На гривнах 1918-го кузнеца нарисовали похожим на Григория Сковороду
25.01.2013 09:00
...председатель Украинской Центральной Рады Михайло Грушевский объявил еще летом 1917-го. Ускорить их введение заставил большевистский переворот в Петрограде: из-за начавшихся тогда беспорядков в Украину прекратили поставлять русские рубли.Чтобы преодолеть "денежный голод", 25 ноября Центральная Рада приняла решение о введении в обращение, параллельно с рублями, временных украинских денег — карбованцев — со сроком действия до 1 марта 1918 года. Соотношение к рублю предусматривалось как 1:1. Планировалось выпустить банкноты на общую сумму 500 млн руб. Этого хватило бы Украине на несколько месяцев. Ведь, например, месячный фонд зарплаты на киевском заводе "Арсенал" составлял почти 200 тыс.
Для печатанья денег правительство 14 декабря реквизировало типографию Василия Кульженко на ул. Пушкинской в Киеве: в ней было самое лучшее на то время производство. Через две недели там увидели свет первые купюры номиналом 100 крб, проект которых разработал художник Георгий Нарбут. Небольшие производственные мощности типографии не позволяли своевременно напечатать все 55 тыс. экземпляров банкноты. Поэтому подключили и типографию на Бибиковском бульваре, в настоящее время — Шевченко, 27. Но в народе эти деньги все равно называли "кульженками".
На 100 крб впервые был изображен Трезуб. "Люди плакали от радости, молились и целовали "свои деньги", — вспоминал очевидец.
Кроме украинской, на них были надписи также на русском, польском и еврейском языках — для национальных меньшинств.
Как и русский рубль, карбованец содержал 17,424 доли чистого золота. Киевляне, которые первыми среди жителей Украины получили новую валюту, быстренько взялись за расчеты. Если 1 доля составляет 0,044 г драгоценного металла, то купюра в 100 крб "весит" аж 76, 665 г! Госбанк УНР был расположен там же, где и теперь — на ул. Институтской. Неизвестно, посещал ли кто-то из граждан его, чтобы обменять "сотку" на золото. Но размашистая подпись директора банка Николая Кривецкого, стоявшая на купюрах, служила гарантией, что такой обмен возможен.
Первые украинские банкноты многим запомнились в первую очередь как "сахарные деньги". Мол, они обеспечивались не золотом, а сахаром. Породил такие слухи текст в рамке на обороте купюры: "Государственные Кредитные билеты Украинской Народной Республики обеспечиваются государственным имуществом Республики, а именно: недрами, лесами, железными дорогами, государственными прибылями, в том числе прибылями от монополии сахара и других монополий". Из всех доходов УНР четко определенным был только один — именно сахарная монополия.
Ну, а как было на самом деле? В статье 1 закона от 24 декабря 1917 года о временном обращении государственных кредитовых билетов записано: "Кредитные билеты выпускаются Государственным Банком У.Н.Р. в размере строго ограниченном действительными нуждами денежного обращения под обеспечение временно, до образования золотого фонда, имуществом Республики, недрами, лесами, железными дорогами и прибылями У.Н.Р. от монополий". То есть золотого запаса у Украины в то время не было. И единственным гарантом денег служил сахар.
До 1 марта 1918 года в киевских типографиях успели бы изготовить постоянную валюту — гривню. Но ввсети ее вместо временных карбованцев, как планировалось, не удалось: 26 января в Киев ворвались большевики. Правительство УНР эвакуировалось в Житомир, а позже — в городок Сарны на Ровенщине. И хотя по возвращении в столицу 1 марта Центральная Рада все-таки приняла закон о гривне как основной денежной единице, сразу ввести ее в оборот было невозможно — не смогли напечатать. Банкноты срочно заказали в Берлине. По соглашению, до 1 января 1919 года Германия должна была их изготовить на 11,5 млн грн. Денежные знаки разработали художники Василий Кричевский — 2 грн и Георгий Нарбут — 10, 100 и 500 грн.
