наблюдалось природных катаклизмов, а собрали в 1,7 раза меньше. С каких великих дел нас посетило такое счастье?

В рекордном для независимой Украины 1993 году с 14,3 млн. га намолотили 45,6 млн. тонн при урожайности 32,1 ц/га (здесь нестыковка урожайности с объемом зерна и уборочной площади, но так у Госкомстата). В ту пору и количество сельхозтехники и количество удобрений не подверглись такому резкому сокращению, как в последующие годы «фермеризации» села.

А самый большой урожай за всю свою многовековую историю Украина собрала с помощью колхозов в 1989 году – 51,21 млн., при урожайности 33,5 ц/га. Тогда распахали под зерно 15,29 млн. га. А на поля свезли столько удобрений, что их не смогли полностью употребить, и они до следующего года лежали в кучах на полях.

Теперь нам великодушно предлагается уверовать в урожай в 49 млн. тонн, при том что:

1. Парк тракторов уменьшился на 20%. Сам их выпуск в стране упал в десятки раз. Даже в 1940 (!) году их производилось почти в 2 раза больше, чем сейчас (10,4 тыс. против 6 тыс. в 2007 г.). Возросший диспаритет цен в результате реформ обвалил покупательскую способность хлебороба. Чтобы приобрести пропашной трактор в 1990 году, нужно было продать около 9,5 тонны семечек подсолнуха, теперь за стального коня надо отсыпать в 5-6 раз больше.

2. С комбайнами и того хуже. Их парк сократился почти на 30%. И он на 80% состоит из машин, исчерпавших все земные сроки эксплуатации. Крупные хозяйства покупают по дешевке западный секонд-хенд по цене от 10 до 20 тыс. долл. и потом рвут жилы, ремонтируя эту рухлядь.

3. В целом по Украине в 6 раз уменьшилась доза вносимых минеральных удобрений, а с органикой совсем плохо, за последние 15 лет ее доза уменьшилась в 8 раз. Нелишне напомнить, что без подкормки удобрениями естественная плодовитость наших черноземов не превышает 10 ц/га.

Я уже не говорю о ставших традиционными трудностях с ГСМ.

Мой, мягко скажем, скепсис в отношении декларируемых успехов в аграрной политике подтверждает высокое собрание аграриев, состоявшееся 24 сентября в Полтавской аграрной академии. Никто из выступающих не привел ни одного факта, говорящего о положительной динамике развития Агропрома. Пара цитат из душещипательных выступлений на этой научно-практической конференции под названием «Экономика аграрных предприятий: проблемы теории и практики».

– Обеспеченность тракторами, комбайнами и другой техникой составляет 45-50%... более 90%(!) наличных технических нуждается в замене, т.к. давно уже отработали свой срок.

– Если в 1990 году на сельхозпредприятиях Харьковской области минеральных удобрений было внесено 262,2 тыс. т, то в 2006 году – всего 33,0 тыс. т, или в 8 раз меньше. Еще хуже с использованием органических удобрений. В 2006 году внесение их сократилось более чем в 15 раз (с 12812 до 820,5 тыс. т).


В тему будет сказано несколько слов о качестве украинского зерна. Кондиции его мы ощущаем на качестве хлебобулочных изделий. Я понимаю, что и технология выпечки сказывается на вкусности хлебушка, тем не менее, классность зерна есть главное условие качества булки. Из 26,9 млн. тонн пшеницы урожая 2008 г. более 63% составляет зерно 5 и 6 классов (6 класса - 50,8%!). Что же касается продовольственного зерна, то его выращивается мизер: пшеница 1 класса составляет 21,9 тыс. тонн, 2 класса - 106,7 тыс. тонн, 3 класса - 957,7 тыс. тонн, 4 класса - 2,162 млн. тонн. Цифры взяты из выступления 3 октября на конференции «Зерновая индустрия-2008» начальника Государственной инспекции Украины по качеству сельскохозяйственной продукции и мониторингу ее рынков Василия Мельника. Украина уже забыла, как производить зерно 1-3 классов.

