Прощай, офис, или Тихая экспансия воркшифтинга
Всё чаще работодатели ищут сотрудников для удалённой работы. Нет, дело не в давно известных нам разовых шабашках, надомной работе для инвалидов или даже фрилансе. В современном мире вполне официальным «надомником» может стать практически кто угодно: дизайнер, журналист, продавец интернет-магазина. Важно одно: умение пользоваться интернет-технологиями.
Made in там
Вполне естественно, первыми преимущества нового типа организации труда сотрудников оценили там, где, собственно, и развиваются современные технологии. То бишь, на Западе. Сам термин воркшифтинг происходит из английского языка. Дословно workshifting – это перемещение работы. В смысле, из офиса – на дом.
Сегодня в той или иной форме воркшифтинг практикует практически треть компаний Запада. Тенденция стремительно приобретает популярность во всем мире. Эксперты ожидают, что уже через год упомянутое число превысит 90%. А со временем, быть может, офисная работа станет таким же достоянием истории, как некогда модные кассетные магнитофоны или игрушки тамагочи.
Нонсенс для «совка»
Идея донельзя простая и очевидная: всё, что можно сделать на благо фирмы вне офиса – и должно делаться вне офиса. Если сотрудник приезжает на рабочее место только затем, чтобы долгих 8 часов втыкать в монитор компьютера, то почему он не может делать это же, но у себя дома?
Ничего удивительного в том, что такая мысль возникла именно на Западе, нет. Советское прошлое предопределило весьма странное отношение наших людей к кабинетной работе. Люди десятилетиями спешили по утрам в конторы, чтобы потом целый день банально отбывать время и практически ничего не делать, а в четко указанное время десантироваться из учреждения, будто бы под призывами к эвакуации.
Родом из СССР и какое-то необъяснимо сакральное отношение к рабочему месту, будто бы одно сидение на нем является достаточным основанием для получения заработной платы.
Конец рабовладельческого строя
Причудливые формы это приобрело в эпоху перехода от «кооперативного социализма» к нынешней версии «дикого капитализма», когда вроде бы успешные в жизни частные работодатели испытывали понятную лишь психоаналитикам страсть к лицезрению подчиненных на рабочем месте. Это более походило не на организацию бизнеса в третьем тысячелетии, а на средневековые осмотры феодалом своих плантаций или подсчет «крепостных душ» помещиками времен царской России.
Как бы там ни было, на Западе общество развивалось по совершенно иным сценариям. И если во главу угла был поставлен результат, то и средства подбирались максимально эффективные для достижения оного. Воркшифтинг стал одним из таких нововведений последних лет. Понятно, что не во всех сферах деятельности он уместен и даже теоретически возможен, однако большинство офисных нужд, как оказалось, вполне можно удовлетворять вне привычных рабочих стен.
Сидите дома, коллеги!
«Домашняя» работа с развитием систем компьютерной коммуникации оказалась выгодной для всех участников трудового процесса. Реальные предпосылки присутствия сотрудника в офисе компании исчезли. Связь между сотрудниками легко можно поддерживать посредством интернета.
Время появление в сети и «доступность» подчиненных контролируется с помощью программ типа Skype и ICQ. Они помогают руководителю и работнику обговаривать и решать текущие ежедневные задачи. Получить доступ к управлению удаленными компьютерами можно с помощью TeamViewer. Обмениваться информацией – через файлообменники или электронную почту. Если же есть нужда в проведении совещаний – на помощь приходят видеоконференции того же Skype, Google и другие сетевые ресурсы.
Ходить за получкой давно уже стало «прошлым веком» – деньги перечисляются на банковскую карточку или кошелек Web-money. Необходимые для трудоустройства документы запросто можно отсканировать и отправить по электронной почте.
Всем выгодно
Работодатель и наемный рабочий, эффективно сотрудничающие на протяжении нескольких лет, могут вживую никогда не видеть друг друга! А работа в солидной фирме оказывается доступной любому подходящему под требования вакансии сотруднику: теперь выбор работодателя не ограничен пределами одного города, а соискатель может не переживать о необходимости переезда ради карьерного роста.
