Шаровары на орбите

Компетентные люди утверждают, что «космонавтика сравнима с рынком природных ресурсов. На нее в мире тратится $290-300 млрд. ежегодно, при этом на 70-80% космонавтика - это рынок услуг». Есть где развернуться державной инициативе по зарабатыванию валюты, тем более, что прошлой жизнью были подготовлены к этому.

Он (украинский космонавт. - А.Д.) должен лететь не ради демонстрации «шаровар на орбите», а для осуществления украинской программы исследований.

Директор Государственного космического агентства Украины Олег Федоров.



«Розбудова» на «Южмаше»

Украине от ракетных возможностей Советской империи достался «Южмаш» - крупнейшая в мире ракетная кузница. До дерибана союзного майна в 1991 году на нем трудилось под 60 тысяч работников высшей квалификации, серийно собиравших «Сатану» – головную боль американцев. Но не в коня корм оказался. И сейчас, по одним данным, на Южмаше полубездельничают три дня в неделю то ли 15 тысяч человек, по другим (см. Википедию), всего 7 тысяч специалистов, в основном предпенсионного возраста. По официальным данным, на предприятии трудятся всего около 2,5 тыс. человек возрастом до 35 лет и более 2 тысяч возрастом старше 60 лет.

Начальство экс-ракетного гиганта рапортует о том, что средняя заработная плата на предприятии выросла в этом году до 3,135 грн. Значит, рядовые специалисты и работяги в цехах получают на руки не более 1,5-2 тысяч грн. По установившейся в Украине традиции львиную долю фонда заработной платы курочит ограниченный контингент «топ-менеджеров».

Всем памятен конфуз пана Азарова, случившийся во время посещения им запорожского автосборочного предприятия. Во время беседы премьер заявил, что средняя зарплата работника составляет 3,5 тысячи гривен, и в ответ услышал смех присутствующих. После вопроса Николая Яновича, сколько же работники получают, один из мужчин ответил, что его ставка – 1,5 тыс. гривен. Премьеру пришлось быстро сменить тему хождения в народ.


Стратегии, планы, проекты, концепции…

Но плачевное состояние отрасли не вгоняет в уныние ответственных господ. Они неутомимы в разговорах о потенциале Украины в космических исследованиях. Чиновный люд понять легко. Когда нет реального «движа», то его обязан заменить треп про перспективы и потенциал. И в помощь начальственной трескотне регулярно ваяют разного рода «Концепции» космических программ Украины. Их уже сочинили аж пять штук, из которых четыре имели статус Закона Украины. Нет смысла напоминать, что все космические инициативы властей, кроме последней, случившейся аккурат в самом начале октября 2012 г., суровой практикой были похерены.

4 октября Кабмин внес на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона «Об утверждении Общегосударственной целевой научно-технической космической программы на 2013-2017 годы».

Опустим длинное описание того, что должны достичь ракетостроители державы, и сосредоточимся всего лишь на финансовой стороне вопроса, ибо она и определяет масштабы работы и пресловутый потенциал отрасли.

Так вот, в результате выполнения пятилетней программы предусматривается, в частности, получение коммерческого (прямого) дохода в объеме ориентировочно 2,5 млрд грн ($300 млн.); получение опосредованного дохода (понятие весьма расплывчатое, а значит ответственные господа будут фантазировать в отчетах по полной) в объеме ориентировочно 3,24 млрд грн; увеличение количества рабочих мест до 1550.


Предусмотрено, что выполнение программы осуществляется за счет средств государственного бюджета и других источников. Ориентировочный объем финансирования программы составляет 2,58 млрд грн, в том числе из государственного бюджета – 1,12 млрд грн. ($140 млн.). Величина исчезающе мала – менее 0,05% от того, что тратится в мире на космос.

Согласно «плану заходив з розвитку космічної діяльності та виробництва космічної техніки на 2013 р.», утвержденного Кабмином 17 октября 2012 года, планируется выделить из казны на все про всё 114 млн. грн., что эквивалентно $14,25 млн.

Попутно заметим, что далеко не все средства будут потрачены по назначению. Увы, такова сермяжная либеральная жизнь. Так в России, по словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, 30% бюджета «Роскомоса» имеют признаки спила. Наши комбинаторы не менее (если не более) замешаны на схемах бюджетного пилинга.

