Белорусский коридор в Таможенный Союз
09.10.2013 14:00
На этой неделе премьер-министр Украины Николай Азаров посетил с визитом Белоруссию. Перед этим, он дал интервью главной газете этой страны «Советская Беларусь» в котором высказал свое мнение про украинско-белорусские отношения, проблемы Таможенного Союза и соглашения об Ассоциации с ЕС. Всю историю украино-белорусских отношений можно смело называть: «Только бизнес!» и ничего личного. Попытки же влезть в вопросы внутриполитического устройства каждой из стран – не приводили к разрыву торговых отношений. Да и единственной такой попыткой было участие украинских общественных организаций, которые засветились в подготовке «Оранжевой революции»-2004, помочь белорусам в аналогичной попытке в марте 2006 года. Тогда послом Украины в Белоруссии как раз был Роман Бессмертный – один из героев Майдана-2004. Но потом политика тихо отошла в сторону, уступив место экономике.
Рост объемов взаимной торговли Украина-Беларусь в 2000-2012 впечатляют! Начав с сотен миллионов в 2000 году (Украина экспортировала тогда в Беларусь на $ 340 млн, Беларусь в Украину – на $ 559,7 млн) в 2011 году он уже стал миллиардным. Так, в 2011 году Украина экспортировала в Беларусь товаров на $ 2 млрд – но импортировала из Белоруссии на $4,16 млрд. Профицит Белоруссии во взаимной торговле за 2011 год колоссален - это$ 2,124 млрд. Ну а рекордный украинский профицит во внешней торговле с Беларусью наблюдался лишь в 2007 году и составил $ 64,5 млн. Даже падение взаимного товароборота после кризиса 2008 года почти в два раза в 2009 году не изменило торгового баланса двух стран – он у Белоруссии обычно всегда позитивен (исключение 2002-2004, и 2007 годы, когда был отрицательный баланс взаимной торговли на пару десятков миллионов долларов).
В этом весь смысл экономической политики Белоруссии – хоть тушкой хоть чучелом влезть на любые рынки со своей продукцией. Если нельзя продавать свои товары и услуги – то перепродавать и транзитировать чужие. Если совсем нельзя – то заниматься контрабандой.
Сврехпрагматизм в кубе – и ничего личного – вот такую экономическую политику Беларуси мы наблюдаем за последние 20 лет… Отсюда и пошли все эти киоски «Белорусские продукты», которые за последние два-три года, как грибы повырастали на улицах Киева…
Нефтяной транзит азербайджанской «венесуэльской» нефти
Напомню факты недавней истории. Еще 14 мая 2009 года тогдашний президент Ющенко подписал указ об аверсном режиме работы нефтепровода «Одесса (Южный) — Броды». Но никакой нефти в этой трубе не было до самого конца срока его правления в марте 2010 года. И лишь 15 июля 2011 года первая партия азербайджанской нефти «Айзерилайт» прокачана на белорусский Мозырский НПЗ (Гомельская обл.) по нефтепроводу «Одесса (Южный) – Броды» и дальше по одной из двух труб нефтепровода «Дружба» в сторону Беларуси. Именно это и предусматривал так называемый своп-контракт с венесуэльской государственной нефтекомпанией компанией PDVSA.
Такова была сложная «альтернатива» поставкам российского сырья в 2009 - 2010 годах. Тогда Минск заявил, что ему удалось прекратить блокаду благодаря импорту нефти из Венесуэлы и Азербайджана. Физически белорусские НПЗ получали тогда азербайджанскую нефть (по прямым контрактам или спот в обмен на венесуэльское сырьё), которая отгружалась в порт Южный и дальше шла по нефтепроводу Южный - Броды. Однако, альтернативой это называли лишь белорусские чиновники, поскольку эти закупки просто делали продукцию белорусских НПЗ неконкурентоспособной из-за ее цены.
