Какой срок годности у «фиников»?

...Barhi — самые мягкие, напоминают немного карамель. Калифорнийские финики Plush Medjool могут быть огромного размера, насытиться можно двумя-тремя такими финиками. Финики Thoory — самые сухие, их можно брать с собою в поход. Но у всех фиников, какого сорта бы они не были, практически одинаковый срок годности – максимум 9 месяцев. Но есть «финики», которым уже почти 20 лет.

Банк «Финансы и Кредит» на украинском рынке банковских услуг был зарегистрирован еще в 1990 году. Правда, тогда он назывался «Украинский Коммерческий Банк делового сотрудничества». Уже в 1992 году банк поменял название на Коммерческий Банк «Банк делового сотрудничества», а в 1995 году был еще раз проведен ребрендинг, и Коммерческий банк стал называться «Финансы и Кредит», который в банковской среде тут же нарекли «финиками».

Как и каждый продукт, финики должны быть вкусными и свежими. Недаром в начале статьи упоминаются сорта фиников. Банк «Финансы и Кредит», раз уж назвался «фиником», чтобы понравиться клиенту, должен соответствовать сразу всем сортам: «мягкое» обслуживание, «ароматные» проценты по депозитам и так далее. Вот только если и дальше проводить аналогию с финиками, то банк «Финансы и Кредит» уже давно «гниет», и кризис лишь подтвердил сей факт. Эксперты стали утверждать, что срок годности «фиников» подошел к концу.

Недаром же 17 апреля НБУ ввел куратора в банк «Финансы и кредит» в рамках общих с правительством действий относительно капитализации учреждения при участии государства. Куратором в финансовое учреждение была назначена заместитель начальника главного управления НБУ по Киеву и области Ольга Галянт. Прошло около месяца, и 21 июля 2009 года из банка «Финансы и кредит» куратор Национального банка был выведен. Об этом сообщил источник в правлении НБУ. И это перед началом «второй волны» экономического кризиса, которые эксперты ждут с наступлением осени?! Неужели «финики» снова стали «свежими» и на них появился спрос?! Или банк настолько безнадежен, что даже куратора вывели, чтобы потом начать процедуру банкротства?! А может, причина в другом?!

Тема «фиников» меня интересует не только как журналиста, но и как клиента «Финансы и Кредит». Многие мои друзья аналитики не раз намекали мне, что «финики гниют» и пора прекращать с ними сотрудничество. Поэтому я сам решил проанализировать, пользуясь исключительно фактами, которые доступны в СМИ, и сделать вывод, действительно ли срок годности «фиников» подошел к концу.

Для начала пришлось навести справки о нынешнем положении дел у владельца банка «Финансы и Кредит». Ведь во многом работа банков зависит от того, кто дергает его за рычаги управления, и от эффективности этих действий. «Финансы и Кредит» является детищем народного депутата от БЮТ Константина Жеваго, который создавался, как финансовое учреждение, обслуживающее бизнесы самого молодого (по версии журнала Forbes) миллиардера Европы. Естественно, подавляющее большинство средств, привлекаемых банком у клиентов (юридических и физических лиц), направляются в бизнес-проекты Константина Жеваго. Причем делается это по, мягко говоря, льготным процентным ставкам. Если бы это не вредило банку, то пускай бы, но из-за безграмотного ведения бизнеса банк имеет крупные убытки, что ставит под угрозу возврат средств рядовым клиентам. Но о бизнесе Жеваго поговорим чуть позже.

