Выбор Украины: не война, так Чернобыль?
Что делает с нами рiдна влада? Видно мало напастей на нашу голову в этом роковом году, мало похоронок из зоны АТО, дикого роста цен на продукты, уголь, газ и электричество, которое подчиненные пана Продана повадились отключать хитрым «веерным» способом, обесточивая целые районы и города. Очень может статься, что скоро этого электричества вообще в Украине не будет, а страна превратиться в радиоактивную пустыню. Это может произойти, если взорвутся реакторы на всех украинских АЭС и последствия такой поистине вселенской катастрофы во много крат превзойдут чернобыльские. Сегодня несчастные жители Юго-Востока бегут из городов и сел, расстреливаемых боевиками в более благополучные районы Украины, а куда надо будет бежать нам всем, если вода, почва и сам воздух станут непригодными для жизни? Наивно рассчитывать, что после такого самохолокоста нас с распростертыми объятиями примет Европа, ведь у доброго Евросоюза уже сейчас нет денег для Украины.
Это, к сожалению, не сценарий фильма катастроф и не злонамеренная клевета на кое-как слепленный Яценюком кабмин, в котором бестолковые министры не знают, что им делать с ворохом проблем, доставшихся от прежней власти. Это тщательно выверенный прогноз ученых – ядерщиков и экологов, который может сбыться в Украине с весьма высокой степенью вероятности и в достаточно недалеком будущем.
Дело в том, что в кипении неистовых политических бурь и драматических перипетиях военных действий в АТО, как-то потерялась и ушла на второй план проблема безопасности атомных электростанций. Совсем перестали говорить и писать даже о Чернобыле, в котором, кстати сказать, очень многое неблагополучно. А проблема эта сама по себе никуда не делась, а наоборот, приобрела невиданную доселе остроту.
Но, чтобы не оглушить читателя сразу, начнем все же с проблемы Чернобыля. Верховная Рада Украины более чем в два раза сократила финансирование такой статьи бюджета, как радиационная безопасность. На практике эта экономия означает полную ликвидацию служб радиационного контроля и сокращение поддержки атомных электростанций. Это при том, что, по имеющейся информации, уже несколько лет происходит разрушение защитного каркаса четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС, то есть того самого, который и стал в свое время причиной сокрушительной аварии, принесшей неисчислимые беды Украине и соседним государствам. Работы по бетонированию саркофага были проведены сразу после катастрофы еще в советский период, и в первые годы стенки подвергались регулярному ремонту, но уже более 10 лет никаких работ по укреплению саркофага не производится, в силу чего резко увеличивается радиационная утечка.
К этому добавляется еще один момент, тоже не внушающий оптимизма: все обслуживание энергоблоков Чернобыльской АЭС проводилось российскими специалистами, сотрудничество с которым теперь разорвано, а компетентность западных специалистов в реакторах еще советского производства вызывает, мягко говоря, большое сомнение. Вот и получится, что надежда Арсения Петровича Яценюка на бурный рост экспорта украинской сельхозпродукции в Европу могут, выражаясь народным языком, накрыться большим медным тазом, стоит только кому-либо из покупателей поднести дозиметр к украинской пшеничке и убедиться, что ее радиационный фон превышает все допустимые уровни. Но значительно опаснее другое обстоятельство – через 3-5 лет износ оборудования при отсутствии квалифицированного обслуживания может привести к новой радиационной катастрофе. И это вполне реальная перспектива!
Но подобные проблемы в ведомстве пана Продана, где, судя по всему, царит безоблачный оптимизм по поводу атомной энергетики, посчитали пустяками и решилось на гораздо более смелые эксперименты. С легкой руки министерства энергетики и угольной промышленности Украины оператор украинских АЭС «Энергоатом» заключил соглашение на сумму около 100 млн. долларов с американской компанией Westinghouse о поставках американского ядерного топлива пока для трех реакторов, а в перспективе и для всех 15 реакторов четырех украинских атомных электростанций. В министерстве умалчивают, лучше или хуже это топливо прежнего, российского, дороже оно или дешевле, но зато не скрывают, что решение было продиктовано политическими мотивами. При этом руководитель ядерного надзора Украины Елена Миколайчук, занимавшая резко отрицательную позицию в отношении этой сделки, была отправлена в отставку, а она-то хорошо знала, сколько тревожных сигналов о конструктивных несоответствиях американских ТВЭЛОв (тепловыделяющих элементов) российским реакторам поступало в Госинспекцию по ядерному регулированию. Так что беспокойство опытного специалиста было вызвано вовсе не любовью к российским реакторам, а тревогой за будущее украинской атомной энергетики, уже однажды «подарившей» миру Чернобыль. Однако, первый заместитель председателя Государственной инспекции ядерного регулирования Михаил Гашев оказался не таким принципиальным и подписал в сентябре 2014 года три основных документа: положительную экспертизу по модернизированному топливу Westinghouse, экспертное заключение и разрешение на ввоз на территорию Украины этого топлива. По сообщению президента Энергоатома Юрия Недашковского, в декабре американское топливо должно быть загружено в реакторы Южно-Украинской АЭС. Так волей нескольких чиновников, без совета с экологами и общественностью, решается будущее многомиллионной страны в центре Европы.
