Запретное удовольствие

…тыкву, чтобы получить бражку, или, напившись оленьей мочи, предварительно накормив сохатого галюциногенными грибочками, летают в открытый космос без скафандра.

«Ну конечно, – скажет читатель, – для древних такие действия – магический ритуал, акт общения с духами». Так-то оно так, но существует маленький нюансик. И заключается он в том, что одним из основных стимулов любого живого существа есть не что иное, как получение, кроме сексуального и «пищевого» удовольствия, совершенно других ощущений, раскрепощающих сознание.

Один из научных экспериментов, проведенный с крысой, – наглядное тому доказательство. Как известно, мозг каждого более-менее развитого организма имеет участок, отвечающий за наслаждение. Так вот, вживили крысе в такую извилину электродик и давай подавать через него ток, соответствующий силе и импульсу мозга зверюшки!

Смотрят ученые – крыса прибалдела, и решают усложнить эксперимент: устанавливают в клетке педаль, замыкающую и размыкающую электрическую цепь. Крысы – твари сообразительные, и вскоре незамысловатый принцип действия приборчика был успешно изучен. Что, собственно, и послужило причиной смерти зверюшки – докайфовалась крыса до того, что умерла от нервного истощения прямо на педальке. Что и говорить, приятная смерть.

А чем человек хуже? Более того: у него есть все возможности для получения удовольствия самыми разнообразными методами. С тяжелыми наркотиками все понятно, лучше к ним не приближаться, но есть же стимуляторы попроще. Марихуана и алкоголь, например.

Последний в народе неубиенен. Во времена сухого закона дары Бахуса гнали из карамели, на хлеб намазывали гуталин, а когда он подсыхал, снимали верхнюю корочку и употребляли вовнутрь (там содержатся алкалоиды), про одеколон и говорить нечего. И все для чего? Расслабиться, оттянуться. По боку последствия: трата денег, времени, здоровья… Главное, чтобы педалька «фунциклировала»!

Многие наивно полагают, что алкоголизм – явление, вызванное сугубо социальной средой или наследственностью. Но если побег от проблем насущных, снятие стресса и т.д. посредством возлияний – прерогатива хомо сапиенс, имеющая вполне мотивированную подоплеку, то как объяснить то, что достаточно много представителей мира животных – большие любители спиртного?

Все очень просто: педалька удовольствия в мозгах – она и в Африке педалька. Слоны, жирафы, медведи и обезьяны не прочь полакомиться перезрелыми забродившими фруктами или ягодами, а потом таскаться по лесу в пьяном угаре. Что уж говорить о продуктах рук человеческих, которые братья наши меньшие охотно употребляют!

Собака приятеля автора этих строк слывет большой поклонницей пива. Не помогали даже превентивные меры, когда, закрывшись в комнате, дабы отведать пенного, мы с другом наивно полагали, что псина не учует запаха. Приходилось делиться…

В одном селе приходилось видеть козла-алкоголика, который при этом еще и мог… курить! А кошки? Вот уж воистину самые большие любители кайфа во всех его проявлениях! Вот говорят: животные живут, следуя инстинктам. Но вы задавались когда-нибудь вопросом: зачем кошке валерьянка? Хотеть рыбу, тепла, кота, наконец, это понятно. Но что дает кошке валерьяна?!

Ровным счетом ничего, кроме «балдежа». Ни о каких инстинктах речь тут не идет. О недостатках воспитания и социальной среде – тем более. Все довольно прозаично: тяга к удовольствию.

И если сексуальный инстинкт и инстинкт голода – удовольствия, необходимые для стимуляции жизни на земле, наслаждения другого (искусственного) характера, не являющиеся «вопросами жизни и смерти», не менее значимы в жизни всего животного мира.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Алексей Глуховский
Поделиться в Facebook
Последние новости