Этим выгоды отнюдь не исчерпываются. Предприятие, переходящее на воркшифтинг, сразу же ощущает экономию: фирме больше не нужно содержать рабочие места и компьютеры сотрудников. Это – минус оплата за электричество, мебель, канцелярские товары, охрану и т.д. Да и сама аренда офисов сведена к минимуму. Все это может снизить кадровые расходы работодателя чуть ли не в половину!
Работник экономит деньги на ежедневных трансферах в офис и обратно. В крупном городе, где поездка в один конец подразумевает нескольких пересадок, – это существенная экономия времени и сил. Человеку проще организовать питание, да и сама еда – это не фаст-фуд всухомятку, а что-то значительно более полезное для здоровья.
Кроме того, зачастую при воркшифтинге уже не требуется перед работой прихорашиваться, готовить одежду или даже чистить зубы! Если раньше на это и дорогу до офиса тратилось несколько часов, то теперь достаточно просто вовремя встать с кровати и включить компьютер. А работать можно в самых комфортных условиях: хоть нагишом и с бутылкой пива под рукой – ни один начальник не отругает! Да и географические горизонты поиска нового рабочего места становятся максимально широкими, например, если я ищу работу в Подольске, то мой работодатель вполне может находиться в Киеве или Нью-Йорке.
Без проблем – никуда
Идеального в нашем мире ничего нет. И даже самые лучшие идеи при реализации сталкиваются с серьезными проблемами. Внедрять воркшифтинг в Украине начали нацеленные на результат международные корпорации. Они же первыми столкнулись и с трудностями воплощения задуманного.
Основные проблемы носят прежде всего технический характер. Это доступность и надежность работы серверов компании, открытых для удалённого доступа сотрудников, а также обеспечение самих работников высококачественным быстрым интернетом. Актуальными стали вопросы распределения ответственности за IT-технологии и программное обеспечение между работником и работодателем. Вопросы вроде «кто оплачивает интернет» и «нужен ли резервный канал», решаются в каждом случае по-разному.
Кроме того, работники сталкиваются с проблемой собственной неорганизованности и неспособности построить эффективный график – без жесткого контроля со стороны руководства продуктивно работать способен не каждый. В итоге, право работать на дому получают наиболее ответственные, и оно становится привилегией, бонусом за качество работы. Впрочем, все эти проблемы так или иначе, но решаемы.
Украинские перспективы
Эксперты отмечают, что рост популярности воркшифтинга в мире лишь частично связан с потребностями экономии фирм во время кризиса. Новая форма организации рабочего процесса стимулирует людей работать на результат, а это куда более серьезная мотивация. Технический прогресс лишь ускоряет превращение офисов в банальные «юридические адреса» компаний.
В Украине же нововведение, как и следовало ожидать, внедряется с опозданием. Однако нет оснований считать отечественных работодателей и рабочих более глупыми – они достаточно быстро оценивают преимущества воркшифтинга и переводят работу в виртуальное пространство. По словам аналитиков, настоящий бум этого процесса накроет государство через 2-3 года. А к 2020 году более половины граждан страны смогут полноценно трудиться, не выходя за пределы собственных квартир.
Органы власти пока не готовы оценить преимущества новых веяний мирового рынка труда. А зря. Потому как внедрение мобильной работы может поспособствовать решению сразу нескольких актуальных городских проблем. Это и разгрузка общественного транспорта, и, как следствие, снижение потребления энергоресурсов, а с ними – и вредных выбросов в атмосферу.
Впрочем, есть надежда, что рынок так или иначе отрегулирует ситуацию и заставит инертных чиновников принять новые правила игры. А украинцы смогут работать именно в тех условиях, которые выгодны прежде всего им самим. Например, с ноутбуком на пляже. Ведь «офисом» вскоре может стать целая страна, а то и весь мир.