Театр и его юный зритель

...молодой депутат областного совета оказался долларовым миллионером, откреститься от подобных обвинений ему будет уже значительно труднее. Сегодня уже никто не может отрицать, что депутатская деятельность приносит Гончаренко неплохой доход. Понять, как именно депутатский мандат конвертируется в денежные знаки, можно на примере истории с планами реконструкции Одесского ТЮЗа.

О необходимости реконструкции здания Одесского Театра Юного Зрителя говорится уже давно. Помещение, в котором работает один из 6 оставшихся на Украине ТЮЗов, действительно находится в плачевном состоянии. Капитальный ремонт здания в последний раз проводился в 1989 году. В 2005 году в областном бюджете были заложены средства на ремонт театра, однако вследствие смены руководства страны эти планы так и остались на бумаге. В 2008 году тоже говорили о реконструкции, а замдиректора театра называл даже фирму, которая выиграла тендер на проведение работ. Тем не менее, на сегодня здание театра находится в плачевном состоянии. И то, что даже в этих условиях театр умудряется работать и развиваться – феномен, который можно объяснить лишь беззаветной преданностью коллектива театра своему делу.

По словам работников театра, меценаты, готовые помочь с ремонтом – хотя бы с покраской фасада – периодически находились. Но их благие инициативы неизбежно разбивались о бюрократические препятствия: здание театра является памятником архитектуры, а потому проведение любых работ в нем должно пройти целую цепочку разрешений и согласований.

В 2010 году о реконструкции театра заговорили вновь. На сей раз, инициативы в этой сфере были связаны с именем известного московского режиссера Райхельгауза.

Иосиф Райхельгауз, несмотря на одесское происхождение, на протяжении многих лет не проявлял интереса к театральной жизни родного города. Впервые это произошло в сезон 2004-2005 годов, когда он ставил на сцене Русского театра спектакль «Лист ожидания». Тогда дело закончилось серьезным конфликтом между Райхельгаузом и директором Русского театра Александра Копайгорой. Следующий раз Райхельгауз оказался в Одессе в рамках празднования 216 годовщины Одессы в конце августа 2010 года: его театр «Школа современной пьесы» был приглашен Эдуардом Гурвицем, который выкупил по 200 билетов (треть от общего числа) на каждый из спектаклей.

Несколько позже, в начале октября 2010 года, Райхельгауз проявил интерес к Одесскому ТЮЗу и даже сообщил, что намерен «возглавить» театр. Позже, однако, он заявил, что не претендует на место директора театра, а хочет создать на базе ТЮЗа «театральный центр».

По словам Райхельгауза, Центр должен включать в себя Одесский театр (театр, который будет заниматься исключительно постановкой пьес одесских авторов либо пьес об Одессе), экспериментальную сцену, издательство, которое будет выпускать «журнал о театральной жизни», а также филиал ГИТИСа. Сам ТЮЗ же, якобы, будет работать, как работал и раньше.

Райхельгауз сообщил коллективу театра, что предварительная договоренность об этом достигнута с руководством города и области. Однако обязательным условием, которое он поставил, являлась полная реконструкция театра. В качестве автора проекта, Райхельгауз назвал архитектора Мануэля Нуньес-Яновского, который одесситам известен проектом реконструкции дома Руссова для компании «Инкор», принадлежащей Руслану Тарпану.

Обо всем этом Райхельгауз рассказал сотрудникам театра в ходе встречи 6 октября 2010 года. Однако ни конкретного проекта, ни одного инвестора Райхельгаузом представлено не было: он сослался лишь на договоренности, достигнутые с руководством города и области.

Создавать в Одессе «театральный центр» Райхельгауз планирует, по его собственным словам, совершенно бескорыстно, исключительно из любви к Одессе. При этом на сомнения работников театра, что скоро выборы и руководство города и области может измениться, он отвечал, что «новое руководство будет в этом еще больше заинтересовано».

После выборов, впервые тему театра поднял Алексей Гончаренко, который 24 февраля 2011 года в ходе пресс-конференции фактически озвучил проект Райхельгауза. Он заявил, что облсовет (владелец театра) будет этот проект поддерживать, и что уже заказана проектная документация, на что из областного бюджета уже выделено 1 миллиона 200 тысяч гривен. Что же касается средств, которые необходимы для проведения самих работ, назвать их источники Алексей Гончаренко затруднился. По его словам, здание будут реконструировать «всем миром».

«Будем привлекать государственные средства, областной бюджет, а если понадобится, и частные инвестиции», – заявил заместитель председателя облсовета. А 23 марта состоялась новая встреча Райхельгауза с коллективом театра, на которой он снова повторил: что здание театра ждет масштабная реконструкция. Предстоит «создать современнейшее здание, соответствующее мировым стандартам».

К сожалению, на сегодня мы не можем судить о том, какие работы по реконструкции планируется провести: директор ТЮЗа Евгений Бубер сообщил, что в настоящий момент документация находится в разработке. Между тем, работники театра говорят, что реализовать планы Райхельгауза без масштабной перестройки театра – например, надстройки нескольких этажей – невозможно. Это же подтверждает Начальник управления по охране памятников культурного наследия Одесской областной государственной администрации Наталья Штербуль: «Здание является памятником, а функции, которые хотят заложить, они требуют серьёзных мер по реконструкции». Поэтому, по словам чиновницы, чтобы реализовать проект, необходимо найти компромисс, в результате которого можно будет соблюсти законодательство, но, тем не менее, «провести реставрационные работы и найти возможность разместить дополнительные помещения». По словам Натальи Штербуль, «поиск компромисса» происходит под руководством непосредственно Алексея Гончаренко.

И последний штрих. По имеющейся информации, проект реконструкции был заказан компании Build-Pro. Эта коммерческая структура является автором проектов реконструкции гостиницы «Большая Московская», торгово-офисного центра Марсель на Тираспольской площади и других проектов, которые реализует в нашем городе известный бизнесмен Руслан Тарпан.

Таким образом, вырисовывается картина процессов, происходящих сегодня вокруг одесского Театра Юного Зрителя и здания, в котором он работает. В этой схеме московский режиссер Райхельгауз выступает инициатором проекта, тем самым придавая ему вес за счет собственного авторитета в театральном мире. В качестве лоббиста, отстаивающего проект, выступает Алексей Гончаренко – по всей видимости, ранее ставка делалась на Эдуарда Гурвица и прежнее руководство Одесского областного совета, но выборы внесли свои коррективы. Третье звено цепочки – Руслан Тарпан, чьи структуры, судя по всему, и будут заниматься реализацией проекта реконструкции, в каком виде бы его не приняли.

В чем же итоговый смысл всей комбинации? Здесь возможны варианты. Речь может идти о будущей передаче здания ТЮЗа в частную собственность, как это было с домом Руссова, с лишением его статуса памятника архитектуры, как это было сделано в отношении гостиницы «Спартак». Также целью Тарпана может являться освоение средств, которые будут выделены на реализацию проекта из местного или государственного бюджета. Так это было сделано с проектом коллектора для отвода сточных вод в районе Лузановки, на реализацию которого из госбюджета были выделены значительные суммы. Нечто подобное, только за счет городского бюджета, планировалось «провернуть» и с ремонтом фасадов домов в центре Одессы. А возможно, мы увидим и некую новую схему, которая пополнит список «сравнительно честных» способов заработка скандально известного бизнесмена.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Влад Хоменко
Поделиться в Facebook
Последние новости