«Мы еще не перешли черту, за которой можно сказать, что наша энергосистема развалилась, но активно к ней приближаемся»
13.11.2013 08:00
В последнее время в прессе то и дело появляются противоречивые сообщения, связанные с началом отопительного сезона. В конце августа появилась новость о том, что из-за задолженности предприятий подготовка к нему находится под угрозой срыва. А 6 сентября министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий заявил, что Украина на начало сентября накопила в подземных хранилищах 12,2 миллиарда кубометров газа. Из них примерно 5,8 миллиарда кубов газа собственной добычи. «Таким образом, к отопительному сезону мы полностью готовы», - заявил Ставицкий. Казалось бы – все нормально. И вдруг 9 сентября директор института энергетических исследований Дмитрий Марунич сообщает, что отопительный сезон может начаться с опозданием из-за задолженности "Укрэнерго". А 9 ноября Украина полностью отказывается от закупки природного газа у Газпрома. Судя по сообщениям, дополнительные объемы газа закупаться не будут как минимум до конца этого года. О том, чего бояться и на что надеяться украинцам этой зимой, интернет-изданию Новости Украины – From-UA рассказал заместитель генерального директора Центра исследований энергетики (EIR Center) Вадим Гламаздин.Новости Украины – From-UA: – Вадим, здравствуйте! У Вас, как у эксперта, хотелось бы поинтересоваться, существует ли все же опасность срыва отопительного сезона в Украине?
Вадим Гламаздин: – Отопительный сезон в нашей стране – это не чисто техническое или экономическое мероприятие, а комплексное и, в не меньшей степени, политическое. Положа руку на сердце, могу сказать, что, несмотря на задолженность (которая никуда не денется, никто ее не оплатит за 2 недели), отопительный сезон так или иначе начнется. Другое дело, что и качество услуг, и количество подаваемого тепла может быть ниже. Конечно, газ предприятиям Теплокоммунэнерго не отключат полностью, но могут сократить поставки.
Соответственно, количество тепла, которое они смогут подать, будет меньше, чем обычно. Такое может произойти, но по целому ряду причин, и в первую очередь по причинам, не связанным с техникой и экономикой, но топить все-таки будут.
Новости Украины – From-UA: – В Украине основным топливом является газ, как известно. А есть ли какие-то альтернативы? Какие еще виды топлива можно использовать?
Вадим Гламаздин: – Альтернативы, конечно, всегда есть. Другое дело, что для использования альтернативных видов топлива необходимо провести полную модернизацию всей системы теплоснабжения. Специфика конструкции газового котла такая, что, кроме газа, более-менее беспроблемно можно использовать разве что жидкое топливо – мазут. С учетом того, что он еще дороже газа, вряд ли это будет возможно в газовых котельных, тем более в том состоянии, в котором они находятся сейчас. Если провести модернизацию, можно было бы переводить котельные на другое топливо, вариантов есть масса. Но, к сожалению, таких работ в Украине ведется крайне мало.
Новости Украины – From-UA: – А в перспективе планируется такой переход?
Вадим Гламаздин: – С точки зрения здравого смысла, как и с экономической, это делать надо. И есть надежда, что это будет делаться. Более того, определенные шаги в этом направлении задекларированы. Существует Энергетическая стратегия, которая пока официально не вышла в свет. В последних версиях, которые обсуждаются Кабмином и экспертами, задекларировано движение в эту сторону. Насколько оно будет быстрым и всеобъемлющим, сказать сложно: нужна определенная поддержка со стороны государства, нужна административная воля государства. Но, в принципе, это можно сделать. Сегодня достаточно сложно спрогнозировать, как, когда и в каких объемах, потому что государство самостоятельно провести модернизацию не сможет. Даже при всем его желании, на это нет денег. Будут привлекать частных инвесторов, есть региональные программы, направленные на это. Есть декларации о поддержке на центральном уровне. Так что шансы и надежды остаются, люди, которые занимаются этим, работают, но пока медленно и не очень эффективно.
Новости Украины – From-UA: – Как Вы считаете, такой переход как-то скажется на счетах простых граждан за отопление?
Вадим Гламаздин: – В сторону уменьшения не скажется. По той простой причине, что сегодня население Украины платит за теплоснабжение меньше, чем тепло реально стоит. Выработка, производство тепла, которое потребляется, которое приходит к нам в отопительные системы в виде горячей воды, стоит дороже, чем платят за него рядовые граждане. Поэтому говорить, что при переходе на альтернативное топливо теплоснабжение станет еще дешевле, нельзя. Другое дело, что появится шанс сократить те долги, которые есть сегодня у бюджета перед организациями Теплокоммунэнерго, и навсегда закрыть вопрос, начнется ли следующий отопительный сезон и хватит ли нам газа.
