Украина – рай для пенсионеров
18.01.2013 16:15
Украина тратит на выплату пенсий 16% своего ВВП. Такие расчеты привел в своей статье на Lb.ua Павел Кухта. Это наибольшие (в процентном выражении) расходы на пенсионеров во всем мире. Даже социалистическая Франция тратит на пенсии всего 12% ВВП. Это притом, что французы готовы устроить забастовку при малейшем нарушении их социальных прав. А богатые французы типа Депардье стонут от непосильных налогов и бегут в Россию и Бельгию, причем одновременно.Социальная справедливость, которой французские революционеры добились путем отсекания не одной аристократической (и не очень) головы, для украинских пенсионеров досталась практически даром. Точнее, не совсем даром, а в наследство от пенсионеров советских, которые сполна заплатили за право на заслуженный отдых революцией, войной и кровавыми социальными экспериментами.
Вот только подавляющее большинство украинских пенсионеров на свои 16% «валового внутреннего продукта» еле-еле сводят концы с концами. А на Западе старики доживают свой век, путешествуя по странам и континентам и всячески развлекаясь.
В связи с этим мы задались закономерным вопросом – как Украина дошла до такой «щедрости»? Всего 10 лет назад доля украинских пенсий не превышала 7% ВВП, а жили пенсионеры примерно так же бедно, как и сейчас. Почему украинские «депардье» не бегут из страны от непомерных поборов? И это притом, что наши олигархи гораздо богаче господина Депардье вместе со всеми остальными французскими актерами в придачу.
Как долго сможет тянуть такую нагрузку экономика и сколько еще пенсионеров она может прокормить? Чем грозит такая высокая пенсионная нагрузка и почему при этом украинские пенсионеры остаются одними из самых нищих в мире? Об этом Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.
Отдельно проблему с пенсионерами решить невозможно, уверяет Дмитрий Александрович, надо решать одновременно все сразу: низкую рождаемость, эмиграцию украинцев, несовершенное законодательство.
Старое население, считает господин Корчинский, стимулирует смерть страны, поэтому оно должно кардинально омолодиться: «Это возможно сделать только демографическими методами, и тогда, когда мы начнем себя вести не как больные престарелые, а как молодые – больше двигаться, больше бунтовать, больше искать возможностей и т.д.».
«У нас множество проблем, – назвал причины экономист, – связанных с тем, что мы не в состоянии адаптировать к новым условиям большинство функций государства, в том числе и пенсионную систему. У нас действует практически только солидарная система, а все остальные накопительные системы крайне слабы, именно поэтому нам приходится тратить такую большую долю доходов государства на пенсионную систему».
Александр Иосифович видит выход из сложившейся ситуации в комбинации солидарной и накопительной системы: «Накопительная система обеспечивает достойный образ жизни граждан, а солидарная – это страховка от нищеты. Так действуют в большинстве стран мира. То, что мы не в состоянии обеспечить эту комбинацию, связано с малой дееспособностью государства, которому граждане не доверяют. Государство не может организовать накопительную систему таким образом, чтобы граждане ощущали те деньги, которые накапливаются на счетах, и имели бы убеждение, что эти деньги так же надежны или более надежны, чем банковские сбережения. Если государство не в состоянии обеспечить такого рода ощущения у граждан, то и накопительная система не может работать, а когда она не может работать, то остается место только для солидарной системы».
«Почему у нас такая большая нагрузка на бюджет при нищенских пенсиях, – объяснил Евгений Васильевич, – потому что экономика в тени. Большинство экспертов считают, что практически примерно такой же объем, как в легальной экономике, находится в сфере нелегальной экономики, из которой не платятся налоги. Если вывести значительную часть экономики из тени, то это автоматически значительно увеличит бюджет и позволит снять пенсионную нагрузку и даже понемногу повышать пенсии. Экономика у нас деградирует, вся экономическая деятельность страны сводится к проеданию того, что создано этими пенсионерами во времена СССР. Если это наследство просто проедать, то рано или поздно оно закончится. И если мы не будем развивать экономику и модернизировать ее, то у нас будет истощаться бюджет, потому что не из чего будет платить».
На вопрос о том, не покинут ли Родину украинские миллионеры, если их имущество обложить налогами, эксперт ответил так: «Наши олигархи находятся в Украине чисто условно, потому что значительную часть своего времени они проводят за границей – они там живут, лечатся, отдыхают, у них там бизнес. Поэтому они рассматривают Украину как место, где они зарабатывают, как они считают, хотя на самом деле это мародерство». Налогообложение олигархов, уверяет господин Филиндаш, должно стать одной из ключевых мер, которые помогут исправить ситуацию.