Тогда ОАО «Укртранснафта» и ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК) подписали договор на два года с возможностью дальнейшей пролонгации на гарантированный ежегодный транзит 4 млн тонн нефти по нефтепроводу «Одесса(Южный) – Броды» к Мозырскому НПЗ на берегу реки Припять. Но проект оказался не столь успешным – в июне 2012 года прекратился транзит нефти через нефтепровод «Одесса(Южный) – Броды» в Беларусь. Минску не нужно сырье из далекого зарубежья после отмены таможенных пошлин в рамках совместного с Россией и Казахстаном Таможенного союза. Именно введение Россией и Казахстаном пошлин на импорт нефти вынудило Беларусь в 2010 году искать альтернативу за пределами Союзного государства. И дружественная Минску Венесуэла согласилась поставлять нефть по морю через Одессу. Из Венесуэлы (читай Азербайджана) было условно ввезено в Беларусь за полгода 330 тыс. тонн нефти на $ 321,5 млн. Такие же данные по импорту из этого государства фигурировали в отчете Белстата за первое полугодие 2012 года.
Также, по данным Белстата, за 9 месяцев 2012 года среднеконтрактные цены на российскую нефть составили $ 396 за тонну, на венесуэльскую - $ 973 за тонну. При этом на нефть из России они по сравнению с 2011 годов снизились на 10,2%, а из Венесуэлы - выросли на 15,5%. Таким образом, российское сырьё обходилось дешевле в 2,5 раза. По этой же причине поставки в Белоруссию азербайджанской нефти в 2010 году составили только 1 млн. тонн, вместо запланированных 4 млн тонн. От очень дорогой альтернативы российской и казахстанской нефти пришлось отказаться.
Но фактически потребителем нефтепродуктов, сделанных в Белоруссии из нефти, которая прокачивалась через Украину (да и прочей) является… сама Украина. Белорусские нефтепродукты в 2012 году занимали четверть украинского рынка, а по некоторым их видам доля рынка достигает и 50%. По мнению украинских экспертов, белорусское топливо поступает в Украину по заниженным ценам вследствие льготной российской экспортной пошлины для стран Таможенного союза. Общий импорт нефтепродуктов из Беларуси в Украину в 2009-2011 гг. возрос на 64,8% (на 1,1 млн тонн) - до 2,8 млн тонн и доля постоянно возрастает.
Так, Украина в январе-июле 2013 года импортировала 3,01 млн. тонн нефтепродуктов на сумму $2,906 млрд., сообщает в августе статистика Министерства доходов и сборов Украины. Согласно информации ведомства, крупнейшими поставщиками нефтепродуктов в Украину за первые 7 месяцев 2013 года стали Беларусь – $1,346 млрд., Российская Федерация – $ 0,913 млрд., Литва – $ 0,337 млрд, Польша – $ 0,21 млрд, Румыния – $ 0,101 млрд. А всего Украина по итогам 2012 года импортировала нефтепродуктов из Беларуси, РФ, Литвы и других стран на общую сумму $8,839 млрд.
Импорт нефтепродуктов из Беларуси за 2012 год составил $ 3,726 млрд, из Российской Федерации – $ 1,631 млрд, из Литвы – $ 0,715 млрд., из других стран – $ 1,535 млрд. А чего еще остается делать Украине, если НПЗ Белоруссии получают в 2,5 раза более дешевый газ, чем их украинские коллеги-нефтепереработчики? За 2012 в Беларуси произвели 3,7295 млн тонн автобензина и 11,6665 млн тонн дизельного топлива. Так что возможно, что украинские урожаи сажаются тракторами и снимаются комбайнами именно на белорусской солярке… Кстати, трактора, как и множество прочей сельхозтехники на полях Украины тоже имеют белорусское происхождение.
Нам электричество пахать и сеять будет…
Беларусь в январе-августе 2013 года импортировала 2,13 млрд кВт-ч украинской электроэнергии, что на 20,6% (на 522,8 млн кВт-ч) меньше, чем за восемь месяцев прошлого 2012 года. А за весь 2012 года в Белоруссии произвели 30,8 млрд кВт-ч электроэнергии. Иными словами, можно сказать, что доля импорта электроэнергии из Украины – это примерно 10% от общегодовых объемов выработки электроэнергии в Беларуси.
