«ИНДАР»: перезагрузка
01.10.2013 09:00
Новый топ-менеджер АО «По производству инсулинов «Индар» Любовь Вишневская в интервью Контрактам рассказала о том, что сейчас в «Индаре» одна из самых высоких в Киеве средних зарплат — более 7 тыс. грн; в планах компании — увеличить товарооборот до 600 млн грн в год; по официальным данным, инсулинозависимы 200 тыс. украинцев, после проведения полноценной диагностики — их может стать в два раза больше.
После 15 лет руководства коммерческим предприятием как вы ощущаете себя в должности председателя правления единственного в Украине работающего государственного фармпредприятия?
Любовь Вишневская: Особых отличий в управлении нет. И государственное предприятие, и частное сегодня работают по одинаковым правилам. Поэтому для меня актуален весь предыдущий опыт «выживания» в бизнесе. Впечатлить меня чем-то сложно.
Произошли ли кардинальные изменения в работе «Индара» после смены владельца?
Любовь Вишневская: Работа «Индара» стала более ритмичной. Мы строим новый цех и расширяем продуктовую линейку. Выполняем все социальные обязанности. Сейчас в «Индаре» одна из самых высоких в Киеве средних зарплат — более 7 тыс. грн. К нам возвращаются старые специалисты, активно приходят новые.
Почему вы согласились возглавить «Индар»? На момент вашего прихода предприятие из-за корпоративного конфликта находилось в сложном финансовом положении…
Любовь Вишневская: Да, это было довольно рискованное решение. «Индар» оказался в очень непростых условиях. К этому добавилась и социальная значимость предприятия. Завод работал нестабильно, десятки тысяч больных сахарным диабетом могли остаться без лекарств, которые им необходимы каждый день. Проблема обсуждалась на уровне президента и премьера. Нужно было быстро ее решать. Проблем с отгрузкой выигранных по тендеру объемов быть не должно.
По итогам 2012 года улучшить финансовое состояние предприятия не удалось. Напротив, оно даже ухудшилось: чистый доход «Индара» сократился на 15,7% — до 108,1 млн грн, чистая прибыль — в 12,6 раза (до 267 тыс. грн). Почему?
Любовь Вишневская: На глобальный прорыв в этом кризисном году мы не рассчитывали. Ключевой задачей было поднять на ноги завод и обеспечить беспрерывную работу. А после ряда достаточно сомнительных решений моих предшественников сделать это было сложно. Но мы справились и выполнили все условия контрактов. Теперь планируем развитие. Хотим увеличить товарооборот до 600 млн грн в год.
Это почти в шесть раз! Каким образом планируете достичь столь амбициозную цель?
Любовь Вишневская: Наша задача — быть партнером государства в борьбе с социально опасными заболеваниями, затраты на лечение которых не могут быть покрыты пациентами самостоятельно. Мы подписали контракты с несколькими транснациональными компаниями по локализации производства их препаратов в Украине. Уже закончена работа по постановке на производство таблеток для снижения сахара в крови. Еще мы работаем над изготовлением полосок для глюкометров, а также шприц-ручек и других дополнительных продуктов для людей, живущих с диабетом. Этого «Индар» тоже ранее не производил.
В июле 2012 года вы обращались к народным депутатам с просьбой создать законодательные условия, при которых облуправления здравоохранения отдавали бы «Индару» предпочтение при госзакупках. Но в 2002-м государство уже переходило на централизованные закупки инсулина у предприятия, после чего стали поступать жалобы пациентов на качество инсулина. Способно ли сегодня предприятие обеспечить всех нуждающихся пациентов качественными препаратами?
Любовь Вишневская: Для нас главный показатель качества нашей работы — возвращение больных, которые еще в 2011-м отказывались от нашего инсулина. Тогда людей волновала смена власти на заводе. Боялись ухудшения качества продукции. Но к концу 2013 года мы ожидаем 20%-ный прирост числа потребителей — в основном, за счет вернувшихся. Комментировать то, что было в 2002 году, мне трудно. Хотя если бы проблемы действительно были, не думаю, что в 2003-м «Индару» удалось бы получить сертификат GMP (Good Manufacturing Practice).
По поводу обеспечения всех нуждающихся... КРУ нашло много нарушений при проведении региональных лекарственных тендеров. Приобреталось совсем не то, что требовалось, а то, что было необходимо, не покупалось вовсе. Теперь чиновники должны четко аргументировать, почему при равном терапевтическом эффекте, но по невыгодной для государства цене, они выбрали не наш, а другой препарат. В тендерах Министерства здравоохранения, где участвовал «Индар», государство уже сэкономило 24 млн грн. Эти деньги пошли на дозакупку лекарств, а значит, увеличится и охват больных, обеспеченных медикаментами.
Достаточно ли 600 млн грн, выделенных государством в 2013 году по программе «Сахарный диабет», на обеспечение препаратами всех нуждающихся пациентов?
Любовь Вишневская: Пока денег хватает. Но есть одна проблема. На данный момент население Украины — около 45 млн человек, из них официально 200 тыс. — инсулинозависимы. Это меньше, чем в государствах ЕС, примерно в два раза. В Польше с 35 млн населения 500 тыс. инсулинозависимых. Но радости в такой статистике мало. Повторюсь, это официальные данные. Наши люди тянут с обращением к врачу. И значительно позже выясняют, что у них сахарный диабет. Реальные подсчеты свидетельствуют: потенциальных инсулинозависимых больных у нас чуть ли не втрое больше. И рано или поздно они дойдут до специалистов, где узнают свой диагноз. Каждый год в Украине регистрируется увеличение количества больных сахарным диабетом. Росту заболеваемости способствует и неправильное питание, и недостаток физических нагрузок, и генетическая предрасположенность. Поэтому в дальнейшем либо бюджет должен увеличиваться, либо цены на инсулины должны быть пропорционально снижены.