«Надо пресечь схемы, – советует Евгений Васильевич, – благодаря которым они выводят деньги, зарабатываемые здесь. Налогообложение надо сделать таким же, как и в тех странах, о которых мы говорим, что нам надо у них учиться. В той же Западной Европе в основной массе ставка налогов для богатых выше, чем для основной части населения. Это социально справедливо со всех точек зрения, кроме точки зрения олигархов. Но так как у нас власть сама олигархическая, я уверен, что у нас такое налогообложение не будет введено, потому что сами себя они облагать налогами не будут», – резюмировал он.
Также на сложившуюся ситуацию, указывает экономист, влияет отсутствие реальной пенсионной реформы.
«Пенсионные фонды (негосударственные), – рассказал Александр Викторович, – не берут обязательств перед сегодняшними пенсионерами, а берут обязательства перед будущими, и фактически превращаются в финансовые пирамиды. Они собирают деньги, отдают огромный процент тем, кто нашел тех, кто платит эти деньги, а когда-то потом они будут расплачиваться. Это ненормально, а государство на это закрывает глаза. Видимо, действует некий коррупционный фактор. Когда государственное пенсионное страхование не справляется, когда богатые не облагаются, когда негосударственные пенсионные компании превращаются в финансовые пирамиды, такая ситуация неизбежна. Парадоксально, что именно в такой стране, где высокие пенсионные сборы, где есть еще дополнительные пенсионные сборы, где низкая продолжительность жизни, возникает такая проблема».
«Но вопрос не в том, сколько Украина платит, – отметил господин Гаврилечко, – потому что на самом деле Украина не платит ни копейки. Это не Украина платит, а это в ПФ, который наполняется за счет работающих украинцев и получающих достаточно низкую зарплату, собираются деньги, которые идут на выплату пенсий. По существующему законодательству, те, кто получает больше 20 тысяч гривен, платят точно такую же сумму в ПФ, как и те, кто получает меньше 20 тысяч».
Поэтому говорить о том, сколько Украина выдержит, акцентирует внимание эксперт, некорректно, потому что она здесь вообще не участвует: «Единственно, чем участвует государство – это дотациями из бюджета ПФ. В прошлом году, по подсчетам министра социальной политики Королевской, дефицит бюджета ПФ составил 27,2 млрд грн. – это и есть то, что Украина платит. Но судя по тому, сколько Украина может потратить денег на Евро-2012, сколько она может подарить предприятиям ВТЭК, сколько она может дать с барского плеча государственных гарантий частным фирмам, то в таком режиме еще долго можно спонсировать ПФ».
Если сравнивать доходы ВВП и пенсии, к примеру, наши и европейские, то тогда давайте сравним цены на продукты питания, настоял Юрий Гаврилечко: «Во Франции они точно такие же, как и здесь. Но при этом средняя зарплата в 10 раз выше, чем в Украине. Получается, что у нас цены в 10 раз выше, чем во Франции. Не бывает чудес».
Кроме этого, сама система экономики пенсионных накоплений уже не обеспечивает ПФ и с каждым годом требует все больше дотаций из госбюджета, объясняет Тарас Вячеславович: «Этого быть не должно. Нормальные пенсионные выплаты должны полностью покрываться из ПФ и только по спецпенсиям доплата, которая превышает обычную пенсию, должна была бы покрываться из бюджета. Постоянные дотации из госбюджета невозможны, поэтому рано или поздно такой ПФ умрет».
Выход из подобной ситуации бывший народный избранник видит в следующем: первое – это ввод нормальной системы пенсионного страхования, и второе – развитие отечественной экономики.
«У нас, к сожалению, все реформы в экономике преимущественно заканчиваются тем, – посетовал господин Чорновил, – что численность рабочих мест сокращается. О каких перспективах ПФ можно говорить в такой ситуации? Мы идем в тупик. У нас проблема не в том, что доля пенсий в ВВП больше, чем во Франции. У нас ВВП один из самых низких в Европе».
