Языковой бардак в головах украинцев
«Наш язык – это важнейшая часть нашего
общего поведения в жизни. И по тому, как человек
говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с
кем мы имеем дело: мы можем определить степень
интеллектуальности человека, степень его
психологической уравновешенности…»
Д.С. Лихачёв
Частенько можно слышать, как ругают современный язык общения. Он-де и упрощенный, и безграмотный, и слова-то используются слизанные из международного английского… Да и вообще, культура общения в наше время сильно пострадала, сетуют поборники лингвистической чистоты. Про подростков вообще речи нет. Жуткий суржик и безграмотность!
Что же происходит на сегодняшний день с языком (или даже вернее – с языками) общения в Украине? Почему это с ним происходит и – главное – к чему оно приведет?
Давайте попробуем разобраться.
Причина первая, прогрессивная
Еще совсем недавно – в историческом масштабе, конечно – некоторые из привычных нам сегодня понятий и явлений не существовали. Вообще. Например, представьте себе двадцать лет назад человека, который идет по улице и разговаривает, спорит, смеется сам с собой. Активно жестикулирует. Что бы мы подумали? Ну, не в себе человек, бывает. А теперь нам сразу понятно, что у товарища блютуз в ухе и общается он с вполне реальным собеседником. А то и с несколькими.
Или, скажем, интернет. Все эти социальные сети, чаты, мессенджеры, куда переместилась практически вся наша личная и общественная жизнь… Могли ли мы раньше представить (вопрос к тем, кто помнит доинтернетную эпоху, конечно) что весело провести время с друзьями можно не отходя от компьютера? А еще пообщаться, подсобрать материал для исследования, написать письма – личные и деловые, найти редкий рецепт, узнать счет последнего матча, обсудить отель, в котором собираешься остановиться, посмотреть фотографии друзей из поездки… Да что там, даже повидаться с родственниками, живущими за несколько тысяч километров. И все это – не только не выходя из дома, а – буквально не поднимая пятую точку от кресла.
Вместе с глобальными изменениями и явлениями в нашу жизнь неизбежно приходят новые слова и выражения, язык реагирует и подстраивается под новую реальность.
Так было всегда, только скорость появления изменений резко выросла. Раньше на то, чтобы влиться в язык словам и понятиям требовались десятилетия – люди успевали привыкнуть к ним. А теперь новые типы действий и характеристики предметов возникают мгновенно и буквально сметают привычный нам язык, заменяя его чем-то другим, непонятным и неудобоваримым.
Можно воспринимать это как плату за технический прогресс, если угодно.
Однако многие, безусловно грамотные люди, думают, что валить все на интернет и прочие технические новинки – бессмысленно. Евгений Магда, политический эксперт, журналист и преподаватель КНУ им. Шевченко считает, что грамотность – личное дело каждого: «Вы сами для себя выбираете, общаясь с контактами в социальной сети или в электронных письмах, язык: или так называемый «олбанский» язык «падонкофф», или грамотный русский, или грамотный украинский, или грамотный английский, или тот, которым вы владеете. Я не думаю, что интернет можно во всем обвинить. Так мы дойдем до того, что обвиним Леонардо да Винчи, Джордано Бруно или других столпов науки. Давайте также будем сетовать на то, что был изобретен мобильный телефон, ПК и так далее – если использовать такую аргументацию, то это путь в никуда. У нас должна быть четкая позиция внутреннего осознания: если человек сам понимает, что он хочет быть грамотным, он будет таковым, у него для этого сегодня есть много объективных возможностей. Но темпоритм жизни становится таким стремительным, что молодые люди зачастую идут по пути наименьшего сопротивления, а это, опять-таки, путь в никуда».
От себя добавим – и не только молодые. Стремление идти по пути наименьшего сопротивления вообще характерно для человечества.
Причина вторая, билингвально-образовательная
В Украине есть и еще один фактор, влияющий на разговорный язык. Этот фактор – двуязычие. Несмотря на то, что многие отказываются признавать факт его существования, оно все-таки есть. И влияет на речь. Просто потому, что языки неизбежно проникают один в другой и образуют тот самый суржик, который так ненавидят интеллигенты и борцы за чистоту как одного, так и другого языков.
Притом сами борцы в ежедневной речи пользуются иногда смесью украинского с русским – исключительно сознательно, разумеется, исключительно с иронией, но тем не менее.
