«Последнее танго» Украины
10.02.2009 08:30
...не видят только сами правители и несколько сотен индидивидумов, получивших страну в виде трофея и с трофеев ставших в одночасье олигархами. Причем получили то, что создавало три поколения украинцев, не по праву толковых менеджеров, которым по силам вдохнуть новую жизнь в стареющие фонды, а по праву флибустьеров. Идеология которых далее беспощадной эксплуатации трофеев не простирается. И то, что получили очень часто задаром, естественно, не преумножается – ни одно из приватизированых предприятий не достигло советских кондиций. Добьют до последнего болта и свалят в более теплые края.
Ответственная безответственность
Все верховные люди открещиваются от «заслуг» в деле развала отечественной экономики. У каждого есть, на их взгляд, объективные отмазки. У Президента главная беда державы – премьер. Про ЮВТ он, с видом человека, которого обокрали в церкви, ежедневно рассказывает ужастики. У премьера – Президент и мировой кризис, у нардепов, кроме их радетельных персон, виноваты все, включая и усердного Савика Шустера.
Вот при подписании бюджета на 2009 год Гарант, было, впал в состояние, близкое к необоримому человеколюбию. «Это очень проблемный документ, с которым будет очень тяжело жить», – терзался он. Кстати, документ, который не подмахнул министр финансов пан Пинзеник. У министра рука дрогнула – ведь заслуженный коновал народного хозяйства, видать, утомился валить экономику.
Ну, если не устраивает бюджет, то на кой ляд его визировать? Если премьер поганка, которую Гарант с летальной безысходностью в голосе прилюдно величает не иначе как воровкой, то почему не положить конец карьере своего майдановского однодельца? Если газовый договор смертельно плох, то оспорьте его в международном суде. Однако Виктор Андреевич предпочитает чуть ли не ежедневно канючить с экрана телевизора на заданную тему и еженедельно занудствовать на бессмысленных ток-шоу.
Разразившийся кризис, сопоставимый с нашествием вооруженного до зубов супостата на территорию Украины (за последние четыре месяца 2008 года промышленное производство снизилось более чем на 40%), не мог быть неожиданным. Про скорое наступление депрессии твердили не только вольные эксперты-мрачновидцы, но и правительственные чиновники. Так, 25 июля 2005 года заместитель министра промышленной политики в правительстве Тимошенко Сергей Грищенко заявил: «…общемировой спад начнется в 2007-2008 гг., который перейдет в кризисную фазу в 2009 г. – резкое падение потребления до 80%. 50%-ные потери в производстве металла, которые мы имели в 1993-1994 вплоть до 1997 г., по сравнению с грядущим падением – даже не цветочки, это «семечки».
Вот так. Знали, предвидели, но ровным счетом ничего не делали для развития внутреннего спроса. На протяжении последних 4 лет держава с подачи бездарей жила тупо в долг: рост ВВП в пределах 2,4-7,5%, а расходную часть накачивали ежегодно на 30% и более, попутно позволив хозяйствующим субъектам прочно сесть на импортную кредитную иглу. Сверх того, через ВТО бездумно впрягли страну в ярмо глобализации, прекрасно зная о проблемах, которые она несет своим аутсайдерам.
После того, как во владение народной собственностью вступили рачительные капиталисты, весь социализм - детские сады, базы отдыха и прочий соцкультбыт – пустили по миру христарадничать. Свернули производство всего того, что не имело спроса на мировых рынках. Сократили до «прожиточного минимума» персонал. Короче говоря, провели мероприятия, которые они по-ученому называют «санацией». И пока мировая конъюнктура напрягала ветрила, собственники не уставали самопиариться на все четыре стороны, грохоча о грандиозных успехах. Но стоило на мировых рынках слегка заштормить, и вся мишура благолепия облетела, «как с белых яблонь дым».
Проще говоря, когда на руках 21 очко – и балбес может выиграть у профессионального игрока в пролетарскую игру. Но когда карта не идет, тут и обнаружилась обычная профнепригодность корсара, по недоразумению взявшегося строить корабль.
Никакого радикально технического перевооружения в бюджетообразующих отраслях – металлургии и химпроме не произошло, а остальные благополучно похерили. От этих «славных дел» мужают «мрии» про энергосберегающие технологии, озвучивать которые взялись «язикознавци» на бесконечных бла-бла мероприятиях. «Филологами» я называю пустобрехов, не имеющих понятия, как работает современное промышленное предприятие, но берущихся за строительство постиндустриальной экономики. Беда, что к власти в Украине прорвались именно они. Причем «филологи» хуторянского пошиба.
