«Сумыхимпром» или «Сумыхимхлам»?!
В декабре этого года ПАО «Сумыхимпром» празднует юбилей. 60 лет назад был введен в эксплуатацию цех по производству серной кислоты №1 и получен первый продукт. Однако сегодня, судя по новому витку шумихи вокруг предприятия, более уместными будут не поздравления. Долгожданным подарком для коллектива сумского гиганта могло бы стать принципиальное решение со стороны государства, обладающего 100% акций ПАО, которое бы, наконец, определило его дальнейшую судьбу.
Суть проблемы
Если говорить коротко, то в последнее время ПАО «Сумыхимпром» переживает далеко не самые лучшие времена. В 2010 года на предприятии открыта процедура банкротства, с 2011 года действует режим санации. Причина, к сожалению, банальна. По данным собственника - ФГИУ, некогда флагман украинского химпрома с 2008 года генерирует исключительно убытки.
Эксперты указывают на несколько факторов, спровоцировавших возникновение проблем. Во-первых, на крайний износ производственных мощностей. В результате чего продукция с большим трудом выдерживает конкуренцию. Во-вторых, существует хроническая проблема с ценой на сырье и, как следствие, с его стабильным обеспечением. Газ и фосфаты приходится импортировать, и только ильменитовые месторождения находятся на территории Украины. В-третьих, не самая сбалансированная, мягко говоря, финансовая политика государственного руководства предприятия в середине нулевых годов. Тогда оно набрало кредитов на сумму, превышающую 300 млн долларов, что в конечном счете и стало основанием для открытия процедуры банкротства.
Но это, так сказать, предыстория вопроса. На сегодня имеем дополнительный ворох проблем, связанных с неопределенной позицией государства в отношении промышленных предприятий, находящихся в его собственности. С одной стороны, наблюдается явный дефицит финансов, не позволяющий вкладываться в модернизацию производства и гасить долги. С другой стороны, отсутствует политическая воля для принятия кардинального решения, которое бы позволило сдвинуть ситуацию с мертвой точки. В итоге «Сумыхимпром» с трудом на плаву, а его перспективы предельно туманны.
Заинтересованные стороны
Анализ со стороны показывает, что на данный момент вокруг «Сумыхимпром» сформировались три основные группы «по интересам».
Первую группу олицетворяют назначенные судом по рекомендации кредиторов арбитражные управляющие – Игорь Лазакович (профессиональный производственник-химик) и Роман Марченко (адвокат, старший партнер известной юрфирмы «Ильяшев и Партнеры»). Их задача вот уже четвертый год остается неизменной – всеми силами не допустить ликвидации ПАО. Суд по их ходатайству уже дважды продлевал срок санации предприятия, направленной на его сохранение в госсобственности как целостного имущественного комплекса. Это, в свою очередь, предусматривает сохранение рабочих мест, продолжение выплаты налогов и сборов в бюджет, попытки сокращения показателей убыточности.
И если судить по объективным выкладкам, кризисный менеджмент с поставленной задачей справляется в целом успешно. «Сумыхимпром» в январе-сентябре 2014 года сократили чистый убыток в 2,3 раза — до 59,08 млн грн, тогда как чистый доход вырос на 18,8% — до 1 млрд 408,258 млн грн. Налогов и сборов в бюджеты все уровней за три года перечислено на сумму, превышающую 300 млн. грн. Трудовой коллектив, насчитывающий более 4700 человек, работает без сокращений, задолженности по зарплате отсутствуют полностью. При этом не допущено продажи ни одного объекта основных фондов.
Вторую группу стихийно формируют банки-кредиторы, среди которых – ВАБанк, Брокбизнесбанк, Укрсоцбанк и другие. Главный интерес банкиров состоит в получении всех причитающихся выплат, включая тело кредита, пеней и штрафов, а также процентов, которые они продолжают насчитывать до сих пор.
Интересно, что руководство ПАО, после того, как была зафиксирована общая сумма долга, отказалось выплачивать новые проценты и воспротивилось передаче залогового имущества в счет долгов. Однако банки (отметим, кроме КБ «Надра») обжаловали решение управляющего санацией. И Верховный суд обязал ПАО продолжать насчитывать кабальные проценты по ранее осуществленным заимствованиям, - например, у Укрсоцбанка ставка сегодня – 44(!!)% годовых! Так на плечи завода разом легло дополнительно еще 300 млн гривен долга.
И, наконец, третья сторона заявила о своем наличии в августе этого года. Тогда в информационном пространстве засветилась так называемая Общественная рабочая группа по решению проблемных вопросов титановой отрасли Украины. Правда последующий ход событий показал, что все свои усилия эта группа сосредоточила исключительно вокруг сумского предприятия.
Ключевое требование этих «активистов» заключается в создании Межведомственной рабочей группы по восстановлению платеже способности ПАО «Сумыхимпром». Однако по прошествии трех месяцев так и осталось загадкой, чем может помочь ее создание предприятию, когда государство не имеет ресурсов ни для погашений долгов, ни для инвестиций в данный объект. В связи с чем и появились логичные версии, что за Общественной рабочей группой стоит некто, заинтересованный в получении контроля над «Сумыхимпром», что называется, «для себя».
Варианты решения
Как это ни странно, но вариантов решения не так уж и мало. Что является самым четким подтверждением того, что интрига вокруг предприятия возникла не на пустом месте. Правда, не все из имеющихся вариантов являются позитивными с точки зрения выживания самого ПАО «Сумыхимпром».
Вариант 1. Длительная санация за счет собственных ресурсов. Насколько болезненным и непростым является этот процесс, может по достоинству оценить каждый, кто сталкивался с проблемой погашения крупной кредитной задолженности без внешней помощи. Но при отсутствии иных опций именно за это проголосовали кредиторы на общем собрании 4-го декабря.
Вариант 2. Пойти на поводу у требований банков-кредиторов и позволить им «раздерибанить» залоговое имущество. Очевидно, что в этом случае предприятие будет уничтожено буквально физически, а потом и ликвидировано в юридическом плане.
Вариант 3. Таки создать некую Межведомственную группу, которая возьмет на себя ответственность за «Сумыхимпром». Однако с этим предложением явно не согласятся кредиторы. В результате практически гарантированновый виток судебных разбирательств, чреватый полным параличом предприятия. Да и конечная польза от такого решения более чем сомнительна. Как мы уже говорили, средств у государства все равно нет. К тому же помогать заходу на объект каких-то мутных рейдеров под видом Межведомственной группы – это значит портить себе репутацию не только в глазах потенциальных инвесторов, но и всей Европы. Куда мы ныне вроде бы так стремимся.
Вариант 4. Объявить приватизационный конкурс и избавиться от «проблемного объекта». Политически рискованно, так как можно в очередной раз нарваться на обвинение в обслуживании интересов крупного капитала. Но экономически оправданно, так как это даст не только пополнение госбюджета, но и в случае качественно выписанных инвестобязательств – рост инвестиций и налоговых поступлений. Не говоря уже о том, что, пожалуй, только этот вариант дает гарантии сохранения и дальнейшего развития «Сумыхимпрома». Что критично важно для самих Сум, для которых данное предприятие является фактически градообразующим.
Таким образом, представляется, что по большому счету суть нынешнего выбора, перед которым стоят Кабмин и Фонд госимущества, сводится к известной конструкции. А выглядит она так: «ликвидировать нельзя приватизировать». Вопрос, где поставить запятую? Но делая выбор, следует четко понимать, что в одном случае государство сохранит «Сумыхимпром» как промышленный объект, в другом – попросту превратит его в «Сумыхимхлам».