Новости Украины – From-UA: – Если стоимость возрастет, нет ли риска, что народ из-за дороговизны станет массово переходить на альтернативные индивидуальные источники отопления?
Вадим Гламаздин: – В многоэтажных домах никакого массового перехода на нецентральное отопление (неважно, на газовое или на не газовое) невозможно по многим причинам. Начиная с того, что это просто опасно для здоровья (если поставить даже хороший газовый котел в многоэтажном доме, то есть все шансы отравить соседей угарным газом), и заканчивая тем, что переход на индивидуальное отопление может быть просто невыгодным. Кто вам сказал, что газ будет стоить, как и раньше? Газ сейчас тоже стоит ниже своей реальной цены для населения. Это цена, дотируемая правительством, которое, кстати, тоже много должно газоснабжающим организациям за компенсацию цены газа для населения. Такая ситуация вечно продолжаться не будет. Электрокотлы тоже не станут выходом из ситуации, потому что существующие электрические сети просто не в состоянии пропустить нужное для этого количество электроэнергии. Какие еще есть варианты индивидуального отопления? Поставить в многоэтажном доме буржуйку, носить уголь? Это сложно себе представить…
Поэтому массового перехода на индивидуальное отопление в многоэтажных домах в городах с максимальной долей вероятности не будет. В сельской местности и так отапливаются кто чем может. Для них разумно было бы перейти с газа на другие виды топлива, но только если у них будет достаточно денег на замену оборудования.
Новости Украины – From-UA: – Вадим, хотелось бы еще затронуть тему электроснабжения, раз уж мы заговорили об электросетях. Ведь этот вопрос не менее важен в преддверии зимнего сезона. Повышенные нагрузки на энергосистему неизбежны. Помнится, на круглом столе, посвященном готовности к зиме (ранее интернет-издание Новости Украины – From-UA сообщало, что 07.08.13 проходил круглый стол на тему «Выдержит ли украинская энергосистема эту зиму?» - Прим. ред.), Вы говорили, что 63 % установленных мощностей Украины – тепловая генерация, причем большинство энергоблоков находятся на грани ресурса физического износа, и более 60 процентов уже перешагнули эту черту. Существует ли опасность аварий в период отопительного сезона? Вызовет ли это перебои электроэнергии?
Вадим Гламаздин: – Электроэнергию можно производить разными способами – на атомных станциях, на тепловых, на гидроэлектростанциях. Действительно, из всего производства электроэнергии в Украине 63 % установленных мощностей – тепловые станции. И если они начнут выходить из строя, с максимальной долей вероятности можно сказать – да, это вызовет перебои. Система не настолько хорошо сбалансирована и зарезервирована. Есть проблемы с передачей мощностей из одних регионов в другие, особенно в центрах повышенного потребления — в Донбасском регионе или в Киевском. Там технические перебои, если они случатся, ощущаться будут. Конечно, этого желательно не допустить.
По информации, которую мы получаем от экспертов рынка, в рамках бюджетов, имеющихся в генерирующих компаниях, они все-таки проводят основные мероприятия, максимум того, что могут. Сказать однозначно, что мы зимой останемся без света, наверно, будет не совсем корректно.
Другое дело, что у нас есть большие проблемы на распределительных сетях, то есть на тех проводах, по которым электроэнергия приходит в наши дома. И вот тут ситуация отнюдь не такая оптимистичная, как говорят представители энергоснабжающих компаний. Некоторые из них вкладывают в развитие распредсетей, некоторые — нет, потому что средств на инвестирование не хватает. У нас практически нет резервных сетей, поэтому именно тут максимальная вероятность, что проблемы будут, особенно в труднодоступных населенных пунктах.
Новости Украины – From-UA: – Будут в случае аномальных холодов?
Вадим Гламаздин: – Не обязательно. Достаточно пойти обильному снегу, повалить пару-тройку деревьев на провода. Без света может остаться большое количество населенных пунктов в зависимости от того, где это случилось. Если раньше, еще во времена СССР, когда система создавалась, и еще в начале нашей независимости энергоснабжение было достаточно хорошо зарезервировано – к каждому населенному пункту шло, как правило, более одной ветки электроэнергии. Если одна рвалась, то можно было подавать энергию по другой ветке, пока эту чинили. Сегодня же, по разным причинам, начиная с банального воровства в 90-х годах, мы пришли к тому, что ко многим населенным пунктам идет одна-единственная ветка. Если что-то случается, то это автоматически оставляет населенный пункт без электроснабжения. А сроки ремонта зависят от многих факторов. Если эта ветка упала где-то в заснеженном яру, куда и на БТР не доедешь, то вы понимаете, насколько все может затянуться.
