О. Соскин: «Мы уже находимся в состоянии дефолта»
15.03.2011 11:58
...какой закон защищает интересы самого богатого кланово-олигархического слоя – об этом и многом другом в интервью From-UA рассказал директор Института трансформации общества, экономист Олег Соскин.From-UA: – Олег Игоревич, Вы были советником двух президентов Украины и в свое время сказали, что «первое системное ограбление начал Кравчук – когда люди потеряли сбережения в Сбербанке. Второе ограбление осуществил лично Кучма». Что Вы можете сказать о политике Януковича и его правительства?
О. Соскин: – Третье ограбление сделали Ющенко с Тимошенко. Это 2008-й год. А сейчас, к сожалению, можно четко говорить, что Янукович это или не понимает, или не хочет этим заниматься, вникать. По сути, мы сегодня стоим на грани четвертого, самого мощного ограбления украинского народа – это стопроцентно правительство Азарова - Тигипко. С одной стороны, это огромная жадность и жажда наживы, а с другой стороны, это чувство безнаказанности, и третье – это ужасающая некомпетентность. И я не понимаю, почему Янукович их так долго держит. Уже столько провалов, что он уже просто играет с огнем.
From-UA: – Некоторые украинские экономисты считают, что Украина сможет избежать дефолта, если все озвученные властью реформы заработают в полной мере. Согласны ли Вы с таким мнением?
О. Соскин: – Я не знаю таких экономистов. Это не экономисты, это дилетанты, фантазеры, непрофессионалы, потому что все экономические макропоказатели свидетельствуют, что мы уже находимся в состоянии дефолта. Просто благодаря тому, что правительство Азарова каждый месяц осуществляет заимствования внутренние и внешние, поэтому он еще юридически не прозвучал. А если бы оно не брало заимствования, то оно уже не могло бы рассчитываться по тем долгам, которые набрало – почти 57 млрд. долларов. Даже долги не сможет обслуживать, если не будет брать в долг снова.
From-UA: – Если в стране все же будет объявлен дефолт, насколько ощутимы будут последствия для простого населения, чего стоит ожидать?
О. Соскин: – Если дефолт будет объявлен, то тогда должно быть объявление банкротами всех структур внутри страны, которые не в состоянии обслуживать свои долги. Это фактически все банки. Я думаю, напрямую это коснется больших корпораций типа СКМ, «Интерпайпа» и «Привата». Невозможно будет выплатить ни пенсии, ни зарплаты бюджетникам. И это огромный удар по областным бюджетам, прежде всего, районным бюджетам. То есть практически государство оглашается банкротом и не сможет совершать свои траты, пока не будет осуществлена фонация и подписаны соответствующие соглашения с Парижским клубом.
From-UA: – Помнится, прошлой осенью Вы прогнозировали в Украине революцию в марте 2011 года. Вы и сейчас придерживаетесь мнения, что революция состоится? Кто в таком случае будет ее движущей силой и на что она будет направлена?
О. Соскин: – Да, придерживаюсь. Я, к сожалению, ошибся с точки зрения активности нашего населения. Очень силен потенциал биомассы. Нет активного гражданского общества. Но все равно будет бунт. Он состоится при любой ситуации, но он будет. Есть два варианта. Есть вариант, что это будет мелкобуржуазная революция. Все равно надо кланы свергнуть. Кланово-олигархические группы оказались не в состоянии создать процветающую модель в Украине. А вот кто будет их свергать? Или это будет мелкобуржуазная сила, или же это будет (это худший вариант) неконтролируемое люмпенское восстание. И тогда всем будет очень плохо. И чем дальше затягивается ситуация, при которой противоречия накапливаются с каждым днем, тем больше становится вероятность люмпенского бунта. Вот это самое страшное. Мелкая буржуазия молчит, средняя молчит, они не хотят брать ответственность на себя. Социальная напряженность с каждым днем возрастает, ситуация социально-экономическая и политическая ухудшается. В результате возрастает вероятность люмпенского восстания с харизматическими железоподобными вожаками. Не дай бог нам это увидеть.
From-UA: – 8 марта вступил в силу новый закон «Об исполнительном производстве», который позволит судам выставлять недвижимость должников на аукцион, а самих неплательщиков не выпускать за пределы страны. Многие юристы и политики считают, что это только усилит коррупцию в судах и фактически узаконит рейдерство. Другие же считают, что новый документ будет работать на благо кредиторов, гарантируя им возврат долгов. Где же правда на самом деле?