Теперь, когда Украина по собственному почину до срока получила европейскую формулу цены на газ, говорить о развитии кормящих бюджет отраслей не приходится. Украинские химики и «железные канцлеры» в конкурентной борьбе не имеют фору в виде дешевого сырья и энергоресурсов. По остальным основным направлениям затрат (капитальное строительство, стоимость нового оборудования, накладные расходы, налоги) они уже вышли из режима наибольшего благоприятствования. Даже по зарплате не конкуренты индийским и китайским товарищам. Возможны отдельные всполохи спроса на наши слябы и карбамид на условиях демпинга, но в долгосрочной перспективе нет причин впадать в оптимизм олигофрена.
Власти, периодически возбуждая электорат пустыми возможностями за уши притянутых проектов (как-то: украинское золото, украинские алмазы, газификация углей, бензин из угля, теперь на слуху биогаз из коровьих кизяков), уходят от реальной работы, сосредотачиваясь на борьбе своих креатур за пост главного ответственно безответственного пана. Для промышленности Украины и её народа мировые цены на энергоресурсы и сырье – это приговор к дальнейшему прозябанию.
Кромешный популизм вечно грызущейся элиты (в бюджете на 2009 год защищенные статьи расходов, а это главным образом «социалка», составляют 102% его доходной части) только довершил начатое волшебной рукой рынка и новыми хозяевами-мироедами. Украина пребывает на пепелище своего хозяйства. Кто-то из острословов заметил, что демократия – это когда электорат добровольно выбирает тех, кто его потом будет иметь. В Украине установилась извращенная форма демократии – народ имеют противоестественным способом. Поясню. Менее чем через год население будет голосовать опять за тех, кто по третьему кругу принимает активнейшее участие в развале экономики – разве это не садо-мазохизм?
Но жизнь не заканчивается и после самоподжога.
Последний шанс Украины
Законы кризисов мировой капиталистической системы давно уже хорошо изучены. Новой элите придется подумать над налаживанием защитных механизмов, которые бы предохраняли экономику страны от махинаций финансового олигархического капитала.
Такая система была налажена еще полвека назад. Конечно, повторять зады советского социализма контрпродуктивно, да и невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Экономика Украины крайне уязвима ввиду её неразвитости. В ней доминируют отрасли, выпускающие продукцию низкого передела. Лёгкое волнение на мировых рынках обрекает Украину на тяжелые кризисы. В такой экономике не может развиваться и малый бизнес, ему просто не к чему прилепиться.
«Кризис, дефолт всегда лучше медленной, затяжной экономической деградации, потому что заставляет общество резко активизироваться, задействовать все свои скрытые ресурсы» – успокаивают нас «филологи» от власти.
О каких же скрытых ресурсах может идти речь? Украина только и держалась на демпинговых ценах на стальные чушки, да на труде заробитчан, своими заработками на стороне поддерживавших потребительский спрос внутри страны. Ресурсы остались в прошлом. Или под ресурсами понимается тотальный уход населения в натуральное хозяйство своих земельных наделов?
Современный капитализм, основанный на ссудном капитале и кредитной накачке всего, до чего дотянется рука банковской олигархии, с разбегу ткнулся в железобетонный тупик. Мировой экономике в ближайшие год-два предстоит полный крах. Человечеству, если оно не пожелает больше наступать на одни и те же грабли, придется коренным образом пересматривать парадигму развития. И места ссудному капиталу в ней не должно быть. Стоит его сохранить даже в усеченном виде, даже в состоянии эмбриона – он со временем опять разовьется до размеров мирового зла.
Если мы хотим сохранить страну, необходимо вернуться к идее единого экономического пространства (ЕЭП), которая при позднем Кучме была уже прилично проработана. Причем нам это надо больше всех, т.к. кризис по нам ударил сильнее тех стран, что намеревались объединиться в ЕЭП (Россия, Казахстан, Белоруссия, Украина).
Уже должно быть понятным, что большинство проблем являются неподъемными в рамках национального суверенитета. Нужен обширный рынок, где бы мы не чувствовали себя изгоями, где бы наша продукция была конкурентоспособной. Единственным выходом в стратегическом плане является интеграция на постсоветском пространстве. Вспомним такую «мелкую» деталь. Советский Союз благодаря внутренней кооперации держал более 40% мирового рынка гражданской авиации. По сути, каждый второй самолет ставился на крыло на стапелях Союза. А сейчас Украина не в состоянии самостоятельно строить авиалайнеры, да и все бывшие участники СССР задвинуты глубоко в угол. В том числе и Россия с её 10-15 самолетами в год.
