Была почка вашей – станет почка нашей!
Как известно, украинцы традиционно настороженно относятся к реформам, нововведениям и инициативам родной власти. Можно даже сказать, что они нас просто пугают! И небезосновательно, потому что собственный опыт, многолетний и горький, научил наш народ тому, что в большинстве случаев ничего хорошего от этих реформ ожидать нам не стоит. Они либо проводятся в интересах кучки правящей элиты, которые часто противоположны интересам широких масс, либо приводят к непредсказуемым негативным результатам.
Словом, страна давно живет под лозунгом «Хотели как лучше – а получилось как всегда!», который, наверное, когда-нибудь будет помещен как девиз на большой государственный герб (или выбит эпитафией на нашем надгробном камне). Поэтому неудивительно, что затея Минздрава сделать всех украинцев по умолчанию посмертными донорами органов заставила народ вздрогнуть и инстинктивно схватиться кого за сердце, а кого за почки. Пока еще наши сердца и почки…
Дело врачей
Итак, чиновники Минздрава внесли на рассмотрении Верховной Рады законопроект, в случае принятия которого каждый украинский гражданин автоматически становится донором органов, которые у него изымут без всякого спроса. Правда, не сразу, а лишь после смерти – наверное, это уточнение должно было бы успокоить наших соотечественников. Кроме того, сделав широкий жест демократической доброй воли, Минздрав инициировал публичное обсуждение своей инициативы, чем мы сейчас с вами и занимаемся: как говорится, присоединяйтесь и комментируйте!
Сразу нужно заметить, что это уже вторая попытка принятия подобного закона. Первая была сделана еще в 2012 году и закончилась скандальным провалом: категорически против него выступила председатель комитета по здравоохранению Татьяна Бахтеева. Тогда регионалы отложили этот «людоедский» законопроект под сукно, сегодня новая власть достала его вновь. Видимо, он действительно очень нужен, вопрос только в том, кому именно и зачем?
Что ж, раз уж этот законопроект уже второй раз выдвигает Минздрав, то значит ему он больше всех и нужен? Или же отечественные чиновники от медицины реально тревожатся за интересы украинцев? Давайте взвесим все за и против.
Безусловно, в Украине существует огромная проблема с трансплантацией органов – в том смысле, что органов катастрофически не хватает. Главная причина этого малое число добровольных доноров, то есть людей, при жизни давших согласие на разбор своего тела в случае смерти. В Украине это вообще как-то не прижилось, в отличие от Запада: там это считается разновидностью благотворительности, и в нем принимают участие даже дети. Наше общество менее филантропное, и люди готовы расстаться с частью своего тела только за большие деньги и только из большой нужды.
Понятно, что мертвым деньги ни к чему, а, с другой стороны, прожить без печени или без сердца невозможно, поэтому украинские доноры в основном предлагают купить их почки. Увы, в основном такие объявления дают люди, доведенные долгами и нищетой до отчаяния …
Главный трансплантолог Минздрава Александр Никоненко заявил: «У нас семь центров трансплантации готовы к постоянной работе. Но трупное донорство практически блокировано. У нас в стране делают сотню пересадок почек в год, одну – сердца и 12-14 – печени. При этом ежегодно в трансплантации почки нуждаются более 2000 человек, печени – около 1000, сердца – 500-700». Поэтому он выступает за изменение украинского законодательства, по которому в настоящее время изъятие органов из мертвых тел запрещено без согласия покойника (когда он был еще жив) или его родственников. Понятно, что далеко не каждые родители, супруги и дети, только что получившие известие о смерти родного человека, готовы согласиться с его разделкой на органы. Вот как раз их согласие и должен обойти этот закон.
С его принятием ситуация изменится: каждый украинец автоматически станет посмертным донором органов, на изъятие которых не понадобится согласие. Для тех, кому важно лечь в могилу в полном комплекте, придется писать специальное заявление об отказе от донорства, хотя не факт, что врачи найдут эту информацию в базе данных или что пациент вообще будет идентифицирован при поступлении.
Что это дает? Пациентам это дает органы, то есть возможность поскорее их пересадить. Учитывая, что для многих из них это вопрос жизни и смерти, вопрос возможности вернуться к нормальной жизни без проводов и капельниц, это очень важно. Во-вторых, это дает возможность сделать трансплантацию в Украине, а не ехать куда-то за границу и тратить дополнительные деньги. В-третьих, по заверениям Минздрава, резкое удовлетворение спроса должно снизить стоимость органов и нанести удар по «черному рынку» трансплантологии, на котором нередки некачественные, нездоровые или зараженные органы сомнительного происхождения.
Но самое главное с точки зрения украинских медиков, это загрузить работой (и высокими доходами) украинские трансплантационные центры – как государственные, так и коммерческие.
«Мы теряем очень большие деньги, которые должны оставаться в стране, а не вывозиться куда-то заграницу», – считает заместитель директора Национального института хирургии и трансплантологии. Его коллега, директор частной клиники Алексей Шершнев заверяет, что общество напугано «страшилками о черных трансплантологах» и «не должно вестись на эти сказки», не ездить делать операции за границу, а делать их в Украине. А для этого клиникам нужны органы, больше органов…
Несите ваши органы…
Нетрудно догадаться, что именно украинские трансплантологии являются основными лоббистами данного законопроекта. Вообще, в любых реформах отечественной медицины всегда можно увидеть интересы отечественных медиков, а точнее, интересы медиков, желающих заработать на пациентах, а также чиновников Минздрава, желающих перераспределения бюджетных средств. Думают ли при этом о пациентах? Судя по тому, как нищую страну старательно пытаются посадить на утку коммерческой медицины, интересы пациента стоят на самом последнем месте.
