Русскоязычные украинцы: между национал-идиотизмом и рашизмом
На протяжении нескольких лет различные многочисленные опросы убедительно показывали, что не менее трети этнических украинцев являются русскоязычными. Преимущественно жители Юго-Восточной Украины и коренные киевляне, преимущественно жители городов, в основном рабочие и служащие, которые в течении XX века сформировали самобытную субкультуру. Имея разные политические взгляды и обывательские вкусы, они всё равно оставались одной общностью, пока в 2014 году их не стали разрывать надвое конфликтующие между собою радикальные силы.
«Это украинцы или русские?»
Подобный вопрос задавался не раз, когда с иронией, а когда и сердито. Задавался и украинскими национал-патриотами (они же «свидомые»), и российскими шовинистами (они же «рашисты»). В основном теми, кто определяет национальность по языку. Мол, если говорить по-украински – значит ты украинец, а если твой родной язык русский, то ты русский!
Весьма глупый метод национальной идентификации, хотя и доминирующий сегодня в этнографии так же, как и теория сексуальных расстройств Фрейда в психологии. Кстати, тоже придуманный в XIX веке в Австрии, тамошними прото-социалистами. Именно поэтому возникшие в Австрийской империи первые национально-просветительские украинские общества делали ставку на языковую «украинизацию» украинцев как Галиции, так и Большой Украины. Они были уверены, что только украинский язык сделает из украинцев настоящих украинцев (культурно) и объединит их в политическую нацию. Сегодня эту догму исповедуют современные украинские национал-патриоты.
Еще одним глупым методом этнической идентификации можно назвать религиозный. Но он и использовался только в отношении трех народов: евреев-иудеев, индусов-индуистов и русских православных. Почему глупый? Потому что его апологеты вычеркивали из числа евреев перешедших в христианство, из индийцев – мусульман и буддистов, ну а в «русских» оптом записали три восточнославянских этноса, с десяток субэтносов (казаков, поморов), угро-финские народы, а также всех принявших православие европейцев (немцев, шведов, поляков и т.д.). Потом, когда вместе с Российской империей развалили и единую государственную церковь, «русский народ» рассыпался на осколки – которые начали объединять с помощью языкового метода австрийских социалистов.
Потом почесали затылки и добавили к «идентификатору» национальные костюмы. Так русских начали изображать в малиновых косоворотках, а украинцев – в вышиванках. Сегодня уже и забыли, что культ вышиванки как национального атрибута украинцев (трудового селянства) был заимствован большевиками у эсеров-боротьбистов и установлен ими в 20-х годах, а затем вновь возрожден Хрущевым в конце 50-х. И он был частью двух волн большевистской тотальной украинизации, проводимых тогда же. На кассиров, конечно, тогда никто не смел кричать (идиотов сразу бы увезли в милицию или даже в ОГПУ), но вот за незнание украинского увольняли массово. В 1934 году 90% газет и журналов в УССР издавались на украинской языке – таких «квот» нет даже сегодня!
И всё же принудительная украинизация никогда не давала намеченных результатов: конечно, все хорошо выучили украинский, но заставить людей сменить родной язык было невозможно даже административными мерами. Поэтому и отношение к ней у далеких от национал-патриотизма русскоязычных жителей Украины всегда было как к очередному административно-командному бзику. А русскоязычные украинцы, упрямо державшиеся своего родного русского языка, оставаясь при этом этническими украинцами по крови и осознавая себя частью украинской культурно-политической нации, ломали все стереотипы неуклюжих языковых идентификаторов.
Но тут следует сделать пару уточнений. Во-первых, украинизация в СССР была хоть и жесткой, но чисто технической. Она не преследовала никаких политических целей и тем более не зиждилась на догматах национализма. Русский язык при этом не называли ни «оккупационным», ни «собачим», продажу общесоветских газет и журналов на русском языке и трансляцию общесоюзных телерадиопередач не блокировали. Кстати вот почему в советском Харькове и Донецке иногда порою возникал дефицит общесоветских изданий на русском языке (ну, кроме «Правды» и «Красной звезды»), а украиноязычные приходилось навязывать по подписке.
Во-вторых, в интернациональном СССР (не путать интернационализм с космополитизмом) русскоязычные украинцы, белорусы, казахи, грузины и т.д. ни у кого не вызывали никакого удивления. Более то, считалось, что в будущем русскоязычным станет подавляющее большинство жителей национальных республик. Это не делало их русскими, поскольку в СССР русский выполнял функцию общесоюзного языка - точно так же в царской России русский язык был общеимперским и тоже не делал своих носителей русскими. В Советском Союзе он скорее был языком советским. Но ведь мы не говорим «американский язык» или «канадский язык», а говорим «английский язык», хотя подавляющее большинство жителей США и Канады не являются даже потомками англичан.