А в сфере вооружений советский ВПК был самым мощным в мире производителем и коробейником – $20 млрд. ежегодно, причем ещё тех долларов, не тронутых тленом инфляции. В космической сфере СССР шел ноздря в ноздрю с Америкой, на которую работал весь мировой гипофиз научной мысли.
В рамках ЕЭП необходимо создание свободной зоны торговли, без ограничений и изъятий, вплоть до введения единой региональной валюты. Ведь ясно даже последнему биндюжнику, что ЕС не про нас. Да и сохранится ли он в процессе развития мирового кризиса? Уже сейчас лидеры ЕС тяготятся своими меньшими братьями, от которых визга много, а шерсти мало. И будьте уверены, что через 2-3 года старожилы замутят внутренний союз из европейских «староверов». А то и попросту вернутся к своим валютам. И это будет естественным решением. В минуты опасности дерево экономики «старой Европы» начнет сбрасывать «жировики», превращая их в сучья.
При интеграции в ЕЭП за каждой стороной должно быть закреплено право вето, что гарантировало бы равные права участников. Это снимет с России всякие подозрения в империализме. Дальнейшее покажет, нужно ли будет общее законодательство. Другого не дано, если мы желаем, при попытке подняться с колен, не уткнуться носом в седалищные мозоли дяди Сэма или его европейских бледнолицых братьев.
Если Украина искренне будет заинтересована в союзнических отношениях с Россией (это придется доказывать делом), то я уверен, что российские руководители умерят вновь нарождающиеся великодержавные амбиции ради нового продуктивного политического и экономического союза.
Посыпал слегка голову пеплом Путин, 29 декабря 2008 года на заседании правительства характеризуя экономическую обстановку в России, произнес: «За что боролись, на то и напоролись».
А боролись, понятно, за то, чтобы войти в глобализируемую мировую экономику, хоть тушкой, хоть чучелом. Медленно приходит прозрение в ущербности таких устремлений. Никто на Западе не заинтересован плодить себе конкурентов. Для того и придумали ВТО, МВФ, Всемирный банк реконструкции и развития (название каково!) и прочие институты надзора за конкурентами.
О новом союзе давно твердят здравомыслящие экономисты и политики. Вот обширная цитата из статьи Юрия Пахомова, академика НАНУ, директор Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины:
«В сфере реального сектора независимо от «уроков ненависти» и политических скандалов лучшее, что есть в Украине — самолеты и ракеты, — на 70 - 80% собираются из российских компонентов. И отношения у руководителей предприятий, в отличие от отношений националистов-политиков, по-настоящему дружеские.
Сейчас всему этому приходит конец, украинские высокотехнологичные проекты, как и известные на весь мир корпорации (в том числе «Южмаш»), если не считать отдельных всплесков активности, деградируют и свертываются. Остается, таким образом, в основном торговля, которой, за редким исключением (молочные, мясные «войны»), политика не мешает.
Нет сомнений, что шанс перехода Украины на инновационную модель реализуется лишь при условии проектного взаимодействия с Россией… Без кооперирования с РФ (а больше не с кем кооперироваться) Украина инновационную модель просто не потянет, а это чревато катастрофой».
Ему вторит и президент Национальной академии наук Украины Борис Патон. В ходе российско-украинского совещания, посвященного развитию сотрудничества двух стран в атомной отрасли, состоявшегося в Киеве в конце октября 2008 года, президент НАНУ особо выделил: «Безусловно, нужно совместно работать. Я убежден, что никакого другого пути нет. Нам нужно сотрудничать, совместно работать и, как принято было раньше, - дружить».
До народа ещё не доходит, что правители ввергли Украину в беспрецедентный в мировой практике кризис. Что беда пришла всерьез и надолго. Но люди, доев свои заначки и депозиты (если их отдадут), скоро поймут, что их нагло «разводили» дежурным оптимизмом.
Главная проблема объединительных процессов – пан Ющенко и стоящие за ним США. Пока за кермом Виктор Андреевич и его челядь, никакой интеграции не предвидится в принципе, даже если в Украине пойдут сплошным потоком марши «пустых кастрюль» и всё будет лететь в тартарары. Более того, трехпроцентный лидер нации наверняка затеет крупные провокации, чтобы продлить своё политическое существование.
Дорога к интеграции займет несколько лет, и жаль, что этот год будет выброшен псу под хвост.
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Владимир Ветров
Последние новости