Многие находят в факте двуязычия даже плюсы. Например, Михаил Кухар, журналист, экономист и бывший главный редактор журнала «Мысль» считает, что поголовное владение русским можно отнести к безусловным козырям украинцев:
«К счастью, мы живем в стране, где сто процентов населения владеет одним из пяти мировых языков – русским. Это огромное конкурентное преимущество нашей страны. Перед нами открыта вся литература, все передовые научные достижения – потому что все переводится на мировые языки. На такие, как мой родной украинский, например, не все переводится. Например, научная литература по финансам, которая, скажем, мне нужна – на украинском нет. Большинство учебников в своей жизни я прочел на русском языке.
Если бы я родился в Албании или в Чехии – я не прочел бы даже и половины этих книг, мне для этого пришлось бы учить испанский или английский. А наше население, к счастью, включая молодежь ровенской, житомирской и львовской областей – на сто процентов владеет одним из мировых языков. Русским.
А в школах, слава Богу, сохраняется украинский язык – в том смысле, что детей учат государственному языку с первого класса. Это самое главное».
Безусловно, все было бы именно так, если бы не одно но. То, как учат в школах, оставляет желать много лучшего. То есть, ни одного, ни второго языка выпускники, как правило, не знают. А знают нечто среднее, чем привыкли пользоваться для общения – в том числе и с учителями. О причинах мы рассуждали уже не раз – это и уровень самих преподавателей в школах, и тот же интернет, и отсутствие привычки к чтению. Последняя причина действительно важна – чтение становится анахронизмом, как и бумажные книги. Евгений Магда считает: «Существует определенная сложность в том, что молодые люди не говорят и не пишут грамотно ни на русском, ни на украинском языке. Молодежь стала меньше читать. Появилось больше соблазнов – интернет, социальные сети, десятки телевизионных каналов».
И если раньше чтение книг поневоле заставляло запоминать, как пишутся слова, как складывается литературная речь, то теперь каждый из перечисленных источников способствует распространению безграмотности. Она подсознательно интегрируется в мозг потребителя информации. Если по телевизору говорят «звОнит», «одеть пальто» и так далее, то откуда молодой человек должен знать, что это неправильно? Особенно, если этого не знает даже его преподаватель….
СМИ, которые должны бы, кажется подавать пример литературной речи, не стараются поднять уровень грамотности, а скорее опускаются до привычного читателям и зрителям. Не все, конечно. Но тенденция просматривается. А причины безграмотности журналистов все те же – выросло поколение, некритично относящееся к собственной речи, привыкшее сокращать, использовать «олбанский» и вообще – всячески играться с языком и словообразованием.
Но тут мы подходим к следующей причине происходящего с речью.
Причина третья, нравственная
По словам французского поэта Пьера Жана Беранже, язык – это душа народа. Если судить о душе нашего народа по языку, то что-то неприглядное вырисовывается…
Язык показывает, что происходит с обществом. Чем примитивнее становится речь, чем больше в ней американизмов, упрощений, примитивизмов – тем сильнее видна нравственная деградация общества. Более того. Происходящее с речью народа не только отражает процессы, но и усугубляет их. Получается замкнутый круг: нравственная деградация вызывает упрощение речи, которое в свою очередь способствует нравственной деградации.
Академик Виталий Костомаров, президент Государственного института русского языка имени Пушкина, доктор филологических наук, профессор, пишет:
«Инициаторами более свободного обращения с языком выступают сейчас ... достаточно грамотные люди – журналисты и иные профессионалы пера».
Если подумать и сравнить уровень, например дикторов советского телевидения и ведущих современных программ, различие в уровне их подготовки очевидно. То, за что диктора центрального телевидения могли уволить – у нас часто просто не замечают: неправильные ударения, слова-паразиты, построение фраз, даже ненормативная лексика. Теперь это называется «авторским стилем». А ведь давно доказано, что ненормативная лексика и даже ее эвфемизмы влияют не только на речь, но и на поведение людей. Этот эффект отлично используется в нейролингвистическом программировании.
И нельзя исключать тот факт, что толерантное отношение к случаям насилия в обществе тоже связано с безграмотностью – пусть не прямо, но это ветки одного дерева. Отсутствие привычки к анализу и рефлексии, сон разума, порождает тех самых чудовищ, которые готовы идти убивать под лозунги и оправдывать любое преступление высокой целью. И уже богатая речь становится просто ненужной. Зачем, когда для понимания команд достаточно выучить команды?
Ситуация закольцовывается как змея, пожирающая собственный хвост.
А вы говорите – «авторский стиль»…
Причина четвертая, биохимически-магическая
Давайте представим на минуту, что дело не только в НЛП. Что некое магическое влияние имеет каждое слово. Многочисленные экстрасенсы и эзотерики давно считают, что слова обладают волшебным свойством формировать личность, влиять на поведение и здоровье.