Всё изменилось в 1990-м году, с появлением на площадях Киева и Москвы чудаковатых ряженых с разноцветными флагами, требовавших вычеркнуть из истории 72 года советской власти.
«Вы предатели!»
Это обвиняющее восклицание русскоязычные украинцы теперь слышат в свой адрес чуть ли не каждый день, причем с двух противоположных сторон. Создается впечатление, что с 2014 году Киевом и Москвой ведется масштабная «гибридная» война на полную ликвидацию субэтноса русскоязычных украинцев. Нет, речь идет не о физическом уничтожении добрых двадцати миллионов человек, а создании невыносимых условий, вынуждающих их перестать быть либо русскоязычными, либо украинцами.
Конечно же, далеко не каждый может сменить свой родной язык. Это не могут даже большинство эмигрантов, оказавшиеся вдали от своей родины – лишь их дети и внуки, полностью оторванные от среды родного языка, вырастают уже англо или германоязычными. Но людей можно вынудить притворятся, выглядеть украиноязычнми на публике. Каковыми, например, является большинство украинских политиков: будучи от рождения русскоязычными, они с усердием стали изображать из себя украиноязычных, некоторые для этого даже нанимали репетиторов. Сначала это было дело добровольным, а теперь говорящим на русском депутатам препятствуют выступить с трибуны Верховной Рады.
Сейчас объектами травли со стороны «патриотов» уже стали русскоязычные кассиры и таксисты. Можно не сомневаться в том, что в дальнейших планах национал-идиотов запретить говорить на русском и простым прохожим. Разумеется, при этом они будут с издевкой приговаривать: а в Украине никому не запрещается говорить на любом языке у себя дома!
Раньше основным аргументом националистов было «відродження нації». Они уверяли, что русскоязычные украинцы это продукт советской русификации, и что без полного возвращения «до материнської мови» украинская нация не сможет считаться полноценной. Собственно говоря, они лишь оперировали спорной национальной теорией социалистов, у которых нация идентифицируется по языку. Сейчас же национал-патриоты всех мастей и калибров заявляют, что русский язык – это главное орудие врага, его инструмент распространения «русского мира». Соответственно, с ним нужно бороться в духе военного времени. Поэтому нынешняя волна украинизации имеет сугубо политическую основу, и представляет собою языковую войну национал-патриотов против своих русскоязычных собратьев-украинцев.
Впрочем, они их и не считают своими собратьями, порою даже к русскоязычным украинским националистам относятся как ко второму сорту. Вот как раз такое отношение и создает раскол и обострение! Советская украинизация никого не унижала, не делала врагом, она было просто очередным «даешь!» партийных бюрократов. Нынешние же национал-патриоты и власть, взявшая их идеологию на своё вооружение, проводят украинизацию с подчеркнутой неприязнью и враждебностью к русскоязычным.
И дело не ограничивается одним лишь языком. Вновь поднята церковная тема: «патриоты» открыто заговорили о взятии под свой контроль УПЦ МП. А кто основные прихожане этой церкви? Русскоязычные украинцы! И вот уже три года как практически запрещена КПУ, как происходит открытый прессинг «Оппозиционного блока» только за то, что в него собрались бывшие члены Партии Регионов. Вот кстати интересно: тех регионалов, которые перебежали в «Блок Порошенко», никто и не вспоминает, а вот «Оппоблок» регулярно называют «антиукраинской партией». Какая разница между этими жуликами? Или разве жуликов, бандитов и воров меньше в других партиях, разве их сейчас нет у власти? Но почему-то преследованию подвергаются только политические партии, базирующиеся на электорате русскоязычных украинцев.
При этом порою довольно трудно понять, чего же именно добиваются национал-идиоты. Объединить украинцев подобными методами весьма трудно, поскольку они имеют совершенно обратный эффект. И серьезные трения между национал-патриотами и русскоязычными существует уже и в среде «атошников», поскольку национал-дураки несколько ошиблись с определением патриотизма. У них существовал ошибочный расчет на то, что все прошедшие через АТО украинцы станут не просто патриотами, а национал-патриотами, что они «перекуются» и будут воспринимать своим врагом не только сепаратистов и Путина, но и «украинской ваты», то есть тех же русскоязычных украинцев. Но конвейер промывания мозгов так и не заработал. Более того, «патриоты» теперь плачутся, что в ВСУ и Нацгвардии наблюдается явный перевес тех самых «ватников»!
