Кто кому должен: «Укрнафта» или «Нафтогаз»
«Нафтогаз Украины» впервые признал использование 10 млрд куб. м газа «Укрнафты», оценив этот объем голубого топлива в 3,7 млрд. грн. В ответ «Укрнафта» заявила: оценка долга существенно занижена. Эксперты предрекают судебные баталии между компаниями, однако не исключают и обнуления претензий друг к другу.
Недавно крупнейший государственный холдинг страны «Нафтогаз Украины» впервые признал, что с 2006 по 2011 год использовал природный газ «Укрнафты» без подписания контрактов. Об этом сказано в аудированном отчете компании Deloitte&Touche. Согласно документу, 10 млрд. куб. м газа оценили в 3,7 млрд. грн. В расчетах для определения задолженности НАК использовал цены на газ для реализации населению, установленные Национальной комиссией, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). «"Нафтогаз" оценивает свои обязательства перед "Укрнафтой "за потребленный населением газ в 2006-2011 гг. по ценам, установленным НКРЭКУ на соответствующие периоды, в сумме 3753 миллионов гривен за 10,1 миллиарда кубических метров природного газа", - сказано в отчете.
В «Укрнафте» бурно отреагировали на такие подсчеты. Компания заявила, что «Нафтогаз» занизил сумму долга из-за неправильной формулы расчета долга. «В 2006-2007 гг. цены на природный газ «Укрнафты» законом не регулировались. Соответственно, цены на этот газ НКРЭКУ не устанавливались и не могли устанавливаться», - заявили в компании. В последующие годы (2008-2011) «Укрнафта» в судебном порядке отменила постановления НКРЭКУ об установлении цен на газ. Суды установили, что эти цены не были экономически обоснованными и справедливыми. Не говоря уже о том, что в «Укрнафте» существует гарантированное законом право на получение справедливой компенсации за добытый газ. Кстати, в «Нафтогазе» признают, что их позиции весьма зыбки, а нанесенный государству ущерб из-за использования чужого газа может быть многократно увеличен. «Руководство (НАК) не может достоверно оценить сумму потенциального ущерба по обязательствам, которые все-таки могут возникнуть», - сказано в отчете.
Чей долг больше
Каждая из сторон демонстрирует противоположный подход в определении цены использованного газа, считает президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар. По его словам, «Нафтогаз» считал газ по цене, которая устанавливалась регулятором – НКРЭКУ, поскольку газ внутренней добычи идет на внутреннее потребление и его стоимость устанавливает Нацкомиссия. А у «Укрнафты» свои аргументы: цена установлена законом не была, значит, она коммерческая.
Скорее всего, «Укрнафта» будет добиваться продажи газа по рыночным ценам 2006-2011 гг. «Сейчас либо стороны полюбовно договорятся и найдут среднее арифметическое, либо продолжат спор в судах», - отметил Гончар, уточнив, что если «Нафтогаз» признал факт использования чужого природного газа, тогда ему придется в любом случае выплатить компенсацию «Укрнафте».
Нельзя не обратить внимание и на другое обстоятельство. Против «Укрнафты» ведется мощная информационная война с целью заставить компанию в срочном порядке выплатить дивиденды, хотя конечный срок уплаты только 10 апреля. Михаил Гончар отмечает, что позиция «Укрнафты» в этом вопросе понятна – они согласны выплатить дивиденды, но после того, как им заплатит «Нафтогаз» за использованное голубое топливо. «Что будет, если окажется, что «Нафтогаз» должен больше, чем «Укрнафта» государству?» – задал риторический вопрос эксперт, предположив, что как выход из ситуации возможен некий нулевой вариант: НАК с учетом своего сложного финансового состояния решит, что никто никому ничего не должен.
Как известно, на общем собрании акционеров в октябре 2014 года было принято решение о выплате дивидендов по результатам финансово-хозяйственной деятельности «Укрнафты» в 2011-2013 годах в сумме 3,799 млрд грн.
«Нефтегазовая дыра»
Признание «Нафтогазом» факта использования чужого голубого топлива заставляет заново вернуться к дискуссии: так чей все-таки газ идет населению – внутренней добычи или зарубежный?
Дело в том, что правительство и НКРЭКУ, аргументируя первый этап стремительного повышения цен на газ, указывали, что населению в большей части идет дорогой зарубежный – российский и европейский газ. Не говоря уже том, как «Нафтогаз» докажет, что газ «Укрнафты» был реализован населению, а не предприятиям по коммерческой цене? Возможно, ответы на эти вопросы должны были содержаться в аудированном отчете. Однако компания Deloitte&Touche предусмотрительно сняла с себя ответственность, указав, что они анализировали лишь те документы, которые были предоставлены «Нафтогазом». И то задним числом.
«Нас назначили аудиторами после 31 декабря 2013 года, и, соответственно, мы не присутствовали при проведении инвентаризации физических остатков запасов по состоянию на 31 декабря 2013 г. и в 2012 г.», - указала компания в преамбуле к отчету.
«Суть аудиторского отчета состоит в том, чтобы донести до инвестора данные о функционировании компании – как она сможет работать до конца года. Стандартная практика, когда отчет за аудит публикуется во втором квартале. В «Нафтогазе» традиционно аудитор сдавал свой отчет в конце года и за прошедший период, то есть говорил об очевидном, т.к. аудиторы никогда не были уверены в НАК», - объяснил Михаил Гончар странность появления в марте 2015 года аудированного отчета за 2012-2013 годы.
Отсутствие прозрачности в работе стратегического предприятия, манипуляции с расчётами за использованный газ свидетельствуют об одном – попытке ввести в заблуждение потенциальных инвесторов, органы государственной власти и общество в целом. Такие действия явно не способствуют улучшению ситуации как в нефтегазовом секторе, так и в экономике страны в целом.