Проблемы в «Финансах и Кредите» были давно, но Жеваго удавалось не предавать дело огласке. Но в 2008 году гласности избежать не удалось. Хотя и здесь «финикам» повезло. В прошлом году только малая толика банков могла похвастаться своей стабильностью, но большинство финансовых учреждений испытывали, мягко говоря, трудности с проведением платежей, и «Финансы и Кредит», как один из неудачников, не выделялся на общем фоне. Со своей стороны Жеваго не сидел на месте и буквально «выклянчивал» у Нацбанка для «фиников» транши. Так что о проблемах в банке знали только работники НБУ, эксперты да сотрудники «Финансов и Кредита». Правда, деньги, выклянченные у НБУ, не уходили на погашение своих обязательств перед клиентами. Помню, одно время, возле одного из отделений банка собирались люди, которые не могли получить проценты по своим депозитам. Тогда я не придал этому значения, поскольку у меня договор по депозитам заканчивается только в конце августа этого года.

Впервые я забеспокоился о своих судьбе своих денег, когда 18 марта 2009 года банк «Финансы и Кредит» официально запросил помощи у государства, а уже 24 марта собрание акционеров этого банковского учреждения подтвердило запрос на получение государственной помощи. Этим «финики» подтвердили, что проблемы в банке таки есть и они с ними не справляются. Вот только проблемный банк стал вести себя странно. Почему-то Жеваго не хотел соглашаться вводить временную администрацию, как того требовало государство. Но ведь и на помощь банк в таком случае не мог рассчитывать!

К этому времени банк успел раздать только ипотечных кредитов на сумму около 4,85 миллиарда гривен, что составляет 35% кредитного портфеля «фиников». Как утверждают эксперты, кризис поставил под вопрос возврат, по крайней мере, половины этих кредитов из-за начавшего «выкашивать» людей увольнения с работы. Я уже молчу о потребительских кредитах, которые, как якорь, висят на «шее» финучреждения. Не стоит забывать и о кредитах, которые банк выдал на бизнес-проекты. Коммерческие структуры, которые тоже пострадали от кризиса, начинали процедуру банкротства один за другим. В итоге перед банком встала проблема в размере… 5,5 млрд. гривен.

Кстати, международное рейтинговое агентство «Moody's» еще 23 марта понизило рейтинги банка «Финансы и Кредит» с уровня B1/B2/E+/Aa3.ua до уровня Caa2/E/B3.ua. Если перевести на простой язык, то рейтинг банка достиг дефолтного уровня, а все потому, что банк не рассчитался в установленные сроки по привлеченному ранее синдицированному кредиту на сумму 70 млн. долларов (реально погашены лишь 3,5 млн. долларов).

Но что самое поразительное, даже находясь на грани дефолта, «финики» активно раздавали кредиты. Я бы даже сказал, не раздавали кредиты, а «спонсировали» бизнес… Константина Жеваго. К примеру, 16 марта, за три дня до наступления срока погашения синдицированного кредита, банк выдал Херсонскому заводу карданных валов, входящему в состав холдинговой компании «АвтоКрАЗ», связанной с Константином Жеваго, кредит в сумме 92 млн. гривен. Эти средства были предоставлены на 5 лет и 3 месяца под 14% годовых. При этом рыночные ставки - в 3 раза выше. Кроме того, «Финансы и Кредит» не забыл еще одно детище Жеваго и выдал кредит в сумме 300 млн. гривен на покупку вагонов, произведенных входящим в ХК «АвтоКрАЗ» Стахановским вагоностроительным заводом.

Из всего этого можно сделать вывод, что срок годности «фиников» подходит к логическому концу. Но больше всего меня тревожит, что банк последнее время, как в агонии, начал активную рекламную кампанию. Неужели в банке не понимают, что время лохов уже ушло, и каждый, кто собирается сделать вклад в банк, собирает о нем всю информацию, начиная от официальной статистики и заканчивая слухами. Всё выше перечисленное - только официальная информация, если же говорить о слухах, то «финики» уже давно «сгнили», и никто не захочет «есть такой продукт». Я же с ужасом жду конца августа, когда сроки моего договор по депозитам истекут. На всякий случай, надо уже подготовить несколько исков в суд, дабы не потерять время. Осталось только даты вписать.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Кирилл Моховый
Поделиться в Facebook
Последние новости