Какой будет цена на инсулин и другие препараты?
Любовь Вишневская: Перед нами, как и перед государством, стоит задача снижения цены на стратегические препараты. Если посмотреть на одну только программу по сахарному диабету, то сначала государство тратило 430 млн грн, потом 530 млн грн, в 2013-м — 630 млн грн… Значит, в последующие годы государство должно потратить 730, 830, 930 и т. д. И так по каждой программе! Этого допускать нельзя. Необходимо закупать медикаменты централизованно, в больших количествах, что естественно, снижает себестоимость продукции. Наша цель — это уменьшение стоимости инсулинов до 60 грн за флакон. Но за несколько лет.
Это цена для государства или отдельного потребителя?
Любовь Вишневская: Цены на лекарства, будь то инсулин, препараты для борьбы со СПИДом, туберкулезом или вакцины, — это вопрос, который не должен интересовать украинцев. Такие медикаменты люди должны получать бесплатно. В аптеках ведь не купишь лекарств от СПИДа. Человека должно волновать одно: если он завтра заболеет, получит ли он препарат, который его вылечит?
Могут ли лекарственные средства украинского производства полностью вытеснить с рынка зарубежные препараты? И все ли их аналоги способны производить отечественные предприятия?
Любовь Вишневская: Государство сейчас разрабатывает концепцию импортозамещения наиболее востребованных и дорогих препаратов. Это вопрос не только экономии, но и национальной безопасности. Украина — это государство в центре Европы, для которого важно высокое качество жизни населения, чего препараты-генерики пока не всегда могут гарантировать.
А в чем главный интерес сотрудничества с ведущими зарубежными фармкомпаниями?
Любовь Вишневская: Например, мы ведем переговоры о фасовке комбинированных вакцин. Для западных компаний такое сотрудничество выгодно тем, что локальный производитель берет на себя часть рисков. Вместе с тем украинские фармкомпании получают в портфель высокотехнологический продукт. А значит, мы сможем поставлять качественные медикаменты по конкурентным ценам.
Вы считаете правильным подход, когда инсулины, вакцины, препараты для лечения ВИЧ-СПИДа производит государственное предприятие? А как же здоровая конкуренция?
Любовь Вишневская: Обеспечение населения такими медикаментами — это не просто вопрос рыночных взаимоотношений фармацевтических компаний с государством, а один из приоритетов политики. И те страны, которые ведут правильную, жесткую и достаточно взвешенную, рассчитанную на перспективу государственную политику, имеют 100%-ное обеспечение населения препаратами.
Какие же это страны?
Любовь Вишневская: Например, Бразилия. На сегодняшний день у государственного фонда «Освальдо Круз» (бразильская государственная фармкомпания), с которым мы работаем, есть 16 государственных заводов. Они производят все вышеперечисленные продукты и обеспечивают 200 млн жителей этой страны. И Минздрав Бразилии не думает над вопросом, где они завтра возьмут какие-то вакцины и по какой цене. У них все это известно на пять лет вперед! И нет каких-либо неожиданностей, которые возникают на тендере во время вскрытия пакетов.
Какие стратегические задачи ставите перед собой на ближайшие два-три года?
Любовь Вишневская: В 2013 году мы завершили выполнение второго этапа контракта между «Индаром» и государственным бразильским фондом «Освальдо Круз». Перешли к выполнению третьего этапа. До конца 2015-го мы должны построить в Бразилии завод по производству готовой лекарственной формы инсулина. Недавно мы прошли бразильскую инспекцию GMP — ANVISА. В этой стране 20 млн жителей больны сахарным диабетом, среди них 1,2 млн — на инсулине. Суть наших амбициозных планов — это минимум 50% инсулинов в Бразилии. Плюс — рынки Латинской Америки.
Справка
«Индар» — единственный в Украине завод, на котором осуществляется полный цикл производства инсулинов. Во всем мире таких предприятий всего несколько. «Индар» обеспечивает инсулинами около 100 тыс. пациентов в Украине и 220 тыс. пациентов в Бразилии. 70,7% «Индара» принадлежит государству.
Новый контракт «Индара» с бразильской стороной составит 10% общего товарооборота между Украиной и Бразилией. Ведутся переговоры о поставке инсулинов в Аргентину, Чили, Пакистан, регистрации препаратов в Иране. Недавно компания начала поставки в Таджикистан, а также перерегистрировала инсулины в РФ и зарегистрировала в Казахстане.
Вишневская Любовь Викторовна
Окончила Национальную фармацевтическую академию Украины (Харьков). C 1991 по 1992 год работала в украинском консорциуме «Экосорб» (производство сорбентов технического и медицинского предназначения). С 1992-го и по 2012-й занимала руководящие посты в Медико-фармацевтической Ассоциации «Ридан» и Медико-фармацевтической компании «Ридан-Инжиниринг» (поставки медоборудования и реагентов, экспорт лекарственных препаратов). C 2012-го — председатель правления АО «По производству инсулинов «Индар».
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Мария Климова
Последние новости