C газа на уголь – как с хлеба на воду: последствия правительственного прожекта

...пересесть с газовой иглы на угольную. Мы были свидетелями озарения самостийных деятелей многими блистательными задумками по превращению Украины в самодостаточную энергетическую державу.

Наличие угля в глубоких недрах отечества не дает покоя инноваторам. Помнится, в 2005-2006 гг., когда в Украине обнаружились проблемы с моторным топливом, серьезные дяди в правительстве пустили в массы судорогу грандиозного замысла – из угля производить бензин. Сей прожект неофиты евроинтеграции обозвали с претензией «Энергетическая безопасность Украины как составляющая энергетической безопасности Европы». Старушке-Европе недосуг было побеспокоиться о своей безопасности, потому хуторяне решили, что это их крест. Естественно, далее бла-бла-шоу дело не пошло. Визгу было много, но и клока шерсти не состригли.

Теперь обозначилась новая проблема – цены импортного газа, и киевские архистратиги зажглись идеей обогреть украинцев родным угольком. Николай Янович решительно настроен посрамить русских заменой их дискриминационного газа на донбассовское ископаемое топливо. Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко взял под козырек, заявив, что на угольное сырьё будут переведены все украинские ТЭЦ, генерирующие электроэнергию и тепло для жилищ граждан. Юрий Анатольевич уже и экономию подбил – минус 6 млрд. куб. м голубого топлива из газового баланса Украины.

Уже вижу дрожащего папашу Миллера, выглядывающего из-за борцовского плеча кандидата в президенты «намбе ван» всея Эрэфии. Бойко даст им прикурить от нашенского антрацита. Прошу прощения, но без иронии невозможно писать почти о том же. Как говаривал покойный человек-глыба Виктор Степанович Черномырдин: «Никогда такого не было, и опять то же самое».

…и опять то же самое

Представляется, что заявленная «угольная революция», если изъясняться терминами, что гуляют в местах не столь отдаленных, не более чем попытка взять на понт несговорчивых россиян. Или как любит выражаться Гарант – гнать порожняк.

Впрочем, не мешает глянуть с высоты террикона на эту новаторскую махину. Специалисты, непосредственно занимающиеся разработкой и внедрением технологий в сфере энергетики, заявляют, что по «расчетам, выполненным для ряда компаний в Украине, при стоимости 1 тыс. куб. м газа в $ 350 и более окупаемость проекта по переводу газовой ТЭЦ на ВУТ (водоугольное топливо) составит не менее 18 месяцев с момента запуска новой технологии». А срок работ по переоснащению типовой ТЭЦ составит не менее 12 месяцев. Но «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

История не хранит на своих скрижалях хотя бы один случай, когда практическая реализация даже накатанных технологий укладывалась бы в проектную смету. А в условиях буйства пилинга-откатинга говорить про смету просто оскорбительно для тех, кто будет претворять в жизнь решения партии и правительства.

Но что такое цена газа $ 350, при которой теоретически становится возможным говорить про рентабельность данного техперевооружения? В 2012 году Украина будет платить за российский природный газ в среднем по $ 416 за тысячу куб. м. Всего 18 % стоимости вниз – и кердык всем мудрствованиям. А если учитывать тот простой факт, что нынешняя цена нефти $ 100-120 за баррель, которая и определяет существующую дороговизну голубого топлива, по общему мнению экспертов, не продержится далее 2013 года, то что прикажете делать с ТЭЦ, работающими на угле, который станет дороже газа в разы?

Теперь о родном «дешевом» угольке. Пан Бойко рапортовал в конце 2011 года про увеличение добычи: «Производство угля достигнет в текущем году 81,8 млн. т». Правда, Державная служба статистики показала значительно меньшую цифирь – 61,71 млн. т. Не будем цепляться по мелочам. Не суть важно, кто втирает очки.

Не следует забывать, что это показатели добычи угольной породы, а не товарного продукта. Поясню. В 2005-2010 гг. при практически неизменных объемах производства, выход угля товарного качества сократился на 8,3 млн. т – с 54,1 млн. т в 2005 году до 45,8 млн. т в 2010 году. Потому не следует радоваться показателю 2011 года, которым бравирует Юрий Анатольевич.

Но и того роста, что декларирует пан министр, микроскопически мало для запуска «угольной революции». Добычу придется поднимать в полтора раза. А что значит резко нарастить объемы выпуска продукции?