Чтобы преодолеть нехватку наличных денег, Центральная Рада уже 6 апреля ввела во временное обращение отпечатанные еще зимой зеленоватые банкноты номиналом 25 и 50 карбованцев. На них художник Александр Красовский впервые в истории мировых валют нарисовал крестьянку с серпом и рабочего с лопатой. Однако рядовые граждане пожимали плечами: пообещали гривни, а выпустили карбованцы. Дальнейшие события еще больше запутали ситуацию.
29 апреля в Украине произошел государственный переворот: Центральная Рада прекратила существование, страну возглавил гетман Павло Скоропадский. Правитель объявил о восстановлении карбованца как основной украинской валюты и преодолевал нехватку наличности при помощи печатного станка. Недостаток товаров и отсутствие регулярного сообщения между регионами привели к оседанию банкнот, преимущественно на селе. Печатный станок заработал еще мощнее, и это привело к огромной инфляции и росту цен.
Где-то в июле прибыли из Берлина заказанные еще Центральной Ралой бланки облигации 3,6%-й внутренней ссуды номиналом 50, 100, 200 и 1000 грн. Скоропадский приказал использовать их как деньги, и 5 августа эти "Билеты Казначейства" появились в обращении. Между тем в августе-сентябре в Киеву из Германии поступили первые партии настоящих гривен. Их пустили в обращение 17 октября 1918 года.
Одна гривня содержала золота почти вдвое меньше карбованца — 8,712 долей. Это объяснялось обменным курсом: 1 крб равнялся 2 грн.
14 декабря того же 1918-го гетман отрекся власти, его сменила Директория. Уже 6 января следующего года новое правительство утвердило валютную реформу, официально провозгласив единственной денежной единицей все-таки гривню. Но в августе в обращении появились... Да, опять карбованцы! Их напечатали в Каменце-Подильском. Ни одного упоминания о чистом золоте на тех деньгах не было. Так же, как и о том, чем они обеспечивались.
В 1920-м Директория попробовала вернуться к гривне, пустив в обращение невзрачную купюру "5 гривен", произведенную в Станиславе (теперь — Ивано-Франковск). Правда, вскоре правительство Симона Петлюры заказало в Вене хорошие по дизайну банкноты номиналом 50 и 1000 грн. Государственная типография Австрии успела изготовить только пробные экземпляры, потому что 20 ноября 1920 года Директория Украинской Народной Республики прекратила существование. Следовательно, исчезла и потребность в собственных деньгах.
Художник Георгий Нарбут создал 13 украинских банкнот из 24, выпущенных на протяжении 1917–1920 годов: три — в период Центральной Рады, 16 — при гетмане, пять — во времена Директории. Гетман Павло Скоропадский назначил его руководителем "Экспедиции заготовки государственных бумаг".
Среди гривен, введенных в оборот в октябре 1918-го, были и банкноты номиналом 100 грн. Этот шедевр Георгия Нарбута по красоте и совершенству доныне не имеет равных. Женщина со снопом лицом будто напоминает Лесю Украинку, а кузнец похож на Григория Сковороду.
Некоторые из первых украинских банкнот имели шутливые прозвища. Например, красно-коричневые 10 крб люди прозвали "раками", серо-зеленые 250 с желтыми водяными знаками — "канарейками", а банкноту 100 крб звали " богдано вкой" — за водяной знак с портретом Богдана Хмельницкого. На желто-коричневую банкноту в тысячу карбованцев говорили "рябая" или " гетьманка" — от изображенной на ней женщины с булавой.
Бумажные шаги называли "бабочками"
При гетмане Павле Скоропадском вместо разменной монеты — шага — ввели почтовые марки. Сначала их изготавливали для почты, а позже стали использовать для денежных расчетов. Немного раньше так же поступили и русские. Марки печатали в Киеве на плотной бумаге, более удобной для длительного использования. Эскизы для номиналов 10 и 20 шагов разработал художник Антин Середа, а 30, 40 и 50 — Георгий Нарбут.
На обороте бумажных шагов была надпись: "Ходит наравне со звонкой монетой". Когда на базаре ветер вырывал из рук кусочки бумаги, женщины в сердцах говорили: "Где там ходит — летает, как бабочка". Потому в народе их так и называли — "бабочками". С началом инфляции цена марок упала. В магазинах их вязали по 100 штук вместе и давали сдачу " вязанками".
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Станислав Цалик
Последние новости