Коломойский не пускает инвестиции в Украину?

...коллега Владимир Путин готовят новые предложения. Ведущие экономисты обеих стран разрабатывают возможные стратегии сотрудничества, а предприниматели – конкретные бизнес-проекты. После предыдущих переговоров премьеров и предложения Николая Яновича российскому руководству "забыть то, что было между странами в течение последних пяти лет, перевернуть страницу и начать с чистого листа" появилась надежда на лучшую грядущую пятилетку, на потепление отношений, долгожданное окончание всех тех проблем, которые традиционно возникали между соседними государствами в последние годы. По сути дела, Н.Азаров недвусмысленно заявил, что борьба с российскими инвесторами сегодня будет расцениваться именно как борьба против правительства Украины и благополучия государства.

Кроме проблем вокруг газовой трубы, у премьеров наверняка найдется немало других тем, которые требуют немедленного обсуждения, без принятия решений по которым невозможно движение вперед. И наиболее актуальной, без сомнения, окажется тема российских инвестиций в украинскую экономику. По данным Госкомстата, Россия в 2009 г. поднялась с 6 на 4 позицию в рейтинге крупнейших инвесторов Украины с показателем 2,7 млрд долл. Только в 2009 г. российский бизнес вложил в украинские активы рекордную сумму - 823 млн долл. Скачок в финансовых поступлениях от восточного соседа поясняется просто - в кризис все продается дешевле, чем и воспользовался, например, российский ВЭБ, приобретя Проминвестбанк. Кстати, на эту сделку и приходится большая часть российских вложений в Украину в 2009 г. В этом году россияне купили корпорацию ИСД, что также отразится на инвестиционных показателях Украины.

Однако делать поспешные выводы о повышении привлекательности нашей страны в глазах иностранных предпринимателей рано. Как показывает опыт, не так сложно купить украинские компании, как защитить вложенные в них деньги. Вот здесь и должно проявить себя правительство, ограждая инвесторов от бурной деятельности некоторых олигархов, типа Игоря Коломойского, живущих по принципу: «Если не съем, то понадкусываю, если не мое, то пусть совсем пропадет».

Можно привести немало примеров, когда, покупая находящийся на грани банкротства завод, российские собственники реанимировали и модернизировали производство, гарантируя городу, где расположено это предприятие, социальное спокойствие и экономическое благополучие. Но, к сожалению, остаются актуальными и слова одного известного предпринимателя из России, который еще в 2002 г. назвал сотрудничество с Украиной "делом хлопотным, затратным и ненадежным". Недовольство украинским инвестиционным климатом высказывают и западные страны. "Здесь много проблем с коррупцией и много утраченных возможностей", - говорил об Украине бывший посол США в Киеве Вильям Миллер.

Во многом имидж Украины подпортили национальные олигархические структуры, стремящиеся получить полный контроль над ключевыми отраслями экономики: нефтегазовой промышленностью, машиностроением, черной и цветной металлургией. В гонке за монополией они не считаются с правами иностранных инвесторов, используя против них ресурс государственной власти. Применяются различные схемы выдавливания российских владельцев украинских предприятий и нерыночные методы конкуренции с ними:

• решение суда об объявлении недействительным договора купли-продажи на основании обращений компаний, интересы которых якобы были незаконно нарушены в ходе подготовки или проведения приватизационных конкурсов (например, ОАО "Лугансктепловоз");

• изменение системы управления компаниями путем манипулирования со спорными акциями и их передачей украинским предприятиям или организациям (ПАО "Укртатнафта");

• отмена судом решений по созданию совместных предприятий, в которые Украина вносила производственные активы и которые в результате ликвидации СП подлежат возврату в государственную собственность (ПАО "Укртатнафта");

• использование административного ресурса для создания неблагоприятных условий для работы предприятий (ПАО "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ");

• использование монопольного положения для остановки производства на предприятии-конкуренте (ОАО "Сухая Балка");

• блокирование прихода российского бизнеса на украинский рынок (ситуация с приватизацией Одесского припортового завода, когда российских инвесторов даже не допустили к торгам).

Примечательно, что почти за всеми случаями "выталкивания" с украинского рынка российских (да и других зарубежных) инвесторов стоит группа "Приват" и ее идейный вдохновитель Игорь Валерьевич Коломойский. Именно его имел в виду Вильям Миллер, когда отговаривал своих соотечественников вести бизнес на территории Днепропетровской области. Именно на него намекал американский Eximbank, который объявил Днепропетровский регион "опасной зоной для бизнесменов".