Пару моментов из советского опыта. В 80-е годы Украина ежегодно добывала примерно 190 млн. т товарного угля, с зольностью не более 25 %. Сейчас поднимается на поверхность порода со средней зольностью 41 %. Т. е. на-гора идет в значительной степени хлам. В советское время крупную шахту с годовой добычей более 2-3 млн. т (а другие не рыли по причине рентабельности) строили целую пятилетку, а чаще и того больше, и обходилась она казне в 5-8 млрд. руб. Напомним, что 1 доллар стоил менее 1 рубля.

Теперь сверхзадача искусства управления – в короткое время увеличить добычу на 35 млн. тонн. Возможно ли такое? Нет, конечно. Даже если кинуть в массы клич «Все в забой! Нэнька-мать зовет!» – и малахольный офисный планктон ломанется в лавы с отбойниками наперевес. Для обеспечения ТЭЦ в полной мере качественным углем необходимо ввести в строй (или реанимировать, что одно и то же) 15-18 новых шахт с ежегодной добычей не менее 2 млн. тонн в год. Если у державы, которая существует за счет внешних заимствований, в загашнике болтаются лишние $ 15-18 млрд., тогда жовто-блакытный прапор в руки.

И что такое поднять добычу угля на 35 млн. тонн? Это значит в условиях капиталистического труда ежегодно дополнительно отправлять на тот свет примерно 140 горняков и получать до 900 калек (1 млн. т ископаемого на-гора – это не менее 3-4 погибших шахтеров и около 25 тяжело травмированных).

Побасенки про сланцевый газ поутихли, теперь мозги компостируют новым прожектом.

Полагаю, и сами инициаторы угольной модернизации ТЭЦ прекрасно понимают, что блефуют. Впору вести разговор о массовом закрытии угольных разрезов, т. к. из 164 шахт, числящихся на балансе державы, только 7-8 шахт, добывающих ежегодно более 1,5 млн. угля, могут выдержать конкуренцию с польским и русским углем.

Не надо забывать и про экологию. Недаром мэр Донецка уже поспешил заявить, что он категорически против угольных ТЭЦ, т. к. подобная модернизация по экологическим последствиям равносильна пуску на территории города трех крупных меткомбинатов.

Но повлияет ли очередной блеф на решимость Москвы идти до конца в газовых спорах? Сомнительно. В Первопрестольной отлично осведомлены о возможностях «незалежной» Украины. Если и будет достигнут компромисс в газовой перебранке, то не благодаря беспорядочным метаниям братьев-славян, а потому что у россиян ещё не выветрилось из головы их родовое свойство помогать своим. Они нас по-прежнему таковыми считают, несмотря на все старания «самостийного» Киева гадить соседу где только можно.

Зри в корень

Причина причин всей этой энергетической кутерьмы – элементарная неплатежеспособность державы. Цена импортируемого из России метана для Украины в четвертом квартале 2011 года составляла $ 398-402 за тысячу кубометров, для Германии $ 432,7-435,96. Что для немца норма, для украинской экономики смерти подобно.

За двадцать лет проект «Украина» так и не заработал рентабельной жизнью. И заработает ли? Вот и 2011 год закончили с дырой в платежном балансе – $ 2,5 млрд. Я уже не буду поминать всуе про торговое сальдо, что ушло в такой минус, что впору начинать следствие о причинах торговой катастрофы.

Расходная часть бюджета-2011, что называется, провалена. Провалена по причине того, что никто нам уже не дает в долг за красивые глаза, горящие на голубом газу. Все упыри-заимодавцы – что МВФ, что РФ – в прах их разбей, норовят диктовать свои условия.

А тут еще долговая петля не дает задышать полной грудью. «В 2012 году нам нужно только по обязательствам государства платить около $15 миллиардов в виде погашения кредитов и процентов… Хотели бы рефинансировать эти деньги. То есть брать новые кредиты и частично погашать, а частично продолжать…» – горевал в конце прошлого года в эфире одного из украинских телеканалов вице-премьер Сергей Тигипко. Ничего не поделаешь, уж такую экономику «розбудовало» поколение эффективных менеджеров.

Да и кто будет организовывать и проводить угольную модернизацию? В министерствах людей, имевших значительный производственно-организаторский опыт работы, почти не осталось. А руководителей, способных подобно Лаврентию Берия с чистого листа, в чистом поле за 4 года построить атомную отрасль промышленности (это вам не два стадиона за 5 лет кое-как сляпать!), у нас просто нет. Посмотрите на местную элиту, что балаболит на ток-шоу у гастролёров-заробитчан Шустера и Киселева, и все вопросы по поводу дальнейшей судьбы Украины снимутся сами собой.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Владимир Ветров
Поделиться в Facebook
Последние новости