«Грынджолы» forever!», или «Україна має талант!»?
21.05.2009 09:15
...смогла выиграть знаменитый конкурс и дважды стать второй, сегодня приходится довольствоваться скромным двенадцатым местом. Можно сетовать на то, что нынешний конкурс, бесспорно, собрал настолько сильный за последние годы состав участников, что даже легендарная Патриссия Каас несколько затерялась в толпе фаворитов. Но Украину в этот раз к числу фаворитов никто и не причислял, поэтому затеряться в их толпе ей не удалось. Хотя шум вокруг будущего выступления Светланы Лободы был изрядный, что, впрочем, ей тоже не помогло.
Шоу, от которого должна была вздрогнуть вся Европа, состоялось. В итоге Европа вздрогнула от норвежского парня с чисто украинской фамилией и белорусскими корнями. А ровно две трети европейцев саму Украину просто не заметили – только 14 стран из 42-х выставили Украине в основном весьма скромные баллы.
Как известно, процесс начисления баллов несет в себе некий национальный субъективизм, в результате чего, к примеру, финны обычно ставят двенадцать баллов шведам и наоборот, а турки также расходятся с азербайджанцами. Это традиционная фишка конкурса – кто сомневается, что и в будущем году Андорра предпочтет Испанию остальным? Исходя из этого, невольно закрадывается мысль: а не стала ли Лобода жертвой изменения отношения к Украине в последний год? Помнится, даже скандальным «Грынджолам» Польша дала 12 баллов, а сегодня Светлане Лободе – только 10. Конечно, мы теперь в неоплатном долгу перед Польшей и Азербайджаном. Если бы не они да Венгрия с ее 8-ю баллами, итог был бы еще более печальный.
Особую пикантность ситуации неожиданно для всех придало участие украинки Насти Приходько именно от нашего прямого конкурента – России. Что имело свою предысторию и свои последствия…
Докопаться до причин нашей нынешней неудачи одновременно и просто, и сложно. Несколько моментов явно лежат на поверхности. После скандального попадания на Евровидение-2005 забытых теперь «Грынджол» мало кто решится поверить в объективность национального отбора кандидатов на участие в конкурсе. Тем более что стоявший за тем скандалом Николай Томенко впоследствии фактически публично покаялся и признал это своей ошибкой. Но сегодня, судя по всему, никто каяться не собирается. И как после крупно проигранного футбольного матча – все стараются забыть горечь поражения. Это лично мне дает основания сделать вывод, что и впредь в таком деликатном деле, как отбор представителей страны на Евровидение, народу будет отказано в праве выбора.
Скандал с участием (а вернее – неучастием) Приходько в украинском отборе, когда дело дошло до суда, запретившего по ее иску проводить финальный отбор – один из немногих моментов, приоткрывающих завесу над входом в «кухню» шоу-бизнеса, куда нормальному зрителю входить не рекомендуется. Иначе он разуверится в своих кумирах, если вообще не в своих идеалах, как это сегодня происходит с украинской политикой. Конечно, никто теперь не узнает: во что или во сколько обошлась авторам скандала «мировая» с Константином Меладзе – продюсером Анастасии Приходько.
Справедливости ради надо сказать, что в и Москве все произошло не менее туманно. Когда в финале российского отбора объявили, что за участие в Евровидении будут соревноваться не 15, как по условиям конкурса, а 16 участников, невольно вспомнилась та же процедура в Киеве в 2005-м. И стало понятно: сегодня России своих «грынджол» не избежать…
Так что вольно или невольно в Олимпийском в минувшую субботу шло и соревнование двух украинок, как продолжение нашего национального отбора, которого нас реально лишили. Правда, в этом соревновании судьями была вся Европа. И думаю, символично, что обе наши конкурсантки не попали даже в заветную десятку. Кстати, скандал продолжается, и уже сегодня наше жюри (считай, руководство НТКУ в лице Недзельского) заявило, что Приходько баллов не давали вообще.
Как послевкусие после не очень хорошего вина, которое попалось на шикарно накрытом столе, сразу по горячему возникла мысль: а смогли бы эти, пусть и талантливые певицы выиграть хотя бы конкурс «Украина має талант!», идущий сегодня на СТБ?