Новости Украины – From-UA: – И что же людям делать в такой ситуации?
Вадим Гламаздин: – Что тут сделаешь… Только надеяться на лучшее. К сожалению, сегодня сказать что-то более оптимистичное сложно, потому что энергоснабжающие компании действительно имеют дефицит средств, это связано со многими причинами, включая, в первую очередь, абсолютно несбалансированные тарифы и огромные долги из госбюджета, в том числе за энергоснабжение. Денег нет, развивать сети, по большому счету, не за что. В пределах тех бюджетов, которые у них есть, они делают какие-то аварийные запасы. Но вы же понимаете, что аварийный запас аварийным запасом, а если случится ситуация, о которой я сказал выше, то, имея и желание, и запчасти, чтобы починить, но не имея возможности добраться до места повреждения – все равно ничего компании не сделают. Поэтому можно только надеяться на то, что погода не сильно попортит жизнь.
Новости Украины – From-UA: – Вадим, а в перспективе планируется ли в Украине полный переход на менее затратные в обслуживании, более производительные, но и более опасные атомные станции?
Вадим Гламаздин: – В первую очередь это не очень возможно технически. Энергосистема – это живой организм, который постоянно меняется. Энергопотребление меняется в течение суток достаточно сильно: есть часы пиковых нагрузок, когда максимум потребителей берет электричество из сети – это утро, вечер. Есть часы провала – ночью, когда большинство народа спит и потребляется минимум электроэнергии. Ввиду технических особенностей генерирующих мощностей эта разница между пиком и провалом может покрываться так называемыми маневренными станциями. В период малого энергопотребления часть генерирующих мощностей надо выключить, потому что девать избыток электроэнергии некуда. Мы не подключены к европейской системе, куда можно было бы выдавать излишки электроэнергии, у нас нет внутренних резервов регулирования нагрузки, поэтому приходится «тушить» мощности. А когда происходит пиковая нагрузка, их приходится срочно запускать, чтобы всем хватило электроэнергии. С атомными станциями это практически невозможно.
Кроме того, работающая атомная станция действительно существенно дешевле в эксплуатации, но вот построить ее все-таки в разы дороже, чем тепловую. И уже тем более в десятки раз дороже, чем уже существующую тепловую станцию отремонтировать. Поэтому при всем желании покрыть максимум нагрузки за счет атомной генерации ни у кого нет на данный момент финансовых ресурсов для того, чтобы построить столько атомных станций.
Плюс не надо забывать о потенциальных экологических угрозах. Как бы там ни было, хоть атомная энергия и является объективно самой чистой электроэнергией, потенциальные опасности есть. И если что-то сделать неправильно или если случится какая-то природная катастрофа, как это произошло в Японии, то поломаться может любая станция, даже самая лучшая. Что случается, если происходит авария на АЭС, мы и сами знаем после Чернобыля. Кроме того, надо понимать, что на сегодняшний день Украина не обеспечивает сама себя атомным топливом. Мы покупаем топливо в России, а это в нынешних реалиях тоже большая стратегическая угроза. Правда, потихонечку Украина идет к тому, чтобы наладить у себя производство атомного топлива. Вот когда это случится, тогда можно будет говорить о каком-то переходе, но все равно не стопроцентном.
Новости Украины – From-UA: – Из нашей с Вами беседы, Вадим, становится понятно, что ситуация не очень оптимистичная как с тепло-, так и с электроснабжением в Украине…
Вадим Гламаздин: – Да, пока, к сожалению, не получится сказать, что-то оптимистичное. Но и совсем катастрофичной ситуацию назвать тоже нельзя. Мы пока еще способны производить достаточное количество электроэнергии и не перешли черту, за которой придется сказать, что все, наша энергосистема развалилась, и теперь мы будем экспортировать еще и электроэнергию. Вот если это произойдет, не дай Бог, тогда нашей экономике конец.
Мы, правда, к этой черте достаточно активно приближаемся. И если прямо сейчас не начать что-то делать, то все шансы ее пересечь есть…
Только экстренная и самая важная информация на нашем
Telegram-канале
Александра Кошурникова
Последние новости