Обувь на все времена

...в обуви начнет неприятно хлюпать? Только если эта обувь сделана из резины! И её не придется нести в починку после того, как от нее начнет отваливаться подошва. А вам – спешить в аптеку за горчичниками и каплями от насморка.

«Напрасно, господа, вы ходите без калош!»
Профессор Ф.Ф. Преображенский


Однако, несмотря на всю явную полезность резиновой обуви, многие из нас не имеют её вовсе. Считая, что на улицах города ей просто не место. Что резиновые сапоги – это атрибут строителей или колхозников, уныло месящих раскисшую грязь. В лучшем случае – спецобувь для рыбалки. Ну, а калоши и вовсе давно стали анахронизмом, воспоминаниями далекого детства, как и валенки, на которые их надевали.

Это, конечно, заблуждения, и истина тут в одном – именно с калош и началась история резиновой обуви. Правда, тогда она еще не была резиновой.

Веками на территории Евразии для изготовления обуви применялись три материала: кожа, дерево (а также лыко) и ткань. Все три имели общий недостаток – они боялись воды, от которой раскисали, коробились и приходили в полную негодность. Попытки мазать чоботы салом, растительными маслами, воском или дегтем лишь отсрочивали этот неизбежный конец.

Но вот в 1735 году французский путешественник Шарль Мари де ля Кондамин отправляется исследовать бассейн Амазонки, где, помимо прочих диковинок, он познакомился с деревом гевеей и его млечным соком – латексом. После обработки латекс превращался в липкие комочки вещества, называемого индейцами «каучу» (каучуком), а мудрецами Французской Академии нареченный латинским словом «resina» (то есть «смола»).

Местные дикари-нехристи издавна использовали латекс для пропитки тканей, которыми они укрывались от дождя. Оказалось, что они отлично выдерживают влагу, сохраняя при этом мягкость. Правда, имели один недостаток – в жару такая ткань была липкой. Та же самая проблема была у мокасин, изготовленных из раскатанного в листы каучука.

Тем не менее, в 1792 году англичанин Самуэль Пиль запатентовал свой метод изготовления тканей, пропитанных скипидарным раствором каучука, а через десять лет его земляк, сапожник Рилли, изготовил из такой ткани первые чехлы для обуви. Они представляли собою что-то вроде лаптей, которые надевались сверху на туфли и сапоги, и, собственно, стали прототипом калош. Осенью они были незаменимы, но летом начинали таять, а в мороз, напротив, – трескаться.

Вопрос частично решил в 1823 году человек, которого звали Чарльз Макинтош, открывший знаменитую фирму по производству плащей-дождевиков, получивших его имя. Он смешивал каучук с различными наполнителями (сажей, маслами, серой), пытаясь изменить его свойства. Но только в 1839 году американский исследователь Чарльз Гудьир, случайно нагрев кусок такой ткани, открыл метод вулканизации, с помощью которого каучуковую смесь превращают в резину.

И в мире начался настоящий бум на прорезиненную ткань и резиновую обувь. Причем вначале самым главным производителем калош были Североамериканские Штаты, которые экспортировали калоши в разные страны мира, в том числе и в Россию. Стоили они недешево, и купить их могли только богачи.

Сегодня это может показаться странным, но именно «господа» нуждались в калошах, как никто другой. Дело было не столько в том, что дорогие туфли и сапоги нужно было беречь от намокания, сколько в том, что они не хотели входить в грязной обуви в свои кабинеты и дома, пачкая паркет и ковры. «А ковры у меня персидские!» – сердито говорил Филипп Филиппович вломившемуся в его квартиру Швондеру.

Но вот в 1859 году в Петербург прибыл немецкий предприниматель Фердининд Краузкопф, который через пару лет открыл там завод резиновых изделий «Треугольник», ставший вскоре самым известным производителем калош в России, а затем и в СССР (переименовавшись в «Красный треугольник»). Заодно герр Краузкопф привез к нам и само слово «калоши» – от немецкого «Kaloschen».










Массовый выпуск калош позволил сделать их доступными для «трудового народа». В первую очередь в калоши обули такую неизменную часть тогдашнего зимнего костюма, как валенки, избавившись, наконец, от извечной проблемы их намокания. А легкие войлочные или хлопчатобумажные сапожки белого цвета с черными калошами стали популярнейшей летней и осенней обувью рабочих, приказчиков и купцов. Причем обувью парадно-выходной. К ней надевали новые штаны, шелковую или атласную рубаху навыпуск, жилетку (или «пинджак»), смазывали волосы маслом – в таком виде пижоны XIX века ходили в гости, на праздники, на прием к начальству.