По данным Держкомстата и Минтопэнерго, Украина в 2012 году увеличила экспорт электроэнергии на 51,5% (на 3,31 млрд кВт-ч) по сравнению с 2011 годом — до 9,75 млрд кВт-ч. И примерно где-то треть этого количества – это доля Беларуси. Для сравнения с этими цифрами, напомню, что в 2011 году показатель экспорта Украиной электроэнергии составил 6,4 млрд кВт-ч, в 2010 — 4,2 млрд, в 2009 — 4,1 млрд кВт-ч, в 2008 — 7,9 млрд кВт-ч, в 2007 — 9,2 млрд кВт-ч, в 2006 — 10,4 млрд кВт-ч, в 2005 — 8,4 млрд кВт-ч.
По данным Гостаможслужбы, в денежном выражении Украина в 2012 году экспортировала электроэнергию на $ 574,8 млн. Больше всего – в Беларусь — на $ 231,4 млн. Для сравнения – в прошлом, 212 году в другие страны было экспортированного украинской электроэнергии: Венгрию — на $ 224,3 млн, Румынию — на $9,9 млн, Словакию — на $ 5,8 млн, Польшу — на $ 50,7 млн, Молдову — на $ 52,7 млн. С апреля 2012 года украинская электроэнергия для экспорта во всех направлениях на основании решений правительства приобретается на оптовом энергорынке страны по более низким ценам (оптовая рыночная цена без учета дотационных сертификатов), чем ее покупает большая часть украинских промышленных потребителей. А они, напомню, конкурируют на внутреннем рынке Украины, с белорусским импортом.
Основным экспортером украинской электроэнергии в 2011-2012 года являются компании «ДТЭК Востокэнерго» и «ДТЭК Пауэр Трейд». В 2013 году, как и в предыдущие два года, ДТЭК получил монопольное право экспорта электроэнергии в страны Европы. Но фактически (по проводам линий электропередач (ЛЭП)) к нашим северным соседям идет ток, выработанный на Ровенской и Хмельницкой АЭС, которые не имеют в западном регионе Украины крупных промышленных потребителей с постоянной нагрузкой. Вот такой чистый бизнес-прагматизм. Правда, прибыль в этой схеме имеет не «Энергоатом», а указанные выше компании ДТЭК – но это чисто внутреннее дело Украины.
В Европу… по Днепру и его притокам – через Беларусь
Беларусь – несмотря на ее размеры – крупнейшая речная держава. Через ее реки – можно выйти и в Балтийское и в Черное море. Например, через Припять и Днепро-Бугский (реки Пина-Западный Буг) канал можно выйти на польскую Вислу а по ней – в Гданьск на Балтике. Впрочем, притоки Вислы (Варта) соединены системой каналов с Одрой – тот с Эльбой (Лабой) – та с Майном. А река Майн может вывести на Рейн или Дунай – см. система каналов Дунай-Майн-Рейн. Небольшое грузовое судно может из белорусского Брагина на Днепре недалеко от устья Припяти уйти по этим каналам и рекам много куда – хоть в нидерландский мега-порт Роттердам или в немецкий Гамбург. Ну а, спустившись по Днепру – можно выйти в порты Черного моря или пройдя вдоль побережья Украины подняться судном по Дунаю. Можно и ходить по Черному морю через проливы Босфор и Дарданеллы в Средиземное море. В общем, речной транзит грузов – еще один способ зарабатывать для Беларуси. Не верите? Цитирую новость от ноября прошлого года:
Турецкая компания планирует построить в Беларуси речной порт, сообщил 22 ноября 2012 года министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак.
"У нас есть планы и заключен инвестиционный договор с турецкой компанией о строительстве в самой южной точке Беларуси порта. Если он появится, мы сможем работать с судами "река-море". То есть судно (принадлежащее либо инвестору, либо нашему госпредприятию) сможет перевозить грузы и по Средиземному морю без перегруза", — сказал Сивак в ходе онлайн-конференции на сайте государственного информагентства БелТА.
