Кладбищенский престиж

...чтобы навестить усопших родственников.

«Никто нас не разлучит, лишь мать сыра земля!» - пелось в старинной печальной песне. Увы, смерть в нашем мире разлучает не только живых и мертвых, но и самих усопших. Ведь очень часто те, кто прожил жизнь вместе, оказываются похороненными вдали друг от друга.

Причины могут быть самые разные. Порой судьба разбрасывает родственников по самым разным уголкам страны. Однако самая распространенная и банальная – наш традиционный способ захоронения. Как правило, на кладбищах выделяется участок под одну-единственную могилу. Где-то относительно большой, а где-то совсем крошечный, с трудом втиснувшийся между соседних оградок или приютившийся у самой дороги. Что поделаешь – дефицит земли на кладбищах ощущается больше, чем где-либо!

Самые предусмотрительные – а ими всегда были наши старики – старались взять участок побольше. Кстати, одна из версий возникновения наших кладбищенских оградок – это стремление обозначить и сохранить его границы. Чтобы потом, когда придет последний час, можно было найти последнее пристанище рядом с мужем или женой.


Такие «парные» могилы – самые распространенные на наших кладбищах. Однако встречаются участки и с тремя, и даже с четырьмя надгробиями впритык, когда к семейной чете затем присоединяются их братья, сестры или дети. Больше уже не получится – размеры участка ограничены. Особенно актуальна эта проблема для состоятельных людей, которые часто, не подумав наперед, сразу возводят над единственной могилой грандиозное гранитное надгробие. «Подселить» кого-то туда будет уже невозможно, не разломав эту дорогую красоту.

А годы идут, следующие поколения старятся или болеют, погибают – и их хоронят уже в другом месте. И не всегда на этом же кладбище, потому что их рост тоже ограничен размером выделенной территории. Когда некрополь, извините, набивается под завязку, его закрывают для массовых (общих) захоронений. А по прошествии еще 25 лет и вовсе могут ликвидировать, буквально сравняв с землей.

Действительно, жители старых и относительно крупных городов могут с удивлением узнать, что вот этот парк или вот этот жилой массив построены на месте бывшего кладбища. Не спешите кричать «о, кощунство!» - такая практика распространена по всему миру. Например, в Париже в середине XIX века были ликвидированы десятки кладбищ, останки перенесены и складированы в знаменитые катакомбы, а на освободившихся площадях выросли новые дворцы и жилые дома.


Конечно, кто-то может заметить: а не все ли равно мертвым? Однако сия проблема является и головной болью живых. С чего обычно начинаются похороны? С проблемы получения места на кладбище. Еще оно уже есть, на участке умершей бабушки, возникает вторая: как отрыть новую яму так, чтобы не повредить существующую могилу и не засыпать грунтом соседние. Демонтируется оградка, перелопачиваются кубометры глины (в лучшем случае песка), надгробие любимой бабушки угрожающе кренится, грязь покрывает некогда ухоженный участок. Но бывает и хуже – когда дедушку приходится хоронить на другом краю кладбища, а то и на другой окраине города.

И тогда каждый год, в Поминальное Воскресенье миллионы наших соотечественников отправятся в поход по скорбным местам, навещая могилы родных и близких. От могилы к могиле, а часто и от кладбища к кладбищу, навещая усопших родителей, бабушек, дядей, братьев или (не дай Бог пережить!) детей. Порой не имея возможности обойти всех. А уж где находится могила полузабытого прадедушки, не каждый и знает!

Вот тут-то разрешить проблему и может возрождение такой подзабытой уже традиции, как строительство семейных (фамильных) усыпальниц – склепов и гробниц. До начала XX века этот способ захоронения, пришедший из Европы, был весьма распространен на кладбищах западных регионов, а также крупных городов. Кстати, в отличие от смущающей многих кремации, абсолютно христианский – потому сам Иисус после распятия был похоронен в склепе.

В чем именно разница между склепом и гробницей? Когда-то склеп представлял собою подвальное помещение с нишами для гробов, а гробница – помещение для саркофага в виде вырубленного грота или архитектурного сооружения. Потом стили перемешались, пустили разные направления, так что сейчас ваш проект не назовет правильно даже специалист. Впрочем, важно ли название?


К недостаткам склепов в первую очередь следует отнести дороговизну их возведения. Средний склеп для «бизнесменов» обходится в сумму порядка 50-100 тысяч долларов, из которых большая часть приходится на материал (гранит, мрамор) и отделочные работы. Сколько платят за свои склепы олигархи, можно только догадываться – но они их строят. Так, в 2006 году пресса писала о возводящемся на Зверинецком кладбище Киева семейной усыпальнице родственников Петра Порошенко.

Самая скромная гробница – это неглубокая, выложенная кирпичом яма на весь участок, разделенная на 2-4 секции. Сверху они закрываются плитами из гранита или более дешевого искусственного материала (типа мраморной крошки). Второй вариант, некогда очень распространенный на тесных кладбищах городов XIX века, это когда захоронение производилось вертикально, «гроб на гроб». Сверху его обычно венчало красивое каменное изваяние в виде саркофага с каменной «дверцей» в торце. Ну и третий вариант – глубокое сооружение с боковыми нишами для «домовин». В зависимости от его глубины, в нем можно похоронить свыше 10 человек.

Обойдется это примерно в сумму, равную стоимости малолитражного автомобиля. Накладно для семейного бюджета рядовых граждан, однако ведь и дело это тоже семейное. Издавна усыпальницы строили и для себя, и для детей, и для еще не родившихся внуков, избавляя следующие поколения от расходов. Конечно, такое серьезное отношение к смерти у нас как-то пока не принято.


Однако за эти деньги владельцы фамильного склепа получают сразу три плюса. Во-первых, надолго снимается вопрос, «где хоронить?». Во-вторых, осуществляется желание быть похороненным рядом с родными, а лет через 50 этот склеп уже будет памятником истории семьи для ваших внуков. И в-третьих, упрощается сама процедура похорон. Ведь копать уже ничего не нужно, достаточно поднять плиту, опустить в склеп гроб и снова накрыть его плитой. Добавим, что и уход за такой могилой состоит лишь в протирании ее мокрой тряпочкой.

Но пока что на пути возведения семейных склепов встает препятствие в виде существующих законов и «норм захоронения». Выделяемый администрацией участок на могилку весьма скромен по своим размерам, а главное – его трудно закрепить за собой и своими потомками.

«Склеп может приобрести любой гражданин Республики Беларусь… Заказчик указывает круг покойных, которых можно хоронить в купленный им склеп, или с кем необходимо согласовывать каждое захоронение. Семейный склеп после оформления договора и оплаты является собственностью заказчика», - говорится в положениях о кладбищах города Минска. Похожие правила действуют и в Москве.


В Украине, увы, этим вопросом только начинают заниматься, и пока что положительно решили его лишь в нескольких городах. А кое-где он даже натыкается на открытое сопротивление местных властей, прикрывающихся то «православными ценностями», то «отсутствием базового законодательства». Так что хотя спрос на склепы растет день ото дня, часто их приходится строить полулегально, «давая на лапу» администрациям кладбищ.


Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA
Поделиться в Facebook
Последние новости