Подмоченная репутация гривны

…бумажкой, от которой хочется побыстрее избавиться. В нее перестали верить, ее перестали желать. Ее опять «подсидел» подлый доллар.

Правительство во главе с хранительницей семейного очага и бюджета страны Юлией Владимировной Тимошенко делает все возможное, чтобы оправдать обещания вывести страну из кризиса до конца года. В их распоряжении осталось меньше четырех месяцев, оттого действия стали более суетными, спешными и необдуманными.

Чтобы уменьшить валютные спекуляции, Нацбанк решил прибегнуть к старому методу – «зажать» денежную массу. В августе резко сжались остатки на корсчетах банков. В июле среднедневной остаток средств на корсчетах колебался в районе 20-22,5 млрд. грн. В первой половине августа он уменьшился с 24,5 до 18,8 млрд. грн., а к концу месяца – до 14,5 млрд. грн. Это произошло частично благодаря усилиям НБУ по стерилизации гривны, а также из-за усиленного перечисления налогов в госбюджет в конце августа. Многие налоги были, по традиции, перечислены наперед или начислены в больших объемах, чем требовалось. Официальное объяснение Нацбанка – это сделано «с целью обеспечения равновесия на денежно-кредитном рынке в условиях роста ликвидности банковской системы». «Предпринятые Национальным банком Украины в августе мероприятия направлены преимущественно на ограничение спекулятивного спроса на иностранную валюту и не имели целью ограничения банками кредитной поддержки экономического развития», - говорит НБУ.

Теоретически это может сработать. Такой же метод был предпринят в 2004-м, и, как можно было убедиться тогда, против 14-16 млрд. гривен на коррсчетах хватит и одного миллиарда долларов интервенций. Потому что когда на корсчетах останется 5-6 млрд., все опять понесут доллары обратно на рынок, поскольку всем будет нужна гривна. Но вот паники и бурных народных волнений в этом случае никак не избежать.

Такие меры приняты по двум главным причинам: попытка погасить девальвационные настроения и опасения инфляции.

«Ситуация на денежно-кредитном рынке в августе 2009 года характеризовалась некоторым увеличением напряжения через усиление девальвационных ожиданий. В таких условиях Национальный банк Украины проводил жесткую денежно-кредитную политику, что нашло свое проявление в усилении требований к формированию банками обязательных резервов, активизации мобилизационных операций и осуществлении других стабилизационных мер», - говорится в отчете НБУ.

Но! Пытаясь погасить девальвацию, Нацбанк убивает экономику. И что бы там ни было написано на агитационных плакатах Юлии Тимошенко, именно бездействие правительства на протяжении года кризиса вынуждает НБУ прибегнуть к последнему и самому жесткому способу борьбы с девальвацией. Он лишает банки свободной гривны. Очевидно, что результатом этой борьбы будет полное отсутствие выдачи новых кредитов.

Следует ряд весьма суетных действий:

• В августе правительство выпустило новых Облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) на 18,8 млрд. грн. – кроме 0,2 млрд. грн., эти деньги пошли на рекапитализацию банков. Пока НБУ выкупил ОВГЗ у этих банков всего на 1,6 млрд. грн. Но однажды все 18,6 млрд. грн. имеют шанс оказаться на руках у населения, как это было в «Родовид Банке», где отток вкладов превысил 75%.

• Самым легким оказалось уменьшить остатки на корсчетах. В августе НБУ ввел новые правила формирования обязательных резервов. 40% от 12,25 млрд. грн. с августа формируются на отдельных неприкосновенных счетах в НБУ. Фактически, банки не могут распоряжаться этими деньгами. Вместе с тем, есть порядка 60 банков, по которым это правило ударило сильнее всего. В основном, это мелкие учреждения, которые не способны сформировать за счет собственных средств даже 100% резервов и живут за счет межбанка и рефинансирования НБУ.

• Также Нацбанк проводил мобилизацию излишней, по его мнению, гривны. Объем мобилизированной в августе гривны составил 14,2 млрд. грн. против 11,5 в июле. В основном, это нерыночные привлечения. По словам казначеев банков, избыток средств имеют первые пять учреждений в системе. Они еще осенью прошлого года закрыли лимиты на другие банки и не знают, куда девать деньги. Поэтому, естественно, вынуждены покупать депозитные сертификаты НБУ и, возможно, ОВГЗ. К слову, еще с июня Нацбанк запустил торги ОВГЗ на вторичном рынке, а с сентября обязался поддерживать двусторонние котировки и проводить по ним операции. По статистике НБУ, к первой пятерке относятся Приватбанк, «Райффайзен Банк Аваль», Укрэксимбанк, Ощадбанк и Укрсиббанк.

Нацбанк констатирует, что наличные в обороте (показатель М0) в августе сжались со 151,8 до 149,2 млрд. грн. Однако произошло это благодаря тому, что население в августе скупило наличной валюты на $800 млн. больше, чем продало. Таким образом, зажимание денежной массы по-прежнему не имеет влияния на самый опасный компонент монетарной базы – М0.

Самым удивительным является то, что с начала кризиса, вместо того чтобы предвидеть худшее развитие событий, правительство надеялось, что все само собой рассосется. Иначе как объяснить, что такая очевидная мера, как создание государственных ценных бумаг для населения, никому и в голову не пришла. Пускай даже они были бы номинированы в долларах или привязаны к курсу. Пока же у обывателя нет другого выбора, и он инвестирует в доллар, тем самым усугубляя ситуацию и подтачивая курс при каждом выбросе денег из бюджета.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Андрей Печеров
Поделиться в Facebook
Последние новости