По его словам, Беларусь только начала заниматься международными водными грузоперевозками. За границей этот бизнес конкурентоспособен. "Наши буксиры пока не могут ходить ниже Киева. Есть определенные требования, соответствие им упирается в определенные ресурсы, нужны инвестиции", — сказал министр.
Если говорить о внутренних перевозках по воде, то, по словам Сивака, их развитие напрямую связано с тарифами на перевозки железнодорожным транспортом. "Низкие железнодорожные тарифы внутри республики не дают развиваться этому водному транспорту. Существуют планы, что с 1 января выровняются внутриреспубликанские тарифы на железнодорожные перевозки с экспортно-импортными. Если это произойдет, то такие изменения создадут основу экономики для развития водного транспорта. А поскольку здесь, как на железной дороге, идет перекрестное субсидирование грузоперевозками пассажирских перевозок, то это может дать толчок и для перевозки пассажиров водным транспортом. Тот, кто будет заниматься грузоперевозками, сможет содержать состав и для пассажироперевозок, искать клиентскую базу, открывать маршруты", — отметил министр транспорта.
Как сообщалось ранее – 14 ноября 2011 года Минтранс Беларуси и турецкая компания "ТДМР ДЫШ Тиджарет Текстиль Санайи" подписали в Минске инвестиционный договор, предусматривающий реализацию проекта по строительству и эксплуатации речного терминала и портопункта на реке Днепр.
Новый речпорт предполагается построить в Брагинском районе Гомельской области, где для него уже выделены два участка в районе села Нижние Жары. В соответствии с договором, на этих участках планируется строительство терминалов для перевалки различных видов грузов — навалочных грузов, нефтегрузов, в перспективе — сжиженного газа. Объем инвестиций на момент подписания договора составлял не менее 60 млрд. белорусских рублей, или около $ 10 млн. Срок реализации проекта — три-четыре года. В рамках реализации проектов в республике зарегистрированы два совместных предприятия: созданное с участием РТУП "Белорусское речное пароходство" СООО "БелФораТранс" и СООО "БелФора-Терминал". Основной деятельностью предприятия "БелФораТранс" будет строительство новых судов на производственных мощностях Речицкого судостроительно-судоремонтного завода. СООО "БелФора-Терминал" станет основным исполнителем договоренностей по строительству портового терминала, закрепленных в инвестиционном договоре.
Отличительной особенностью нового порта станет его способность принимать суда с гораздо большей грузоподъемностью по сравнению с другими портами. Порт будет расположен у села Нижние Жары на белорусском берегу Киевского водохранилища, которое достаточно глубокое для судов типа «река-море».
Всего в Беларуси сегодня насчитывается десять речных портов — в Бресте, Пинске, Микашевичах, Мозыре, Речице, Гомеле, Бобруйске, Могилеве, Витебске и Гродно.
Увы, но этот порт мог бы быть построен и в Киеве – но свои шансы поучаствовать в речном транзите для Беларуси Украина как-то не использовала. Да и новые суда украинской постройки типа «река-море» тут бы сильно пригодились – но их будут строить в Речице.. Но не получилось у нас пока с участием в этом проекте – для украинской стороны остается лишь возможность получать за прохождение судов всякие навигационные, лоцманские, портовые и шлюзовые и прочие сборы.
Азаров-Лукашенко: ассоциация с ЕС не закрывает для Украины ТС
Итак, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко считает, что Таможенный союз и Украина найдут некую новую взаимовыгодную формулу сотрудничества двух стран после заключения Украиной соглашения с ЕС об ассоциации. Об этом глава Беларуси заявил 7 октября на встрече с премьер-министром Украины Николаем Азаровым. Следует учесть, что 4 октября Лукашенко встречался с главой другого государства-члена ТС – Назарбаевым и это не только его мнение.
