«Ferrexpo» – «закон суров…» или «закон, что дышло…»?

...ГОКом, оставило после себя большое количество вопросов. Точнее, речь идет о двух проголосованных «за» вопросах из повестки дня: сохранение права компании провести обратный выкуп (buy-back) до 10% своих акций и продление полномочий К.Жеваго в качестве Генерального исполнительного директора. Эти весьма спорные решения были приняты, благодаря далеко не самым этичным действиям мажоритарных акционеров “Ferrexpo” (компании “Fevamotinico” К.Жеваго и компании “RPG Industries” чешского миллиардера З.Бакалы), которые пошли на фактическое ущемление законных прав остальных акционеров.

Безусловно, обратный выкуп акций – дело вполне законное, весьма распространённое и достаточно регулярное на Западе. В данном же, конкретном случае buy-back намечено провести по крайне подозрительной схеме: акции “Ferrexpo” разрешено выкупить за счёт средств самой компании у одного из её акционеров – фирмы “Fevamotinico”, принадлежащей лично К.Жеваго, который, помимо этого, не только владеет 51% акций “Ferrexpo”, но и возглавляет саму компанию. Таким образом, он сможет получить, исходя из нынешнего курса акций “Ferrexpo” на Лондонской фондовой бирже, около 75–80 млн. долларов. 49% этой суммы оплатят все остальные акционеры компании. В дальнейшем выкупленные акции разрешено направить на поощрение сотрудников “Ferrexpo”, а непосредственно распределять их будет руководство компании во главе со всё тем же К.Жеваго. Таким образом, он не только выступает одновременно в роли и продавца, и покупателя, но будет ещё и определять последующую судьбу акций.

Об опасных последствиях данной схемы постоянно предупреждали миноритарные акционеры “Ferrexpo” в лице компаний “Ralkon Commercial” и “Fayver Properties”. Достаточно вспомнить их неоднократные открытые обращения и письма, последнее из которых было разослано всем акционерам накануне общего собрания. Об этом же писал и авторитетный экономический эксперт Д.О’Дохерти в своей аналитической статье “Акционеры выступают против обратного выкупа акций “Ferrexpo””, вышедшей 15 мая 2009 года во влиятельной английской газете “Financial Times”, отражающей интересы финансовых кругов Лондона. Сами британцы говорят, что это издание читают те, кто владеет их страной.

Но результата это не возымело, и планы К.Жеваго поддержала на собрании акционеров “RPG Industries”, владеющая почти 25% акций “Ferrexpo”, обеспечив таким образом результативное голосование. Процесс “взаимопонимания и сближения позиций” начался у них несколько месяцев назад, после того, как в Совет директоров “Ferrexpo” вошли 2 представителя компании “New World Resources”, также принадлежащей З.Бакале. А теперь, по информации зарубежных источников, К.Жеваго ведёт переговоры уже об объединении “Ferrexpo” и “New World Resources”. Сам он заявил по этому поводу следующее: “Я пока воздержусь от прямого ответа”.

В этом вопросе не может не удивлять позиция британского Управления финансовых услуг, Администрации по допуску ценных бумаг и руководства Лондонской фондовой бирже, где котируются акции “Ferrexpo”, которые чересчур лояльно, сквозь пальцы смотрят на все подобные “проделки” К.Жеваго. Но ведь как говорил французский писатель, правовед и философ XVIII века Ш.Монтескье, “Законы должны иметь для всех одинаковый смысл”. Начнём с того, что само нахождение К.Жеваго во главе компании грубо нарушает ст. 78 Конституции Украины и ч. 1 ст. 3 Закона Украины “О статусе народного депутата”, согласно которым народный депутат не имеет юридического права возглавлять любую организацию, “имеющую своей целью получение прибыли”. Тем не менее, Генеральный исполнительный директор “Ferrexpo” до сих пор является членом парламента от БЮТ. Пускай наши законы для Англии не указ. Как же тогда быть с британскими? Например, с “Кодексом Лондонской фондовой биржи” или “Комбинированным кодексом корпоративного управления компаний”, не говоря уже о единых “Принципах корпоративного управления”, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития при активном участии МВФ и Мирового банка. Рассмотрим лишь несколько положений этих документов:

“Компания должна возглавляться эффективным Правлением, которое несёт коллективную ответственность за работу компании”, “Директора должны принимать решения объективно в интересах компании”, “Компания должна обеспечить надлежащее страховое покрытие на случай предъявления исков”. Как раз именно тот случай: итоги работы “Ferrexpo” в I квартале 2009 года крайне удручающие, прогнозы на будущее ещё менее благоприятные, так теперь ещё и предлагается, в условиях глобального финансово–экономического кризиса, вывести с баланса компании 75–80 млн. долларов оборотных средств, которые уйдут лично её главе – К.Жеваго.

“Процедура назначения новых директоров в Совет должна быть формализованной и прозрачной”, “Совет директоров обязан осуществлять жёстко формализованную и строгую ежегодную оценку своей деятельности, а также деятельности каждого из директоров”, “Совет директоров должен представлять собой баланс исполнительных и внешних директоров (в частности, независимых внешних директоров), таким образом, чтобы ни одно лицо или небольшая группа лиц не могли доминировать при принятии решений”. И снова, как говорится, попадание “в яблочко”: начиная с 29 октября 2008 года, когда К.Жеваго сам себя назначил Генеральным исполнительным директором “Ferrexpo”, без всяких объяснений уволив опытных и высококлассных специалистов М.Оппенгеймера и Д.МакШейна, компанией управляет только он один, а Совет директоров превратился в его “карманный” орган. Вопрос же о назначении независимых внешних директоров вызывает у К.Жеваго открытое неприятие, ведь “Внешние директора должны давать оценку работы председателя Совета директоров”. Нетрудного догадаться, какую оценку они дадут человеку, который никогда не был специалистом по оперативному управлению компаниями, в дела “Ferrexpo” до своего самоназначения не вникал вообще, зато регулярно путает законы со своими правами.

Можно и дальше перечислять нарушения, допущенные как непосредственно К.Жеваго, так и в результате утверждённых 19 мая на собрании акционеров решений, автором которых он является. Что ж, подождём реакцию на всё это из Лондона. Не исключено, что они просто не успели подготовить достойный ответ, впервые столкнувшись с действиями К.Жеваго. Хотя, есть у британцев и пословица “One law for the rich, and another for the poor” – “Один закон для богатых, и другой – для бедных”.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Алексей Андрущенко
Поделиться в Facebook
Последние новости