Надо сказать в утешение, что приписками пробавляется не только наш Агропром. Братья аграрии по СНГ тоже не лыком шиты. В Казахстане, например, одна из самых главных проблем зернового рынка, кстати, ставшая одной из причин введения временного запрета на экспорт зерна, – липовая система учета урожая. Рапорты акимами стряпаются зачастую по советскому принципу от «достигнутого». В результате за последние четыре года завышение валового сбора по стране получилось, по мнению разных экспертов, в пределах 4 млн. тонн. И это при среднем урожае зерновых 14-15 млн. тонн. В этом году урожай в Казахстане в бункерном весе составил 17,2 млн. тонн.

Оппозиция в Белоруссии клеймит бацьку за приписки его колхозников. В отдельные годы урожай зерновых, как и урожай овощей, искусственно увеличивался на треть – гремят демократы. Очень сомневаюсь, что у Лукашенко можно безболезненно для организма заниматься столь громадными надбавками. Однако система, когда с каждого хозяйства страны власти с нижнего до самого верхнего звена требуют неизменных успехов в работе, несколько стимулирует желание на местах попасть в лауреатские списки «Дожинки».

Но здесь надо сказать, что советская система отчетности, благополучно сохранившаяся на территории Белоруссии, не могла породить безоглядного очковтирательства. Завысив показатели своего хозяйства, председатель получал на следующий год план в рост «от достигнутого». Мало кому из здравомыслящих руководителей колхозов приходило в голову без оглядки наращивать на бумаге свои успехи. Существовала довольно стройная система ценностей: те, кто не в меру буйствовал в отчетах, мог до сроку слететь с должности с потерей партбилета, а увлечения приписками в особо крупных размерах, бывало, заканчивались выпиской путевки в места не столь отдаленные. Потому чаще всего прибавка к показателям была разумной – на величину погрешности в статотчетности, т.е. в пределах 1-2,5%. Конечно, с жирностью молока и прочей трудно проверяемой мелочевкой грешили в меру собственной совести, но чтобы на десятки процентов завышать выходные данные вверенных хозяйств - это надо было быть патологической личностью.

Госкомстатовские данные в эпоху независимости сплошь грешат неточностями. Но в последние годы баловство со статистикой, с подачи властей, стало приобретать угрожающие размеры. Уже писалось, как мухлюют с потребительской корзиной, показателями инфляции и т.д. (см. «Услужливая девка власти»; «Следите за руками…»).

Сейчас за недобросовестной информацией стоит не только желание покрасивее отчитаться, но ещё и коммерческий интерес. Уже давно произошло слияние властей с бизнес-структурами в одно целое. По мнению экспертов, «недостоверные данные создают условия для неверных оценок участниками зернового рынка динамики цен, и когда рынок недоберет обещанные ему объемы зерна, цены на него пойдут резко вверх».

Показательный случай произошел в Украине с урожаем-2002. На бумаге собрали 38,8 млн. тонн. По этой цифре и рассчитали: что в закрома родины, что на экспорт. Зернотрейдеры постарались на славу, выперев на экспорт всё оставшееся по расчетам свободное зерно.

Но на следующий год случился грандиозный облом с урожаем. Тогда намолотили примерно на уровне приснопамятного 1913 года – 20 млн. тонн, и скрыть бумаготворчество стало невозможным. Зерна у державы попросту не оказалось. По весне внутренние цены взлетели «выше радуги», чего и желали коммерческие структуры. Пришлось срочно закупать у соседей 7 или 8 млн. тонн зерна.

Видя, что публика хавает данные по урожаю-2008, Минагрополитики на следующий год замахнулось на 50 млн. тонн. Флаг ему в руки. Пусть тешится…
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Антон Дальский
Поделиться в Facebook
Последние новости