По информации СМИ, в феврале 2009 г. Игорю Коломойскому даже запретили въезжать на территорию США. Имя этого бизнесмена прозвучало в докладе министра юстиции США Майкла Мьюкэси как человека, деятельность которого представляет собой реальную угрозу национальной безопасности США и стран Европы. А уж российские предприниматели, что называется, натерпелись от него по полной программе. Взять хотя бы историю с созданием в Украине совместного предприятия “Укртатнафта”. Эта транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания была создана в 1994 году в соответствии с указами президентов Украины и Республики Татарстан (РФ). Украина передала в уставный фонд СП целостный имущественный комплекс - АО “Кременчугнефтеоргсинтез” (правопреемник Кременчугского НПЗ). Вклад Республики Татарстан - денежные взносы, акции нефтедобывающих компаний. Это предприятие сразу стало лидером нефтеперерабатывающей промышленности Украины. Было налажено производство широкого ассортимента товарной продукции. Нефть на завод поступала по трем магистральным трубопроводам с нефтяных месторождений Западной Сибири, Поволжья и Восточной Украины.

В конце мая 2007 года правительство Татарии направило правительству Украины письмо с предупреждением о вероятности незаконного захвата контроля над ЗАО “Укртатнафта”. И это опасение вскоре подтвердилось. На тот момент правительству Татарстана и «Татнефти» в общей сложности принадлежало более 37% акций “Укртатнафты”. Кроме того, “Татнефть” фактически контролировала украинскую компанию, поскольку еще две принадлежащие ей фирмы - американская SeaGroup International и швейцарская AmRUZ - владели 18,3 процента акций НПЗ. “Нафтогаз Украины” управлял 43 процентами акций. Еще чуть более 1% акций находилось в собственности фирмы «Корсан», которая принадлежала Игорю Коломойскому и которую никто даже не рассматривал в качестве сколько-нибудь значимого акционера.

Дальше произошло вот что. Компания «Нафтогаз Украина» опротестовала покупку 18,3 процента акций "Укртатнафты" фирмами SeaGroup International и AmRUZ и по решению суда сконцентрировала 61,3 проц акций НПЗ. “Татнефть” превратилась в миноритарного акционера. А когда 19 октября 2007 года на комбинат пришли вооруженные люди, осуществив силовой захват предприятия, вдруг выяснилось, что первую скрипку во всей этой истории играет даже не государственная компания “Нафтогаз”, а Игорь Коломойский, владеющий 1,2% акций, но ведущий себя очень даже по-хозяйски.

Кстати, в начале этого года команда Коломойского уже официально получила оперативное управление в “Укртатнафте”. Государству же досталось право разбираться с судебными исками Татарстана. Очередной поступил в международный суд в мае 2008 года. По мнению “Татнефти” украинские власти нарушили ее права как акционера. При этом требования о компенсации растут год от года. К тому же сегодня ни Татарстан, ни другие российские регионы не поставляют нефть на Кременчугский завод. До последнего времени он работал лишь на украинском сырье, причем за счет прекращения поставок на другие НПЗ. С осени 2009 г. начались поставки нефти в Кременчуг из Азербайджана.

Интересно, что от описанной выше истории косвенно пострадала и другая российская компания – "Лукойл". Чтобы обеспечить более-менее стабильное снабжение сырьем Кременчугского НПЗ, нефтетранспортная монополия "Укртранснефть" (также не без участия Коломойского) изменила маршрут поставок нефти по Приднепровским нефтепроводам. В результате на Одесский НПЗ "Лукойла" сырье течет не напрямую из России, а через Белоруссию, что привело к его подорожанию на 3 доллара на тонне. В таких условиях переработка оказалась невыгодной, и осенью прошлого года завод просто остановился. Это, впрочем, сыграло на руку группе «Приват», ставшей на украинском рынке едва ли не монополистом, учитывая, что примерно четвертая часть АЗС Украины также под контролем Коломойского.

Конечно, гражданам Украины можно было бы гордиться своим олигархом – «вот он какой, выгнал москалей с земли нашей!». Если бы не одно обстоятельство – цены на нефтепродукты вдруг как-то очень уж резко поползли вверх. И отсутствие сколь-нибудь значимой конкуренции никак не способствует их снижению.

