«Пакет Яровой»: путинский Патриотический акт
Согласно принятым Госдумой поправкам к законам, известных как «антитеррористический пакет Ирины Яровой», россиян также будут сажать за «вербовку и вовлечение в массовые беспорядки» своих сограждан, и «организацию и финансирование экстремисткой деятельности». А возраст уголовной ответственности за перечисленные в поправках преступления, включая недоносительство, снижен до 14 лет. Таким образом, на скамье подсудимых смогут оказаться даже российские школьники, не успевшие или не захотевшие «настучать» на своих товарищей…
На страже вертикали
Первоначальный проект «пакета Яровой» был еще суровее, поэтому Госдума еще в первом чтении решила смягчить его в некоторых пунктах. Например, лишать гражданства РФ не всех причастных к «экстремистской деятельности», а лишь тех россиян, кто разжился паспортом другой страны. В принципе, получился достаточно мягкий закон - в Украине, например, двойное гражданство вообще запрещено, хотя украинская элита этот запрет игнорирует. Тем не менее, Кремль получил в свои руки юридический инструмент борьбы с лидерами и активистами российской либеральной оппозиции – среди которых немало обладателей двойного гражданства.
Также предусмотрено «отзыв» гражданства неурожденных россиян, кому оно было предоставлено по их переезду в РФ – тоже в случае их участия в «экстремистской деятельности». Похоже, что этот пункт направлен против выходцев с Кавказа, из Азии, а также из Украины. И если первые могут быть членами исламистских группировок, то в экс-украинцах Кремль, наверное, видит потенциальных участников московского майдана. Или же, что тоже нельзя исключать, «народных мстителей».
Действительно, ведь в виду более чем обострившихся украино-российских отношений нельзя исключать вероятности того, что какие-то украинские патриоты захотят на свой страх и риск устроить партизанскую войну в тылу противника. Во всяком случае, ФСБ уже два года тщательно мониторит проживающих и въезжающих в Россию украинцев, выявляя среди них «унсовцев», «правосеков» и активистов Майдана.
Но лишение российского гражданства – это самое минимальное из предусмотренных наказаний. В основном «пакет Яровой» усиливал ответственность за деяния, уже давно объявленные в России преступлениями. Так, в статьях УК за «возбуждение ненависти», «организация экстремистского сообщества» и финансирование такого движения был введен нижний порог наказания (два года), а верхний поднят до 5-8 лет. Вводится уголовное наказание (1 год) за недоносительство о готовящихся преступлениях, в число которых помимо теракта вошли «захват власти» и «вооруженный мятеж».
Статья за недоносительство предусматривает подсудность 14-летних детей, которых также теперь можно будет привлечь к суду за участие в массовых беспорядках и «обучение терроризму». Последнее обвинение может трактоваться довольно широко, как и понятие «террористический акт». Под статью теперь могу попасть детские военно-патриотические лагеря (вместе с детьми), чтение в интернете запрошенных в РФ книг по пиротехнике, изготовление взрывпакетов или «коктейля Молотова», и даже бросание ножика в деревянный столб. Всё зависит от того, чтобы именно взбредет в голову следователю ФСБ.
Бойся, враг!
Законы о свободе совести и вероисповедания в России тоже пересмотрели, введя в них понятие «миссионерская деятельность»: теперь так будет называться любая религиозная деятельность (проповеди, обряды) за пределами храмов, кладбищ и религиозных школ. И заниматься ею отныне дозволено только зарегистрированным религиозным организациям. Причем их членам необходимо будет иметь при себе соответствующее удостоверение или иные документы – поскольку теперь любой российский полицейский получает право пресечь «несанкционированную проповедь» или «незаконное отпевание».
Разумеется, такую регистрацию еще нужно получить. Между тем, ФСБ давно интересуется не только политической оппозицией. После того как активное участие в первом украинском Майдане (2004) приняли члены церкви «Посольство Божие», на Лубянке решили внимательно следить и за собственными «сектами», причем тоталитарные их интересуют меньше всего. А вот те, кто исповедует прозападный стиль жизни или называет власть «бесовской», в глазах кремлевских жандармов являются потенциальными смутьянами.
Свою долю выгоды от этого закона получили РПЦ и муфтии «традиционного» ислама. Власть устраняет их конкурентов – а они поднимают рейтинг власти, призывая свою паству смиренно подчинятся кесарю. Обеих беспокоит одна и та же проблема роста рядов оппозиционеров, и обе винят в этом не собственные недостатки, а происки «врагов России»…
А чтобы усложнить врагам обмен информацией, «пакет Яровой» первоначально обязывал операторов мобильной связи и интернет-провайдеров хранить трехлетние архивы своих пользователей: записи разговоров, переписку, почту, списки отосланных файлов и посещенных страниц. Но операторы и провайдеры, подсчитав, во сколько им обойдется инициатива власти (хранилища информации стоят денег), чуть сами не устроили из-за этого майдан. Тогда Госдума пересмотрела требования: три года будут храниться только списки контактов россиян (кому звонили, с кем переписывались, какие ресурсы посещали), а вот записи звонков и переписки только шесть месяцев.
Кроме того, была принята любопытная поправка в Административный кодекс, вводящая наказание (40 тысяч рублей штрафа и конфискация компьютера) за использование «не сертифицированных средств кодирования» при передаче информации в Интернете. Что это значит? Все сертифицированные кодировщики зарегистрированы в соответствующих службах ФСБ и МВД, что позволяет им без проблем просматривать переписку граждан. Но народные умельцы иногда создают свой «шифр», вскрыть который без ключа может только специалист с соответствующим оборудованием, затратив на это немало времени.