В данном случае никакого злого умысла со стороны Минздрава вроде бы и нет. Врачи заинтересованы лишь в одном: делать больше операций и зарабатывать именно на операциях и послеоперационной реабилитации. Поверьте, что на одной анестезии, инкубации, лекарствах и недельном пребывании в стационаре больница заработает огромные деньги. Вот почему врачам-трансплантатам, осуществляющим пересадку полученного органа пациенту, вовсе не нужно заниматься таким грязным делом, как торговля органами. Им действительно выгодно получать органы бесплатно и делать операции в Украине, а не продавать почки и сердца куда-то за границу.
Более того, украинские трансплантологи надеются, что к ним в клиники массово двинут богатые клиенты из-за границы. Ведь платежеспособность украинцев невысока, состоятельных клиентов среди них немного, а мало кто из «маленьких украинцев» решится продать всё, чтобы пересадить себе новое сердце и умереть с ним на улице от голода и холода. А вот иностранцы могли бы весьма развить бизнес таких клиник.
Понимают это и в Минздраве, логично рассуждая, что если чем украинское здравоохранение и может заинтересовать Запад или Юго-Восточную Азию, так это только трансплантацией. Мы не может превзойти заграницу по уровню медицины, но мы можем предложить ей то, что там всегда в дефиците – то есть органы.
Что ж, врачи клиник, пересаживающие органы, вроде бы опасения не вызывают. Пугают нас «черные трансплантологи», ставшие монстрами нашего времени, то есть поставщики органов, вырезающие их у людей. Именно их активная деятельность и придала всей теме трансплантологии такой зловещий оттенок. Ведь эти люди ни перед чем не остановятся, чтобы заполучить ваши почки, сердце, глаза, печень и т.д. Они могут разобрать по частям все тело, найдя покупателя на каждый орган. И вот если раньше доступ к телам украинцев у них был несколько затруднен, то обсуждаемый законопроект значительно облегчит им это дело.
Нужно заметить, что «черные трансплантологи», какими мы их представляем по публикациям в прессе, это во многом действительно сказки. Злыдни в окровавленных фартуках, вырезающие органы у визжащих жертв где-то в полумраке грязного подвала или фургоне «амбулатории», возможны только в голливудских триллерах. «Фабрики органов» в моргах больниц и военных госпиталей, каждый вечер грузящих в микроавтобусы коробки с почками и сердцами, словно ящики с куриными окорочками со склада «Нашей Рябы», тоже выдумка. В подобных условиях невозможно нормально изъять здоровый, подходящий по своим параметрам орган и вовремя доставить его к пациенту. Так действуют разве что мошенники, органы от которых годятся разве что на ужин людоеду – они непригодны для пересадки. Ни одна серьезная клиника с ними не связывается, и такая лжетрансплантология существует только в Азии, Африке и Южной Америке.
Однако существуют иные, реальные «черные трансплантологи»: респектабельные дяди и тети в золотых очках, работающие там, где есть доступ к «свежему телу» и полной информации о состоянии здоровья потенциального донора. Они не станут никого похищать и увозить в черном фургоне, они просто сделают так, чтобы человек оказался донором органов, причем практически легально.
«В случае принятия закона, предсказываю на территории Украины массовые смерти от «обширных инфарктов, вызванных выстрелом в голову», - мрачно пошутил российский писатель Вадим Панов, комментируя этот законопроект.
Действительно, до сих пор, чтобы получить нужный здоровый орган необходимой совместимости, клиники должны были очень долго ловить момент, ждать случай скоропостижной смерти добровольного донора, в крайнем случае, какого-то одинокого человека. Поскольку были случаи, когда попытки распотрошить на запчасти скоропостижно представившегося отца семейства были изобличены бдительными родственниками и приводили к скандалам, «черные трансплантологи» тоже не трогали кого попало, дабы не вляпаться в историю, выпутаться из которой будет трудно и дорого.
Если же посмертным донором станет каждый украинец, то все мы превратимся в потенциальные наборы органов для пересадки. А при столь широком выборе в группу риска попадут, в первую очередь, молодые здоровые люди, особенно с редкими группами крови. То есть к лежащим в госпиталях тяжелораненым солдатам придется приставлять вооруженную охрану, чтобы они ночью вдруг не умерли от «осложнения». Тревожно станет и за больных в реанимациях городских больниц.
Ведь даже сами врачи признаются, что искать доноров для органов они будут не в моргах, ибо кому нужны мертвые органы из уже начинающих «пахнуть» трупов, а в реанимациях, потому что донор должен попасть на разделочный стол еще тепленьким, через несколько минут после своей смерти. И вот как раз их смерть «черные трансплантологи» могут ускорить…
Таким образом, довольно неплохая, на первый взгляд, инициатива Минздрава вызывает большие опасения при более вдумчивом её рассмотрении. В Украине и раньше-то было не все чисто в сфере здравоохранения, а уж там, где вращаются большие деньги, о законе вспоминали только тогда, когда было нужно устранить конкурентов. Теперь же цена человеческой жизни резко упала, а вот ответственность за её уничтожение практически отсутствует. Поэтому принятие подобных законов сейчас может вызвать такие «нарушения», что мы будем бояться вызывать «скорую». Может быть, вновь отложить их до наступления лучших, более цивилизованных времен?
Важно! Материал подготовлен на основании актуальных научных и медицинских исследований и носит исключительно информационный характер. Данная информация не может быть основанием для установки диагноза или лечения. Если у вас проблемы со здоровьем, для установки диагноза обязательно обратитесь к врачу.