Компания Westinghouse, контрольный пакет которой принадлежит японской корпорации Toshiba, известна в мире, как один из признанных лидеров атомной энергетики, хотя американские реакторы именно в Японии проявили себя не с лучшей стороны во время разрушительного цунами на АЭС Фукусима 1 в 2011 году, причем именно с точки зрения безопасности. В Украину поставляется ядерное топливо, производимое Westinghouse Electric Sweden AB (Швеция). По мнению многих физиков-ядерщиков, тепловыделяющие элементы (ТВЭЛы) Westinghouse имеют некоторые конструктивные особенности, не позволяющие им в полной мере вписываться в схему российских реакторов типа ВВЭР – 1000. Об этом, в частности, прямо заявил почетный президент Украинского ядерного общества Владимир Бронников, отметивший, что «американцы не достаточно владеют особенностями поведения топлива в реакторах советского дизайна». Обеспокоенность выразили и представители Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), которые намерены объявить «опасным использование американского ядерного топлива на украинских АЭС».
У всех специалистов-ядерщиков жива в памяти авария на АЭС «Темелин» в Чехии, где произошла разгерметизации активной зоны реактора «советского типа, после чего чешская сторона отказалась от услуг Westinghouse и перешла на топливо из России.
В 2012-13 годах на Южно-Украинской АЭС во время эксплуатации опытной партии топлива Westinghouse произошло искривление и скручивание ТВЭЛов, едва не приведшее к аварии, в результате чего Госинспекцией по ядерному регулированию было принято решение об остановке эксплуатации этого топлива и его полной выгрузке из реактора. 28 ноября 2014 года на Запорожской атомной электростанции из-за превышения уровня предельно допустимых нагрузок произошел пожар, в результате которого был отключен 3-й энергоблок, не возобновивший работу, вопреки заявлениям Продана, до сих пор. Причина – угроза повторных аварий в связи с несовместимостью установленных на нем американских тепловыделяющих элементов с системами реакторов российского производства. 6 декабря 2014 года для проведения планово-предупредительного ремонта остановлен 3-й энергоблок Южно-Украинской АЭС( Николаевская область), что свидетельствует об очередных неполадках с поставляемыми американцами топливными сборками.
Такое впечатление, что оборудование этой станции само героически сопротивляется установке чужеродных элементов. И, наконец, последний пример – 20 декабря на Хмельницкой АЭС произошло аварийное отключение и сработка газозащиты, что опять-таки было вызвано использованием ядерного топлива компании Westinghouse.
А как вам понравится дорогие сограждане мнение ведущих физиков, что Westinghouse использует украинские АЭС в качестве экспериментального полигона по испытанию своих топливных сборок с целью их приспособления и сертификации для работы на ядерных реакторах российского производства? То есть, кролик Сеня решил , никого не спросив , превратить нас всех в подопытных кроликов на предмет выживания в весьма возможной ядерной катастрофе, чтобы обеспечить американской компании новый перспективный рынок. Не за добрый ли откат? Ему-то в любом случае ветер будет дуть в спину-развернется и улетит в Бостон к друзьям-сайентологам, а мы останемся изображать живой материал для съемок фильма ужасов о летальных мутантах.
Неужели приведенных примеров мало, чтобы ответственные лица в Госинспекции по ядерному контролю и министерстве пана Продана остановились и пересмотрели с участием физиков-ядерщиков и экспертов в области охраны окружающей среды безумное решение, принятое лишь по соображениям политической конъюнктуры?
Ирония момента в том, что помимо нашей нокаутированной политики поиска финансов по всему свету и героических лозунгов существуют явления материального мира, живущие по своим, физическим законам. Вот, скажем, уголь. Его качество определяется не донбасской или исконно украинской принадлежностью, а скоростью горения и количеством выделяемого при этом тепла. А есть еще элементарные частицы – протоны, электроны и нейтроны, которые при некоторых условиях способны вступать в реакцию, называемую цепной, что и легло в основу атомной энергетики. А вот когда неразумные люди стремятся навязать свою глупую волю законам физики, те могут быстро и жестоко отомстить за такое опрометчивое вмешательство.
И последнее: Украина- не настолько богатое государство, чтобы мотаться по Австралиям и Южным Африкам в поисках угля для наших котельных, когда он лежит рядом, на Донбассе, по цене вдвое дешевле. То же касается и ядерного топлива - нужно сначала построить АЭС нового типа (и пусть американцы дадут на это деньги!), а потом отказываться от российского, вместо того, чтобы подвергать всю нацию непродуманному риску повсеместного радиоактивного заражения. Хватит, наконец, отмораживать уши назло маме, и ходить с купленным билетом в кармане пешком назло трамвайному кондуктору!