Поэтому российские силовики решили заранее облегчить себе работу. Разумеется, что настоящие преступники, тем более профессиональные террористы, не испугаются штрафа в 40 тысяч рублей и будут использовать для передачи своих злодейских планов «не сертифицированные средства кодирования». Однако и закон направлен не против них, а против простых обывателей, которые балуются «шифрами» ради развлечения. Когда закон заработает и заставит большинство из них прекратить наказуемые опыты, то кто продолжит этим заниматься? Самые неукротимые «хакеры», принципиально кладущие болт с клавиатурой на запреты власти, и те, кому действительно есть что скрывать. ФСБ останется лишь выявлять такие неподдающиеся декодированию файлы (скорее всего, эту задачу тоже возложат на провайдеров) и проверять их.
Словом, с каждым годом жизнь россиян становится всё «веселее», и не станет большим удивлением, если однажды их начнут «чипировать». Вот только ради чего же на самом деле Кремль решил принять этот российский аналог Патриотического акта?
Майдан не пройдет?
Кстати, есть занимательные факты о формальном авторе этих законов, который внес их в Госдуму. Российский сенатор Ирина Яровая родилась и выросла в Макеевке (Донецкая область Украины), откуда потом с родителями переехала в Россию. С 1997 по 2007 год она была депутатом местных советов а потом и Госдумы от либеральной партии «Яблоко», сделав карьеру до поста заместителя Явлинского. Причем до 2003 года её избирательные компании финансировал фонд Ходорковского.
Но затем Яровая перешла в «Единую Россию», более того, она стала одним из кураторов консервативно-патриотического клуба «единоросов», а теперь и председателем комитета по безопасности. Как выходцы из Донбасса становятся великими патриотами России, а члены оппозиционных Кремлю партий трансформируются в верных «путинцев»? Бывшие соратники Яровой говорят, что всё решали бонусы (квартира в Москве, авто с «синим ведерком», деньги, бизнес) которые получали перебегавшие к Путину либеральные оппозиционеры.
Что ж, деньги – это очень весомый аргумент, и на них можно купить почти всё, даже лояльность, даже усердное прислуживание. Но что будет, когда дающая рука оскудеет, или если другая рука предложит больше? На примере украинской Верховной Рады мы не раз видели, как быстро разваливается провластное большинство, как из него стремительно разбегаются купленные «тушки», торопясь присоединится к новому победителю. С путинской «Единой Россией» будет то же самое, когда в Кремле начнет меняться власть.
Причем, меняться она будет не снизу, а сверху – и никакие «пакеты Яровой» этому не помешают, поскольку они направлены исключительно против «низов», против майдана. Действительно, не смотря на свое серьезное название «антитеррористических», они направлены не столько против терроризма, сколько против беспорядков и свержения власти, и больше напоминают печально известные украинские «законы 16 января». Которые тоже ничуть не помогли Януковичу удержать свою власть, потому что помимо Майдана перед собою он еще имел заговор олигархов и политиков за своей спиной.
Уличные революции зачастую являются лишь массовкой кулуарных процессов. Разумеется, что огромная разбушевавшаяся толпа, особенно метающая камни или бутылки с бензином, это большая сила. В определенной ситуации сила не меньшая, чем вся полиция и войска, которыми располагает власть. Но большинство революций не заканчиваются немедленными расправами над свергнутыми политиками потому, что этими толпами управляют. В борьбе за власть одна рука покупает лояльность политиков и чиновников, а другая рука направляет разгневанную толпу. Причем, бывает, что обе руки принадлежат одному человеку (или клану).
Иногда, чтобы пресечь заговор или революцию в зародыше, достаточно вовремя надавать по этим рукам. Так и поступил бы полновластный диктатор, каким привыкли считать Путина. Для этого необязательно ограничивать права и свободы общества, что, скорее, лишь вызовет в нем еще больше недовольства. Однако вопреки всякой логике, власть часто именно так и поступает, причем, без видимых реальных причин. Так, патриотический акт Буша-младшего был направлен против террористов лишь отчасти, это признали многие американцы. Но всё же, он не ставил целью установления в стране диктатуры республиканцев. Почему же все уверены, что «пакет Яровой», как и прочие российские законы против терроризма и экстремизма, направлен против российской оппозиции и угрозы московского майдана? Но тогда против кого?
Возможно потому, что касаясь темы России, многие аналитики автоматически переходят к политической диктатуре Путина, далее плавно к российской оппозиции и вероятности московского оппозиционного майдана. Этим так просто объяснять принятие закручивающих гайки законов: Путин против оппозиции – поэтому Путин строит тоталитарную страну! Но на примере Ирины Яровой, автора этих законов мы видим, что Путину проще перекупить оппозицию и сделать её верной хранительницей своего трона. Да и ранее существовавших законов было вполне достаточно, чтобы и бороться с настоящими террористами, и разгонять уличные протесты сторонников оппозиции.
А главное, что ни в США, ни в Британии или в Швеции нет никакого Путина и никакой диктатуры засидевшегося во власти «отца народа», там даже не душат свою политическую оппозицию - но там тоже принимают законы, ограничивающие права и свободы граждан, позволяющие государству слушать их разговоры и читать их переписку. И в Украине происходит тоже самое, причем без всякого пересмотра законов. Можно сказать, что это общемировая тенденция, только где-то гайки закручивают сильнее и быстрее, а где-то слабее и не спеша.
Так неужели власти десятков стран мира решили срочно бороться с угрозой майданов? Мы можем поверить в это, если речь идет о России, Украине, Беларуси, азиатских странах. Но майданы в Лондоне, Берлине, Вашингтоне, Оттаве?! Нет, что-то тут однозначно не так…