О. Соскин: – А правда в том, что фактически этот закон принят в интересах клановой олигархии и ростовщического капитала, потому что это мощнейший удар по мелкому бизнесу и простым гражданам, которые живут за счет собственных средств. Их хотят перевести в разряд пролетариев, маргиналов, люмпенов, потому что если у человека ты забираешь машину, квартиру и другое имущество, ты его превращаешь в нищего и лишаешь реально существующего статуса. Но у нас и так 60 % живут за чертой бедности. Мы что, хотим их еще больше иметь? Этот закон, по сути, уничтожает остатки среднего класса и служит ростовщическому капиталу. Получается так, что, с одной стороны, банки могут преследовать людей, которые взяли у них кредиты. Люди взяли кредиты в валюте, они не виноваты, что преступная клика Ющенко - Тимошенко вместе со Стельмахом сделали искусственную девальвацию гривны 60 %. Ни в одной стране этого не было в 2008 году. Получается, что люди вынуждены отдавать свое имущество, потому что они не могут погасить эти бандитские кредиты, которые им навязали и потом пересчитали в гривны на 60 % больше. А с другой стороны, банки, такие как «Родовид», «Надра» и другие, оказались белые и пушистые, потому что люди не могут тем 20 банкам, которые стали банкротами в 2008 году, предъявить претензии и долговые обязательства к их собственникам, чтобы этих собственников, которые разворовали банки при поддержке Тимошенко, Ющенко и Стельмаха и верхушки Нацбанка, тоже тогда сделать невыездными. Тоже на их имущество надо наложить арест. Должна же быть адекватность! Если вы людей хотите поставить в условия, что они должны возвращать долги, тогда надо и тех, кто грабил людей, тех, кто держал депозиты в банках, банкиров, тоже привлекать к уголовной ответственности и фискальной ответственности. А если этого нет, тогда зачем вы принимаете этот закон? Этот закон служит еще большему ограблению населения страны и защищает интересы самого богатого кланово-олигархического слоя.
From-UA: – По-Вашему, можно ли в нынешних условиях отменять мораторий на продажу земли в Украине?
О. Соскин: – Ни в коем случае. Надо кадастры сделать – раз. Надо определиться, сколько, где, какая земля стоит. Второе – надо посмотреть, какая рыночная цена этой земли. То есть сначала надо организовать рынок земли и определить ее первичную стоимость. Третье – надо иметь реестр собственников всех участков земли. Дальше – надо четко знать, кому какой участок сдан в аренду и что это за юридические лица. Следующий момент – надо принять закон, как и в других странах – в Австрии, Швейцарии, что нельзя продавать землю нерезидентам и юридическим лицам. То есть сельхозземля должна продаваться только физическим лицам и только резидентам. Должен быть закон о ее целевом назначении и о том, что она должна приносить доход, она не должна пустовать. И еще одна важная вещь – необходимо ввести ограничение на владение землей, чтобы не было образовано латифундий. Если этого всего не сделано, то нельзя ни в коем случае бросать землю в такое хищническое стихийное пространство торговли.
From-UA: – Вы выступаете за членство Украины в НАТО, но сегодня некоторые эксперты неустанно твердят, что НАТО изжило себя как организация, и для Украины будет лучше развивать сотрудничество с Россией. А возможно ли, что Украина будет сотрудничать в дальнейшем и с теми, и с другими, ведь именно такой вариант рассматривает сегодняшняя власть?
О. Соскин: – Ситуация такая, что сегодня говорить о вступлении в НАТО не представляется возможным, поскольку население Украины разделено на 4 группы, и преодолеть это разделение невозможно. Сегодня, по нашим исследованиям, порядка 33-35 % населения Украины ориентировано на евроатлантическую модель, где-то 13 % – на союз с Россией, около 27 % – за нейтральный статус, и 22 % – не определились. И это разделение сегодня преодолеть не представляется возможным. Оно ментальное. Поэтому надо думать о том, что делать. Видимо, все-таки надо работать с НАТО, обязательно свою армию подготавливать к этим стандартам. С другой стороны, надо увеличивать расходы на собственную оборону. Например, надо обязательно достроить крейсер «Украина». Я считаю, что он должен выйти к Сомали и стать украино-польской совместной базой по защите судов и украинских моряков от пиратских нападений. Надо создавать свои военно-морские силы. И с третьей стороны, конечно, не надо портить отношения с Россией, но вступать с ней в какие-либо союзы – это полный абсурд, потому что Россия ведет очень тяжелые войны и внутри страны – на Кавказе, и внешние – с Грузией. Нам надо подальше от этой страны держаться, потому что у нее возрастает напряженная межнациональная ситуация.
From-UA: – Вы заявляли, что Украине «не светит» членство в ЕС и нам стоит искать другие пути интеграции. Какие это могут быть пути?
О. Соскин: – ЕС не может выйти из структурного системного кризиса, в котором он находится. В нем образовалось несколько групп. Однозначно можно говорить, что на повестке дня стал вопрос о том, чтобы такие страны, как Ирландия, Греция, Португалия, Испания, может, даже Италия, должны покинуть зону евро и вернуться к своей национальной валюте. Может быть, у них будет бивалюта – и евро, и национальная валюта. Таким образом, ЕС уже не в состоянии осуществлять расширение своего поля. Следовательно, модель развития ЕС, я считаю, себя изжила в этой форме, она уже неперспективна. Поэтому Украине не надо сейчас заниматься копированием всех конституциональных норм ЕС. Надо думать о своей модели развития. Надо становиться экономическим региональным лидером на Балто-Черноморском коллекторе. Вот здесь наше будущее. Оно нам сулит огромные финансовые и ресурсные энергетические возможности. Для этого альянса есть все составляющие. Для этого есть Вышеградская четверка. Надо в нее вступать. Это Польша, Чехия, Словакия и Венгрия. Надо подтягивать туда балтийские, скандинавские страны. И надо ориентироваться на южные моря – это Грузия, Азербайджан и Турция. Модель Балто-Черноморского альянса для Украины на сегодняшний день наиболее перспективна.
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Беседовала Инна Ивершень
Последние новости