Стабилизационные кредиты, ведущие к крушению
...и открыть рынок земли, возможно, начав с продажи Крыма. Экономика продолжит рушиться с ними или без них.
За массивом цифр, в который погружают пытливого читателя многомудрые эксперты в связи получением (или неполучением) кредита МВФ, почти не прослеживаются два главных момента. Во-первых, это далеко не первый раз, когда Украина пытается сотрудничать с валютным фондом, и еще никогда это не приводило к каким-то хорошим последствиям. Во-вторых, нынешняя катастрофическая ситуация является следствием неправильного выбора, сделанного много лет назад. Следовательно, главный вопрос, который должен заботить как политикум, так и общество – кто и когда признает это чтобы столкнуть страну с закольцованной дорожки? Если же правильные выводы спешно не будут сделаны, любой сценарий ведет к гарантированному краху всего и революции под социалистическими лозунгами.
Чтобы сразу разобраться с главной проблемой «дадут ли нам кредит» отметим, что это совершенно неважно. Хотя конечно, есть нюансы.
Например, с точки зрения банкиров Украина - не та страна, которой можно давать денег взаймы. Можно даже не изучать оценки рейтинговых агентств, указывающих на преддефолтное состояние, а раздобыть официальные сводки Нацбанка. По состоянию на декабрь государство располагало чуть более чем миллиардом долларов в наличной валюте, $911 млн в золоте и $5,5 млрд в ценных бумагах, ликвидность которых находится под большим вопросом. Итого около 7,5 миллиардов.
При этом только государственных долгов Украине нужно выплатить порядка $11 млрд. А еще есть коммерческие (гарантированные государством) долги более чем на $50 млрд. Так что ничего удивительного в том, что из страны уходит валюта, а гривна падает, нет. Она и будет падать дальше, постепенно превращая в универсальное расчетное средство патроны, алкоголь и товары первой необходимости. В том числе и потому, что чисто по политическим соображениям на востоке страны продолжается война, поглощающая значительную часть национального достояния и возвращая сдачей готовых к самым радикальным действиям людей.
Зато политические соображения могут быть достаточным резоном для того, чтобы какие-то деньги все равно были Украине выданы. Это решение однозначно зависит от США, которые заинтересованы в дальнейшем расширении санкций против России и практически единолично определяют судьбу любых вспомоществований. Но поскольку непосредственной выдачей ведает все же МВФ, то они всегда сопровождаются требованиями «реформ». Это прямо подтвердил в свежем интервью авторитетному украинскому изданию посол США в Украине Джеффри Пайетт. Следовательно, маховик крушения экономики все равно будет раскручиваться с той же скоростью.
«Кредиты назревших проблем не решают, они позволяют перенести проблемы в будущее на какой-то период. Точнее, на величину полученного кредита, который можно проесть. Считается, что кредиты валютного фонда стимулируют реформы. Но реформы могли бы проводиться и без внешнего давления, если бы страна чувствовала необходимость в них, - говорит финансовый эксперт, заслуженный экономист Украины Виктор Суслов. - Предыдущая программа stand-by правительства Азарова тоже была, как мы помним, провалена, и по тем же причинам. МВФ и тогда требовал повышения тарифов на коммунальные услуги, на газ. А правительство пытается сопротивляться этим непопулярным социальным решениям. Ничего нового не происходит, весь этот опыт пока еще не привел к каким-то радикальным изменениям в нашей экономике».
Но это вовсе не единственная причина всех бед. В своем интервью Джеффри Пайетт употребил очень важный оборот: «Члены правительства не могут предлагать только слова». Формально он имел в виду доклады о проведенных изменениях, и здесь можно было воспроизвести вслед за американцем традиционный список с воровством и низкой энергоэффективностью. Даже господин Пайетт при всех его обстоятельствах не стесняется говорить о том, что коррупция представляет «большую угрозу безопасности Украины, чем российские танки». Но фактически следует помнить, что любые данные в долг деньги всегда требуют залога. А у государства практически не осталось собственности. То есть, собственных денег, от которых пляшет любое реформирование.
По разным оценкам, Украина располагает уже лишь 7% средств производства, которые тоже постепенно выставляются на продажу. Все национальное богатство, созданное трудом поколений, находится в частных руках, и эти же руки предпочитают выводить свои прибыли за пределы страны. Реформы и энергоэффективность их не интересуют. Украина же не имеет возможности зарабатывать даже на обеспечение работы собственной госструктуры, на полноценное содержание армии, милиции, больниц, школ. Кредиты не исправят этого, только усугубят. Более того, существующее положение вещей как раз и является следствием той либеральной модели, которую нам навязали в 1991 году и которую продолжает навязывать МВФ.
Единственным достойным внимания залогом является земля. Как считает политический консультант Дмитрий Джангиров, переговоры об изменениях условий выдачи кредита все же ведутся американцами даже на фоне их острого недовольства уровнем государственного управления исключительно с оглядкой на то, что земельный рынок будет открыт. «США и Европа купят немного лучшего, а много и похуже могут купить Россия и Китай. Очень активны саудиты, они готовы купить земли сразу на миллиард. А Украина рассчитается с долгами», - говорит Джангиров.
По его информации, на экспертном уровне в ходе подготовки переговоров с валютным фондом уже несколько раз вставал вопрос цены Крыма. «Идут разговоры, что Россия должна уплатить за него, чтобы он перешел уже официально, было признание Украиной и США, снятие санкций. Называлась цифра порядка 100 млрд долларов. И есть такая вероятность, что наступит момент, когда просто не будет другого выхода, как согласиться взять деньги. В принципе, крымские санкции не такие тяжелые, но указанная сумма - это потери России за 5-6 лет. Если заплатить разово или дискретировать сумму на два-три года, есть логика. А нашим элитам это может понравиться, и они продадут что-нибудь еще», - отметил политолог, добавив при этом, что логическое объяснение для народа всегда найдется.
Греция уже пыталась идти по этому пути, но даже если бы греки продали всю свою страну, им бы все равно не хватило денег рассчитаться с долгами. Поэтому у них произошел резкий крен политики влево, и политика эта стала куда более энергичной. Каким образом украинские граждане отреагируют на выполнение требования МФВ поднять стоимость бытового газа в семь раз? Вопрос риторический. А как бы отреагировали граждане на национализацию стратегических предприятий и возвращение нечестно нажитых олигархических состояний в Украину? Ответ тоже очевиден.
Наши же собственные руководители предпочитают делать вид, что простые украинцы должны прожить годы в нищете, чтобы понять, чем отличается жизнь в кредит от жизни на свои доходы и на своей земле. Но если им не хватит ума и смелости сделать то, что в чем реально нуждается их страна (а скорее всего, так и будет), то этой самой стране вскоре придется пройти через очень тяжелый период, в конце которого, вероятно, состоится реальная люстрация реальных коррупционеров.