Зимние качели: куда и почему движется курс гривны?
Осень и зима – это традиционное время всплесков для украинского валютного рынка. Еще в экономически стабильное время, когда гривна была по «восемь», ближе к декабрю начинались курсовые качели на 5-10%. Тогда это объясняли повышенным спросом на валюту в преддверии праздников, расчетами за газ, выплатами долгов, погашением экспортно-импортных контрактов, да и, в принципе, нагрузкой на рынок ввиду большого потока трансакций.
В нынешнем году ослабление гривны началось еще в октябре. На безналичном рынке курс национальной валюты по состоянию на 1 октября составлял около 21 гривны/доллар, к середине ноября его значение уже достигало 24,1 гривны/доллар (падение почти на 15%). К первым числам декабря валюта слегка скорректировалась до 23,3 гривны/доллар.
Динамика безналичного валютного рынка в октябре-декабре 2015 года*
* данные Finance.ua
«Лодку» наличного рынка раскачивает не меньше: 1 октября курс находился на отметке 22,7 гривны/доллар, 25 ноября он достиг пика 25,5 гривны/доллар (девальвация на 13%), а к первой декаде декабря укрепился, но незначительно — всего лишь до 25 гривен/доллар.
Динамика наличного валютного рынка в октябре-декабре 2015 года*
* данные Finance.ua
Власти, конечно же, сохраняют невозмутимость, уверяя, что в 2016 году курс не выйдет за рамки, определенные проектом бюджета (24,1 гривны/доллар). Однако мы хорошо знаем, что этим ожиданиям суждено не сбываться. Например, на 2015 год бюджет предусматривал курс около 21,7 гривны/доллар, но уже в феврале гривна с легкостью перескочила эту отметку и предпосылок для ревальвации никоим образом не проявляет.
Спрос со стороны населения за бортом
В уходящем 2015 году ситуация на валютном рынке неординарная. Давления на курс гривны со стороны населения, которым так любят объяснять колебания всевозможные эксперты, почти нет. Во-первых, в силу сохраняющихся валютных ограничений со стороны Национального банка и искусственного дефицита на валюту. Во-вторых, ввиду того, что сегодня население более склонно сдавать доллары и евро, нежели скупать их. Почему? Ответ прост: давайте взглянем на динамику валютных депозитов в украинских банках. Их объем сократился с 13,7 млрд долларов на 1 января до 8,7 млрд долларов к 1 октября. И это вдобавок к той незадекларированной валютной массе, которая находится вне банков. Такой объем валютных средств рано или поздно возвращается в экономику, в том числе путем конвертации в гривну. Например, в октябре банки выкупили у населения на 173,4 млн. долларов, продали на 69 млн. долларов. В сентябре разница была еще больше – 214,5 и 47,6 млн. долларов соответственно.
Вместе с тем, эти объемы не очень показательны в силу того, что на сегодня разовая покупка валюты ограничена эквивалентом в 3000 гривен. К тому же нельзя отрицать существование и вполне успешное функционирование так называемого «серого» валютного рынка, который развивается в противовес тем же ограничениям со стороны НБУ. Соответственно, курс официального рынка, так или иначе, тяготеет к неофициальному, что тоже оказывает давление на гривну.
Давайте также не забывать и колоссальные выплаты, которые осуществляет Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Суммарно, за 2014-2015 годы, фонд получил от Национального банка, Министерства финансов, а также с помощью других источников свыше 60 млрд. гривен. Большая часть этих денег ушла на компенсацию пострадавшим вкладчикам. И не нужно быть дипломированным специалистом, чтобы понять: эта денежная масса провоцирует раскручивание как инфляции, так и девальвации.
Безналичный рынок находится в еще более сложном положении. Приток валюты в страну стремительно сокращается, поскольку падают объемы экспорта. Например, если за январь-октябрь 2014 года выручка от продажи украинских товаров за рубеж составила 43,16 млрд. долларов, то за январь-октябрь 2015 года – 29,1 млрд. гривен. Об инвестициях и вовсе говорить не приходится: их отрицательное сальдо за 10 месяцев уходящего года составило – 2,2 млрд. долларов. Ну и логично, что на финансовом счету – пусто: по состоянию на 1 ноября его баланс составлял «минус» 92 млн долларов против профицита в размере 9,1 млрд долларов годом ранее.
Ждем с придыханием
Впрочем, падение экспорта – далеко не единственный фактор отрицательного влияния на стабильность нацвалюты. Как минимум, речь идет о 1,5 трлн. гривен (70,67 млрд. долларов) внешнего долга, который давит на платежный баланс. Да и декабрь во всех отношениях непростой месяц для госказны: предстоят выплаты по «старым» суверенным долгам. Но, самое главное, до сих пор остается подвешенным вопрос с еврооблигациями Российской Федерации на 3 млрд. долларов. Предварительная договоренность по этой задолженности, увы, сорвалась. США отказались предоставить гарантии по обязательствам Украины, и Россия грозит 20 декабря подать в суд, если наша страна не вернет ей деньги.
Логично, что в бюджете этой суммы нет. Но даже если предположить, что погашение будет проведено из золотовалютных резервов НБУ, изъятие такой суммы повлечет за собой катастрофические последствия для гривны. К тому же, надежды на их пополнение до конца года не так велики. Все упирается в срыв сроков подготовки государственного бюджета на 2016 год и принятия налоговой реформы. Без этих пунктов Международный валютный фонд, и без того не особо удовлетворенный ходом реформ в Украине, на новый транш не расщедрится. А это означает, что валютной «инъекции» в ближайшее время ждать не стоит, что лишь обостряет вопрос курса и стабильности гривны.
Тем не менее, строить какие-либо устрашающие сценарии пока рано. В сложившихся макроэкономических условиях колебания в пределах 15-20% — явно не катастрофа. К тому же Национальный банк пока что сохраняет перманентную политику регулируемого курса и до марта 2016 года продлил основные административные ограничения, в том числе – обязательную продажу 75% поступившей в Украину валютной выручки экспортерами. И с большой вероятностью, НБУ в ближайшие полгода от них не откажется. А поскольку в 2016 году ожидается хоть и минимальный, но все же рост ВВП, то есть надежда, что курс избежит катастрофических провалов.
В то же время, и бизнес, и представители НБУ (неофициально, конечно же) соглашаются с тем, что заложенный среднегодовой курс на уровне 24,1 гривны/доллар приукрашен. И экспортеры, к примеру, ориентируются на значения 25-26 гривен за единицу американской валюты. В целом же судьба гривны в грядущем году напрямую будет зависеть от внутренних факторов фискальной и долговой политики правительства, от взаимоотношения с кредиторами, а также конкурентоспособности украинской продукции на мировом рынке, поскольку экспорт, а также финансовая помощь, на сегодня являются главным источником поступления валюты в страну.