Но что такое $14 млн. державного финансирования производства космической техники? Это годовой бюджет такого затрапезного футбольного клуба, как «Карпаты», что обретается во Львове. А мы все о светлых перспективах украинского космоса.

Как говорится, гора родила мыша-паралитика.

После знакомства с цифрой нанофинансирования уже нет смысла всерьез обсуждать вопрос, освоит ли Украина Сич-2-1, Сич2М, Сич-3Р или топливозаправочный агрегат к ракетному пусковому комплексу Циклон-4.


Мелкое подсобное хозяйство для северного соседа (не будем забывать, что украинская ракета «Зенит» на 50% состоит из узлов и агрегатов российского производства) или других стран, запускающих спутники связи, – вот стезя на всю оставшуюся перспективу. Попытки играть более-менее самостоятельную роль в космических делах заканчиваются, как правило, громким пшиком.

Образец мифического потенциала Украины – эпопея с проектом «Морской старт».

«Морской старт» по пути в Царство небесное

Первоначально в Международном консорциуме по эксплуатации космодрома «Морской старт», созданного в 1995 году, украинским КБ «Южное» и ПО «Южмаш» принадлежало 15% капитала. В июне 2009 года «Морским стартом» было подано заявление о банкротстве. Общие долги компании составили более $2 млрд. «Товарищество» было обречено с самого начала, поскольку помимо миллиардных затрат на создание платформы «Одиссей» и командного судна проект «Морской старт» терпел ежегодные операционные убытки в размере более $100 млн.

Контора закрылась, как только основному акционеру «Морского старта» корпорации «Боинг» (40% капитала) «набрыдло» из собственного кармана покрывать многомиллионные убытки и лопушить новых кредиторов своими гарантиями.

Но нашлись добрые люди – российская компания ОАО «РКК «Энергия». Она и переписала на себя «Морской старт»: «дочка» этой компании инвестировала $155 млн. в обмен на 95% акций консорциума. 3% осталось за «Боингом» и 2% за норвежской Aker Solutions. Украину просто выставили за порог.


Скорее всего, и «Энергия» поматросит и бросит сию амбициозную затею. Если уж зажиточный «Боинг» капитулировал, то куда менее состоятельная «Энергия Оверсиз Лимитед» вряд ли осилит его.

А может быть, «Энергия» с самого начала и не собиралась во всей красе реанимировать советскую идею, которую от большого ума поднял на щит Киев, решивший было днепропетровскими «Зенитами» стричь космические купоны. Очень часто случается так, что компании из конкурентных соображений покупают какое-нибудь предприятие, чтобы элементарно его прибить, тем самым устранив потенциального соперника.

Возможно, украинская ракетная индустрия имела бы шанс на полноценную жизнь, если бы Украина и Россия находились в союзнических отношениях. Это во-первых. Однако наша национальная мечта ассоциироваться холопом в ЕС толкнула Россию проводить политику замещения импортной продукции, и в первую очередь наукоемкой, на продукцию собственного производства. Примеров реализации данной политики уже множество. Модернизированный комплекс «Тополь М», полностью российского производства, эффективная замена южмашовскому комплексу Р-36М2 «Воевода» (обозначение НАТО SS-18 "Satan"). А полностью русская «Булава М», предназначенная для новейших стратегических атомных подводных лодок класса "Борей", имеет высокую степень унификации с «Тополем».

Совместный проект Ан-70 будет замещен глубокой модернизацией транспортного самолета Ил-76МД. 4 октября 2012 г. Министерство обороны России и ОАО "ОАК" подписали контракт на поставку 39 самолетов на сумму 140 млрд руб. И так по всем направлениям.

А во-вторых, российская космонавтика сама пребывает в состоянии системного кризиса. Здесь подробнее, т.к. болячки соседей схожи с нашими проблемами. Разница только в том, что украинские вопросы из-за стабильной нищеты не имеют ответов.


Русский космос в состоянии системного кризиса

Горячие головы частенько изрекают глупость – Россия великая космическая держава. Как поется в песне, это полная ерунда. Советский Союз по праву был космической империей, равновеликой США, на которые работал и работает весь мировой гипофиз научной мысли. Раздел могучего космического наследия Красной державы критически окоротил вселенское могущество «руссиян». На сегодняшний день 70% космического рынка принадлежит США и только 2-3% приходится на РФ.