Кстати, что касается конкуренции, то по многим позициям предприятия Коломойского владеют в Украине монопольным правом и «успешно» пользуются им. Весь прошлый год, например, шли разборки с металлургическим комбинатом “АрселорМиттал Кривой Рог” (владелец британский бизнесмен Лакшми Миттал). Флагман украинской металлургии отказался покупать у Коломойского слишком дорогую продукцию “Запорожского завода ферросплавов” и начал привозить сырье аж из Южной Кореи (даже с учетом доставки получалось дешевле).

Вместо того, чтобы снизить цены, группа “Приват” попыталась заставить покупать свою продукцию через суд, ссылаясь на якобы заключенный бессрочный договор. И поначалу это удавалось, суды один за другим принимали решения в пользу Коломойского, пока Лакшми Миталл не пригрозил обратиться за защитой своих прав в международный суд. И не на Коломойского, а на государство Украина, которое не обеспечивает справедливое рассмотрение хозяйственных споров. Это заявление сыграло свою роль, потому что вскоре было заключено мировое соглашение.

К российским инвесторам применили другую тактику. Работу ГОК “Сухая Балка” просто заблокировали, и это оказалось несложно. Еще бы, когда два года назад господин Коломойский продал половину “Кривбассруды” группе "Евраз" (РФ), то оставил за собой и подъездные пути, и локомотивы с вагонами, обязавшись вывозить продукцию "Сухой Балки", согласно заключенному договору. Однако уже через год с небольшим о своем обещании забыл. Сначала руда вывозилась с большими перерывами, а в начале февраля этого года соседи “Сухой Балки” попросту разобрали рельсы, и отгрузка прекратилась совсем. В итоге с 1 марта предприятие остановилось, так как не имеет другой возможности вывезти сырье. Три тысячи сотрудников ГОКа оказались без работы. Более того, попытки построить собственную железнодорожную ветку встречают отпор со стороны “Криворожского железорудного комбината” (другая половина “Кривбассруды”, оставшаяся в собственности Коломойского).

Не менее показателен и пример с попыткой продажи Одесского припортового завода. Украинское правительство давно пытается это сделать, чтобы получить так необходимые государству деньги. А ОПЗ вполне реально продать за 8-9 млрд. гривен. Тем более, есть солидные покупатели – российский “Еврохим”, например. Но известная эпопея по переназначению, отмене и неожиданному новому объявлению торгов на непонятных условиях просто выбила основных претендентов из числа участников. В итоге на аукционе 29 сентября 2009 г. победу одержала малоизвестная украинская компания "Нортима", за которой стоял Игорь Коломойский, предложив всего 5 млрд. грн. При этом сговор и явная предвзятость при проведении торгов были настолько очевидны даже для правительства Юлии Тимошенко, что конкурс пришлось отменить. А Украина в очередной раз не получила желанных инвестиций. И опять это косвенно было связано с фамилией Коломойский. Как, впрочем, и в истории с приватизацией “Лугансктепловоза”, который вместо возможного развития за деньги российской компании "Трансмашхолдинг" сегодня находится в предбанкротном состоянии. И лишь только потому, что по жалобе структуры Коломойского суд вернул "Лугансктепловоз" в государственную собственность, а его работников в состояние многомесячной задержки заработной платы, долги по которой достигли 40 млн грн.

Таким образом, украинскому правительству (если оно, конечно же, имеет намерения восстановить отношения с Россией) предстоит еще очень долго разбираться со своими олигархами, которые вместо того, чтобы приносить своей стране пользу и улучшать ее имидж, устраивают скандал за скандалом. Впрочем, первый шаг Николай Азаров уже сделал, заявив, что “решение спорных вопросов в дружественном ключе для России и российских инвесторов отвечает курсу новой власти”. “Не будет больше такого политического курса, при котором возможны недружественные действия украинских властей в адрес российских компаний. Просто не будет такого больше”, - пообещал премьер. Россиянам остается только надеться, что эти слова станут реальностью.

Послесловие

Интересен и такой факт – Игорь Коломойский долгие годы поддерживает дружеские отношения с опальным российским олигархом Борисом Березовским. Их переписка ранее уже неоднократно становилась достоянием общественности, в частности, письмо Коломойского о готовящихся мероприятиях накануне событий на Майдане в 2005 году. И в дальнейшем они неоднократно встречались (и продолжают встречаться) на территории Израиля, гражданами которого оба являются. Причем после каждой такой встречи на территории Украины происходят какие-либо события: то политический переворот, то серьезные неприятности у крупных российских компаний, что крайне негативно отражается на экономическом благополучии страны, зато приносит серьезные барыши Коломойскому и, вероятно, Березовскому.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Петр Беспалов
Поделиться в Facebook
Последние новости