Улучшить состояние экономики, считает эксперт, может налог на роскошь, но пока те проекты, которые появились, рассказал он, это, как правило, не налог на роскошь, а налог на средний бизнес, на людей, которые живут немного лучше среднего уровня: «Предлагалось облагать налогом яхты, супердорогие автомобили, но они не принесут никаких доходов, потому что они зарегистрированы в странах выгодного флага, например, в Панаме. Они платят сборы там. То есть те законы, которые писались, писались для олигархов, чтобы им надо было меньше платить. До тех пор, пока таким образом будут писаться законы, ничего не изменится. Надо учитывать не припрятанные, а реальные доходы. Пока не будет борьбы с отмыванием денег в офшорах, пока не будут с этих людей по прогрессивной шкале браться налоги, результаты будут нулевые».
Она должна заключаться в том, выразила мнение Наталья Михайловна, как увеличить ВВП, а не как уменьшить выплаты пенсионерам. Для того, чтобы увеличить ВВП, уверена госпожа Витренко, правительство обязано использовать все ресурсы страны и выбирать самую удобную для страны стратегию внешней политики, чего оно не делает: «Есть нормальный путь развития страны: интеграция на восток, восстановление производства, создание миллионов рабочих мест, выплата достойной заработной платы, приемлемые тарифы на коммунальные услуги. И есть тупиковый путь, разрушительный – это то, что делается в Украине, и отсюда проблемы пенсионеров».
Выплата пенсий, заявила лидер ПСПУ, – это не подачки государства, это не меценатство, это не благотворительность.
«Это возврат долга, – объяснила она. – Люди отработали, они создали национальный продукт, их труд овеществлен. И теперь новое поколение возвращает долг старому. Человек, проработавший всю жизнь, должен достойно жить, а не выпрашивать себе какие-то льготы у государства. Поэтому ПФ должен совсем иначе наполняться. Почему в Белоруссии нет такой проблемы? Потому что там минимальная зарплата 500 долларов, а в Украине – 142 доллара. Искусственно занизив заработную плату работающим людям, обескровили ПФ, а потом говорят, что такой ПФ требует дотации из бюджета, занимает большой объем ВВП – что делать с пенсионерами? Это совершенно неправильно поставленная задача. Задача должна стоять только так: как увеличить ВВП Украины, как обеспечить рабочими местами трудоспособное население и как обеспечить работающих достойными заработными платами – и тогда решается проблема пенсионеров», – подытожила Наталья Витренко.
«Хотя и увеличили пенсионный возраст для женщин до 62 лет, но все равно идет такая демографическая ситуация, что на пенсию выходит все больше людей, – пояснил Олег Игоревич. – В среднем на пенсию у нас выходит 160 долларов, поэтому естественно, что когда считаем сумму, которая необходима на выплату пенсий по отношению к ВВП, эта цифра будет возрастать».
На вопрос о том, что делать, экономист ответил так: «Сокращать количество пенсионеров – так у нас и так продолжительность жизни очень маленькая в стране. Может быть, увеличить пенсионный возраст – так у нас люди столько не живут. Уменьшать пенсии – так она уже и так практически нищенская. У восьми миллионов пенсионеров пенсия не превышает 120-130 долларов. Но есть правильный путь – надо увеличить ВВП. А чтобы его увеличить, надо поменять всю модель социально-экономического развития. Но забрать власть у кланов мирным путем невозможно, поэтому у нас получается безвыходная ситуация, когда любое движение будет приводить к ухудшению экономической ситуации».
Такая нагрузка на украинскую экономику, считает Олег Соскин, грозит фактически банкротством: «Мы знаем, что сегодня Пенсионный фонд (ПФ) – банкрот, он финансируется на 40-50 % из госбюджета. И есть еще одна нехорошая вещь – в ПФ денег на выплату пенсий не только не хватает, но эта дыра становится все больше. О том, что ситуация катастрофическая, свидетельствуют настойчивые заявления Арбузова и нового председателя НБУ Соркина о том, что надо ввести либо налог, либо сбор на продажу валюты, чтобы эти деньги отправлять в ПФ. Такую глупость надо еще поискать, тем более, что и так ПФ пополняется и за счет мобильной связи, и за счет продажи машин, золота, недвижимости, то есть его и так уже наполняют неестественными, неэкономическими методами. Поэтому фактически ситуация близится к чистому банкротству». Олег Игоревич напоследок дал совет: уже сейчас нужно прямо говорить пенсионерам, что еще пару месяцев – и они не будут вовремя получать пенсии.
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Лиза Монина
Последние новости