За пределами эрефии оказался Байконур, единственный космодром стоимостью $50 млрд., с которого можно было запускать все типы ракет. Равноценную стартовую площадку зачумленные либерализмом «старшие братья» никак не могут соорудить. Коммуняки построили космодром Байконур за 2,5 года. Весной 1955 года пригнали первые экскаваторы, а уже осенью 1957 с него запустили первый в мире искусственный спутник Земли.

Путинская Россия с 2007 года тщетно пытается возвести собственную стартовую площадку – космодром «Восточный». Планировалось с 2011 года начать запускать с него хотя бы беспилотные аппараты, а пилотируемые с 2018 года. Однако мозги и руки руководящего состава, разбавленные общечеловеческими ценностями, не смогли организовать работу на должном уровне, и теперь планируется, в лучшем случае, в 2020 году послать с «Восточного» за пределы Земли беспилотник, а человека ближе концу третьего десятилетия.

Одно дело в охотку тянуть в Европу газопроводы, повергая в уныние крохоборствующего «младшего брата», сидящего на суверенной ржавеющей трубе, и совсем другое – сооружать сложнейший научно-технический комплекс.


Ракетный гигант «Южмаш» оказался в ведении ещё более бестолковых самостийников, склонных к пустобольству и самохвальству, но не к напряженному созидательному труду.

До середины нулевых годов финансирование космических программ в России велось по принципу «на тебе, Боже, что мне не гоже». В свободных от «ланцюгов» тоталитаризма СМИ вельмигласные демокрады пускались в рассуждения: на кой нам космос, ежели нас и на Земле хорошо кормят?

В году 2005-ом всенародно избранные неожиданно спохватились и стали наращивать инвестирование космических программ. Но, скорее, не от понимания того, что космос – это будущее человечества, а от избытка нефтедолларов. Их стало так много, что офшорная аристократия уже не могла их распихать без остатка по карманам и другим укромно-интимным местам.

Под обильную трапезу с возлияниями вдруг вспомнили, что русские первыми в мире вышли в космос, первыми стали осваивать Луну (14 сентября 1959 года автоматическая станция "Луна-2" доставила на ее поверхность вымпел с изображением герба СССР), Венеру (в 1970 г. первая посадка работоспособного космического аппарата), Марс (1971 г.). В 2005 году бюджет «Роскосмоса» стал уже в 10 раз больше, чем в 2002 году – 24 млрд. рублей. С 2009 года «Роскосмос» начал получать ежегодно более 100 млрд. рублей ($3,5 млрд). Для сравнения: США в 2009 году на гражданские, военные и специальные программы, связанные с космосом, потратили $64 миллиарда. Понятно, что русский болт на «Союзе» стоит в три раза меньше крепежа «Шаттла», но всё равно в объемах финансирования двух бывших конкурентов (ныне Россия уже не конкурент, а малохольный партнер) неодолимая пропасть.


В ближайшие три года (2012-2014 гг.) правительство РФ планирует израсходовать 650 млрд. рублей (более $21,5 млрд. Сравните с украинским финансированием космических программ, чтобы оставить всякую надежду на развитие «укрокосмоса»).

Однако помощь сильно задержалась. В Космической отрасли с 2009 года отчетливо проявился системный кризис, грозными признаками которого стал вал катастроф запускаемых аппаратов. В 2009 году «Роскомос» потерял 4 спутника, в 2011 году уже 5 аппаратов.

А 24 августа 2011 года случилось совсем невероятное: «Из-за проблем с двигателем третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У" на 342-й секунде полета был потерян грузовой космический корабль "Прогресс М-12М", упавший вместе с третьей ступенью в алтайскую тайгу. Это была первая потеря "Прогресса" за 33 года полетов этих кораблей (всего 135 пусков), начиная с 1978 года». Стало понятно даже экспертам по римскому праву, волею обстоятельств возглавивших страну: ракетная индустрия серьезно больна.

Специалисты «Роскосмоса» в моменты откровения отмечают, что «мы имеем и чем пользуемся – создано в советские времена. После распада СССР мы не смогли создать в нашей космонавтике ничего принципиально нового».