Бьющее все национальные рекорды по количеству зрителей, телешоу завораживает не только присутствием в нем и раскрывшейся нам в совершенно новом качестве ослепительной телеведущей Оксаны Марченко, но и своей искренностью и непосредственностью, которая сразу берет за душу. Когда даже свой понятный нам субъективизм и личные пристрастия судьи не скрываются от зрителя – примером чего можно назвать ситуацию, когда судьи отобрали в полуфинал пятьдесят участников вместо сорока. Неотъемлемой частью шоу стало то, как ведущая Оксана Марченко всячески поддерживает выходящих на сцену участников отбора, искренне радуется их успехам и также искренне переживает их неудачи. При этом в шоу доминирует главное – дух соревнования. Именно накануне финала Евровидения, в пятницу, на СТБ мы имели удовольствие смотреть, слушать и переживать первый полуфинал «Україна має талант!», где Юлия Кувшинова с ее неповторимым голосом ничем не уступала уже ставшей мировой сенсацией Сюзан Бойл – можно сказать, «коллеге» Юлии по конкурсу, только из английской глубинки. Как раз этой честности и открытости, являющихся основой известного телешоу, так не хватает сегодня нашим отборочным конкурсам на Евровидение. Не хватает реального сита отбора, когда сам зритель решает, кто должен представлять страну в таком ответственном и престижном конкурсе.
Никто не утверждает, что Светлана Лобода плохо спела. И не ее вина, что в тот вечер ее можно было сравнить (извините) с политиком, который пришел на новые выборы со старыми лозунгами. Дело в том, что в Европе сегодня кое-что изменилось, и зрителям хочется чего-то натурального, чистого и честного. Кризис, знаете ли, сделал сытую Европу более сентиментальной. Времена «Лорди» и Верки Сердючки закончились, что было ясно еще в прошлом году. И именно те страны, которые это поняли – стали настоящим открытием нынешнего конкурса Евровидения.
Создавалось впечатление, что продюсеры, которые заставили Светлану выполнить непрерывный каскад трюков на фоне дорогой, непонятной и абсолютно ненужной металлоконструкции, хотели переплюнуть Руслану с ее легендарными «Дикими танцами». А получилась плохая пародия, только с «гладиаторами». В результате, в общем хорошая и динамичная песня стала образцом безвкусия, отсутствия меры и стиля. И это было нетрудно предсказать по такому же видеоклипу Алана Бадоева, который и был автором этого кошмарного действа в исполнении Светланы Лободы.
Касательно Насти Приходько и ее выступления – причины аналогичны. Песня Константина Меладзе обречена стать народной. И очень жаль, что ее дебют, несмотря на несомненно украинский национальный мотив и название «Мамо», состоялся под флагом другой, пусть и братской (как бы кто не пытался это оспорить) страны. Но как и в случае с Лободой – сегодня публика ждала совсем другого. Как говорят: не формат.
Отдельная тема о победителях, в том числе «родившемся в СССР» Александре Рыбаке, который по этой причине, пусть и косвенно, сделал всех нас причастными к его невиданному триумфу. Победитель норвежской «фабрики» на самом деле приехал не побеждать во что бы то ни стало, а просто что-то сказать от себя, от своей души. И нет сомнения, что выбор этого исполнителя был сделан именно норвежским зрителем.
На своей пресс-конференции уже после финала конкурса Светлана Лобода оптимистично списала все на «волю небес» и выразила пожелание, граничащее с уверенностью, что в следующем году она на Евровидении обязательно добьется большего. Вот так. Но мы бы не стали разделять этот ее оптимизм: не исключено, что у будущего вице-премьера, курирующего культуру в правительстве, которое будет через год, найдутся свои «грынджолы».
Очень хотелось бы закончить тему на оптимистической ноте: Украина, уже неоднократно познавшая успех на многих престижных международных конкурсах, обязательно найдет, чем покорить Европу уже в следующем году. Как минимум, то же шоу «Україна має талант!» вселяет в нас оптимизм. Может, Первому национальному телеканалу, который имеет эксклюзивное право в Украине на конкурс Евровидения, и правда стоит дать шанс нашим талантам прославить Украину, как это сделал для Норвегии Саша Рыбак? И провести национальный отборочный конкурс масштабно, открыто и прозрачно.
Думается, реально возросшие в этом случае рейтинги канала и дивиденды от этого роста значительно превысят преференции от заинтересованных в личной победе продюсеров, а самое главное – зрители получат право сделать свой выбор. А пока, к сожалению, в споре между талантами и «грынджолами» последние снова одержали верх…
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Владимир Островский
Последние новости