Александр Лукашенко назвал проблему отношений Украины-ТС слишком политизированной. «Мы сами себя загнали непонятно куда. Всегда надо исходить из реалий. То, что Украина подписывает соглашение об ассоциации с Европейским союзом, это уже практически свершившийся факт, если верить заявлениям из Брюсселя и Киева. Поэтому нам тоже надо к этому подходить таким образом, что Украина как суверенное, независимое государство выбрала такой путь и решила заключить это соглашение»
По словам Лукашенко – выбор Украины не является окончательным: «Если говорить откровенно, то в этом шаге в направлении сотрудничества с Европейским союзом я не вижу никаких проблем. Важно, чтобы само соглашение и последующее не закрывало для Украины сотрудничество с Единым экономическим пространством и Таможенным союзом»
Лукашенко считает, что нужно выждать и посмотреть, как пойдет сотрудничество Украины и Ассоциации и ЗСТ с Евросоюзом: «Если Таможенный союз будут удовлетворять украинские предложения, мы пойдем навстречу, если они будут ущербными и будет перекос в сторону Евросоюза, то, конечно, ни Россия, ни Казахстан, ни Беларусь на это не пойдут. А если и пойдут, то на основании каких-то компромиссов. Хотим мы этого или не хотим, но нам уже приходится жить в определенных реалиях и, исходя из этого, выстраивать нашу общую политику. Как бы Украина себя ни повела, даже если она в НАТО вступит, все равно мы вынуждены искать отношения с Украиной, мы просто обречены на это по многим причинам. Нам очень хотелось бы, чтобы Украина была в Едином экономическом пространстве, будущем Евразийском союзе на равноправной основе, чтобы были единые правила, которые признаются всеми государствами. Думаю, мы найдем некую формулу, чтобы мы были вместе, ни в коем случае не разошлись».
Лукашенко, как и все главы страны-членов ТС уважают свободу выбора Украины своей стратегии развития экономики и политики: «Мы не считаем Украину чужой республикой. Мы хотели бы, чтобы она была не просто рядом, а вместе с нами во всех интеграционных образованиях. Но право Украины выбирать, в каком направлении двигаться, а наше - считаться с правом Украины и понимать, что это суверенное независимое государство. Поэтому в ближайшее время нам предстоит пройти очень большой путь по поиску нормального сотрудничества с Украиной. Мы это прекрасно понимаем. "Мы" - это члены Таможенного союза» – подчеркнул Лукашенко, добавив, что он говорит не от себя лично – а от имени и по поручению.
А вот в свою очередь премьер-министр Украины Николай Азаров отметил, что Украина заинтересована в сотрудничестве – как с ЕС, так и с Таможенным союзом – иными словами торговать товарами и услугами везде, где только можно.
Николай Азаров сказал: «Нам предстоит пройти достаточно сложный путь. Мы взяли на себя большие обязательства. Мы их будем выполнять для себя, а не для кого-то. Поэтому мы будем исходить из того, что нам очень важно иметь зону свободной торговли с ЕС и не менее важно иметь нормальные взаимоотношения, зону свободной торговли с Таможенным союзом, участвовать в интеграционных процессах, в Едином экономическом пространстве". Азаров озвучил цифру, что товарооборот Украины со странами-членами Таможенного союза составляет около $65 млрд., но Украины планирует расширить товарооборот и со странами ЕС, да и всеми, с кем только можно, на всем земном шаре. Премьер-министр считает, что: «Мы не противопоставляем одно другому (ТС и ЕС), а напротив, хотим найти и находим гармоничное сочетание тех возможностей, которые предоставляются для развития экономики – как на Западе, так и на Востоке».
Грубо говоря, глава Кабмина Украины хочет найти свободный доступ на ЛЮБЫЕ рынки для украинских товаров и услуг. Но аналогичными вещами занимается с 1994 года и Александр Лукашенко с белорусскими товарами и услугами. И в итоге: у него пока успехов во внешней торговле намного больше, чем у Украины – но вот рынок Евросоюзадля белорусских товаровсегодня почти закрыт. Но можно ли его открыть с помощью ассоциированной туда Украины – вот каков главный ключевой вопрос для Лукашенко?
А впрочем, может такие результаты экономической политики Украины лишь фактор времени – ведь Азаров у нас премьер-министр лишь три с половиной года – ну а опыт развития экономики – дело наживное, если смотреть на Лукшенко и его экономическую политику?
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Евгений Морин
Последние новости