Цитата с сайта «Буран»: «Мы продолжаем летать на корабле "Союз", идеология которого была заложена Сергеем Королевым еще в 1960-е годы и который мы гордо объявили "самым надежным" после прекращения эксплуатации американских шаттлов.

С учетом того, что в США сейчас разрабатывается сразу несколько типов новых космических кораблей (один из которых предназначен для дальнего космоса), создавшуюся ситуацию можно наглядно представить таким примером: наш сосед вчера продал свой старый "Мерседес". Сейчас он ждет прихода из автосалона уже оплаченных двух новых авто ("Ламборджини" и "Мазератти") и копит деньги на новый "Феррари", на котором собирается ездить за границу. И на несколько дней, пока не пришли новые машины, он попросил у нас покататься на нашем стареньком велосипеде. Это дало нам повод раздуться от гордости за наш "самый надежный автомобиль" и заявить о себе на весь мир как о "лидере мирового автопрома".


Смешно? Но в космонавтике все именно так…»

Кризис настолько серьезный, что его пламя не удается быстро погасить обильным потоком казначейский билетов. В высшей степени наукоемкая отрасль, которой в первую голову руководят: отставной чекист, юрист (премьер Медведев), экономист, который никогда не занимался практической работой (Аркадий Дворкович, зампред правительства РФ и секретарь Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России) и журналист (Дмитрий Рогозин, куратор оборонзаказа, ВПК, атомной и космической промышленности ), уже не восприимчива к аварийным денежным вливаниям.

То и могут эти деятели, что с большой чистой укоризной констатировать (как будто это не дело их рук, а злокозненных марсиан): «Конечно, мы все знаем, что в отрасли существуют и системные проблемы, что эти проблемы не носят только субъективного характера. Первое – это устаревшая производственная база: 90% мощностей находится в эксплуатации более 20 лет, их необходимо менять. Второе – это слабая электронная компонентная база, что является общей бедой для нашей промышленности, и для космической промышленности в том числе.

…Ну и третья проблема – кадровая: нехватка квалифицированных рабочих, старение научных и производственных кадров. Численность работников до 30 лет в отрасли сейчас составляет 20 с небольшим процентов – это реальная проблема» (из речи премьера Медведева на заседании правительства 14 августа 2012 г.).

Однако вместо конструктивных действий по преодолению системного кризиса в руководстве России наблюдается трудовой энтузиазм, доходящий до истерик, снять с себя всякую ответственность за нынешнее состояние дел и переложить на стрелочников из многострадального «Роскосмоса». Некомпетентность всегда старается спрятаться за спину тех, кто пытается претворить в жизнь мудрые предначертания реформаторов.


Я так подробно коснулся проблем российской космической индустрии только потому, чтобы подчеркнуть принципиальную невозможность развития украинской космонавтики как самостоятельного субъекта. Конечно, не возбраняется впадать в эйфорию и грезить планами полетов украинских космонавтов на украинских носителях, как это постоянно делает, например, экс-полковник российских ВВС, нахаляву полетавший на «Колумбии», отчего ставший генерал-майором и первым «незалежным» космонавтом. Да и как без веры жить, особенно в подлое время. Но.

Покойный академик Присняков (не было в Украине большего авторитета в сфере двигателестроения, чем Владимир Федорович) еще в 2006 году откровенно заявил: «…в будущем Украине светит эпизодичное участие только в тех пусках ракет, которые невыгодны России, США или Европе… а наша экспериментальная научная база уже безнадежно устарела».

С 2006 года в лучшую сторону украинские космические дела не поправились. Озарения случаются лишь в области составления концепций, стратегий, планов развития и прочих прожектов-программ, да рапортов оперуполномоченных по космическим делам. Оно и понятно, даже с таких крохотных бюджетов можно в личном плане жить без тоски и печали.

Национальные стратегии, подозреваю, – это гуманная борьба с излишками советского наследия. Отношение керманычей-карманычей к ракетной отрасли, судя по её финансированию, как у хозяина старого верного пса, промотавшего в пьяном угаре родительское добро: усыплять псину грешно и жалко и кормить нет никакой возможности.


Потому нам не дано сверкнуть за пределами Земли шароварами и тряхнуть набриолиненным чубом.

Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Антон Дальский
Новости Украины - From-UA
Поделиться в Facebook
Последние новости