Или не волшебным – как посмотреть. Ведь не только мистики, но и исследователи-языковеды утверждают, что сам язык способен влиять на реальность, на характер и самосознание человека, формировать образ мыслей и сам тип мышления. А врачи и биологи – что заговоры и магические слова работают. Об этом говорят уже вполне серьезные ученые из разных стран. Вячеслав Звонников, доктор медицинских наук, профессор, Эмото Массару, японский исследователь и многие другие говорят о том, что факт воздействия звуковых колебаний определенной частоты на человека неоспорим.
О наговорах на воду, которые изучает физика, тоже говорят не первый год: вода меняет структуру под воздействием слов. Причем, негативный заряд несет ненормативная лексика и ругательства. Возможно, и воздействие на человека связано с тем, что тело на 80 процентов состоит из воды? А может, с тем, что клетки человеческого организма – отдельные живые существа, пусть и примитивные.
Сейчас ученые доказывают воздействие слов и даже мыслей на здоровье – физическое и психическое – экспериментально, но сакральная способность некоторых слов разрушать человеческую энергетику, а других – наоборот, восстанавливать, известна с давних пор. Молитва исцеляет, а проклятие – убивает.
И сегодня тысячи людей свято верят в то, что словом можно убить. Или создать желаемую реальность. Или – нежелаемую, если поминать всуе не то, что нужно.
«Язык общения между людьми - не просто лингвистическое образование, сложившееся у данного этноса. Слово - ключ к Информационным Полям. …Грандиозное значение вербального уровня магии - это всем известные молитвы, мантры, заговоры... Простым набором слов в фразе можно организовать абсолютно несанкционированный выход через ИП в чужеродные эгрегориальные образования для неконтролируемого запуска в материализацию деструктивных для нашей цивилизации программ. Ведь мало кто из землян сможет понять, что случайно брошенная фраза может привести к глобальной катастрофе через тысячу лет!» (В. Рогожкин «Эниология»)
Вот вы смеетесь, а ведь доля истины в этом предположении есть. Мы уже видим разрушающее воздействие речи на нашу реальность. Так откуда же нам знать, что некий злой колдун или просто неумный человек тысячу лет назад не напророчил это все нам, нынешним? И что, мы нынешние, не пророчим что-то страшное нашим отдаленным потомкам? Сами того не понимая?
И отдельное значение сторонники этой мистической теории придают мату. Издавна считалась, что матерные ругательства используются для того, чтобы натравить на человека злых духов. А у нас сейчас эти слова служат частенько просто для связки слов в предложении. Вам, наверное, не раз и не два доводилось слышать, как общаются между матом собой, и даже с детьми, некоторые семейные пары. А потом удивляются – почему это счастья нет и дети такие, мм… неудачные…
Привет от Эллочки-людоедки
Вообще говоря, проблема языка не нова. Да, как ни странно, как ни удивительно, проблемы безграмотности поднимаются не впервые нашим поколением.
Знаменитый и выдающийся русский лингвист Лев Владимирович Щерба, специалист по общей лингвистике, русскому, славянским и французскому языкам, профессор Петроградского (Ленинградского) университета, академик АН СССР с 1943, который родился в 1880 в Петербурге, а умер в 1944, писал в 1923 году:
«Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, — значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приемных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части все обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрел совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что этот пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.
…Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе. Нельзя терпеть неграмотных чиновников, секретарей, машинисток, переписчиков и т. д., и т. д. И, конечно, по мере налаживания жизни, поднятие грамотности будет осуществляться самым безжалостным образом этой самой жизнью: плохо грамотных будут удалять со службы, а то и просто не принимать на службу; при прочих равных условиях предпочтение во всяких обстоятельствах будет даваться более грамотному и т. д., и т. д. Если мы не привьем детям грамотности, то мы не создадим общественно полезных работников и не исполним того, чего ожидают от нас жизнь и общество».
Да. А ведь те дети выросли эталоном грамотности, если сравнивать их с нынешними… Что ж, получается, деградация усугубляется с каждым поколением?
Наверное, не все так печально. Тенденция есть, но есть и исключения – читающие дети, грамотные подростки, ответственно подходящие к образованию молодые люди. Даже если вы их не видите на каждом шагу – они есть.
Правда, не совсем понятно, что будет с остальными – с теми, кто только лайкает посты и скроллит интернет-сайты. Кто говорит на суржике и – правда! – не понимает, что в этом ужасного. Искренне не знает – почему так плохо писать с ошибками, ругаться матом или смешивать несколько языков в этакий вавилонский винегрет. И зачем вообще придумали столько ненужных никому слов…
Но ведь Эллочки-людоедки всегда были, правда?