Абсолютная непромокаемость резиновой обуви сделало её крайне популярной у тех, кому приходилось работать в условиях постоянной сырости: крестьян, рыбаков, шахтеров. Так, со временем калоши выросли в резиновые сапоги, долгое время отличавшиеся от них лишь размерами и формой. Это была все та же обувь из черной резины, которую изготавливали методом склеивания кусков заготовки с последующей вулканизацией.

Однако тут проявились и недостатки резиновых сапог: они не только не пропускали влагу, но и не выпускали её. Так как их не снимали с утра до самого вечера, то весь пот оставался внутри, а сама резина очень хорошо проводила (точнее – выводила) тепло. Особенно опасно это было тех, кто носил такие сапоги «на босу ногу», без портянок или теплых носков. Что и послужило возникновению дурной репутации резиновых сапог как причины простуды и ревматизма.

Возможно, именно поэтому они не были приняты в качестве армейского обмундирования. Хотя о резиновых сапогах мечтали многие солдаты Первой мировой в затопленных водой окопах. Но в войска резиновая обувь пришла позднее, в виде нижней части комбинезонов химической защиты.

Черные калоши с внутренней байковой отделкой красного цвета и черные резиновые сапоги (до колен или более высокие «рыбацкие») были единственной отечественной резиновой обувью вплоть до 50-х годов. А затем промышленность решила порадовать советского покупателя более цивилизованным ассортиментом.


Советский слоган из стихотворения Владимира Маяковского «Резинотрест»


Появились специальные калоши для женских сапог (под каблук), яркие детские и подростковые сапожки. Из резины делали даже туфли и босоножки, а также популярные до сих пор пляжные шлепанцы. Появиться в городе в обычных, «колхозных» резиновых сапогах стало дурным тоном – в них ходили только слесари и строители.

Произошли и изменения в технологии: теперь обувь не склеивали, а делали методом заливки резиновой массы в формы под высоким давлением. В качестве материала, помимо резины, применяли полиуретан, ПВХ.

Но все же, как водилось в СССР, все мечтали о том, чтобы купить не просто красивую «цивильную» резиновую обувь, а именно импортную. В том числе и финскую – компании «Nokia», которая с 1923 по 1988 год специализировалась, помимо прочего, на выпуске резиновых изделий, в том числе калош и сапог.

Последний бум на резиновую обувь у нас произошел в конце 80-х, когда появились чрезвычайно модные комбинированные сапожки: литая нижняя часть с «тракторной» подошвой, голенище из прорезиненной ткани или нейлона и теплой «ватной» вставки. Их можно было носить с осени до самой весны, не боясь ни воды, ни холода.

Сегодня она вновь возвращается, и не только в виде модных резиновых сапог и ботинок, как мужских, так и женских (не говоря уже о детских). Оказывается, мы совершенно напрасно отказались от старых добрых калош, записав их в разряд анахронизмов!

Пока мы, гордо задрав нос, мочили ноги в лужах, портя обувь и схватывая ОРЗ, на Западе все это время о калошах не забывали. Используя их, как и встарь, в качестве защитных чехлов для основной обуви. Причем для обуви дорогой. В самых именитых магазинах обуви европейских городов наряду с туфлями известных брендов можно купить и самые настоящие фирменные калоши, чтобы в ненастную погоду защитить обувь и ноги от влаги и грязи.




От своих далеких предков их отличает, прежде всего, продуманный современный дизайн. Некоторые из них со стороны можно принять за легкие теннисные туфли, другие идеально вписываются в общий вид обуви, на которую они надеты. Весьма широк и выбор различных моделей, в число которых входят и летние калоши для босоножек, пользу которых оценили бы многие наши соотечественницы.







Поэтому не нужно стесняться носить калоши – теперь это не только полезно для здоровья и практично, но и круто! Единственная проблема для возвращения всенародной моды на калоши состоит в высокой цене на продукцию западных фирм. Так, калоши «SWIMS» (Норвегия) обойдутся от 35 до 50 долларов, что для большинства украинцев попадает в разряд «дорого». Но, думается, эту проблему традиционно удастся решить с помощью наших «китайских товарищей»...
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Сергей Кутовой
Поделиться в Facebook
Последние новости