Но это уже вызывает крики «предатели!» и с другой стороны окопов. Ведь конфликт на Донбассе идет не столько с сепаратистами, сколько с российскими шовинистами, мечтающими о «возвращении русских земель» и считающих всех русскоязычных украинцев «русскими». Впрочем, и не русскоязычных тоже: для них они «ополяченные русские». Собственно говоря, это старая идеология «русских патриотов» XIX – начала XX веков, которая потом целое столетие пребывала в маргинальном состоянии даже в России, и внезапно воскресшая в 2014 году.
Для сравнения: число сторонников движения «Донецкая республика» еще в 2013 году не превышало пары сотен человек на весь Донбасс, а уже через год на основе его идей провозгласили ДНР и ЛНР. Еще в 2013 году идеи присоединения Донецка к России кались нелепыми для самих дончан, а теперь там государственной идеологией является «возвращение домой в Россию». И теперь там жителей Донецка и Луганска называют либо русскими, либо «донбасцами», но никак не украинцами. Более того, тамошняя пропаганда три года усердно старалась произносить слово «украинец» только с враждебной интонацией, местных украинцев в очень трудное положение.
А еще идеология современного российского шовинизма (рашизма) утверждает, что русскоязычные украинцы, участвующие в АТО или хотя бы на словах поддерживающие свою страну в этом конфликте, являются «предателями русского народа». Ну да, потому что в представлении «рашистов» они являются «русскими».
Что делать?
Хороший вопрос. И как всегда ответ на него непростой. Миллионы украинцев зажаты в тиски агрессивных требований. С одной стороны, собственная власть ведет целенаправленную политику на вытеснение их родного языка, на уничтожение их исторического наследия и культурно поля, а собственные сограждане с национал-патриотическим «приветом» в голове требуют от них кричать «героям слава!». Целый субэтнос фактически поставлен вне закона! Напоминает какое-то насилие над индейцами, которых насильно обращали в христианство и наказывали за родной язык, попутно вырезая категорически несогласных. Но ведь 21 век на дворе!
Для тех же, кто ошибочно полагает, что убежищем от украинского национализма может стать «русский мир», тоже ждут пренеприятные сюрпризы. Украинцев там не жалуют, придется переквалифицироваться в «русские» и согласно кивать головой, поддерживая поток пропаганды на тему о том что «Украина – это антиРоссия» и «все украинцы – это оболваненные или купленные русские».
Впрочем, главные сюрпризы такой «русскости» они узнают позже. Когда другие «русские» с ярко выраженной кавказской или татарской внешностью будут презрительно называть их «эй, хохоль!». Или зажравшийся в своем великорусском величии коренной тамбовец попрекнет их «понаехали тут, каклы». Конечно, такое отношение встречают не все, но многие. «Русский» второго сорта – вот кем становится русскоязычный украинец, перешедший в «русский мир».
Ведь многие просто не в курсе, что современный «русский мир» - вовсе не «советский мир», и живущие в нем люди слишком далеко ушли от идеологии и мировоззрения советских времен. Да, они всё также пышно празднуют День Победы и машут портретами Сталина, но теперь считают, что победили бы Гитлера и без Украины, а СССР был просто социалистическим вариантом Российской империи, и что социализм это плохо, а вот Российская империя это хорошо. Но и их воображаемая «новая Российская империя» не та, что прежде: её великорусская гордыня в обиде на украинцев и за УНР, и за ОУН-УПА, и за 1991 год, и за два Майдана, и за АТО.
А еще многие не в курсе, что в «русском мире» тоже можно получить в морду или оказаться в камере за неправильные политические убеждения. Единственное что вас утешит – пока еще в России монополию политического насилия удерживает полиция и ФСБ, пока еще «русских патриотов» в масках и с битами там воспринимают как экстремистов. Пока еще. Но в Украине хватило трех месяцев, чтобы экстремисты стали «героями» и «патриотами». Сколько на это понадобится времени их российским коллегам, если в Москве начнется смута? Путин ведь не вечный и уже старый, а Медведев – это не преемник, это лишь тень своего босса. Не станет босса – не станет и тени.
Слева национал-идиоты, справа «рашисты», куда же податься русскоязычным украинцам? Наверное, в такой ситуации лучшим вариантом было бы оставаться самим собою, однако эта ситуация слишком уж затянулась. Проблема еще в том, что на сегодня русскоязычные украинцы – самая пассивная и неорганизованная часть общества, которая до сих пор даже не заявила со себе как о субэтносе, не перестала считаться «русифицированные украинцами». К тому же так вышло, что если национал-патриоты имеют поддержку Запада, а сепаратисты и «рашисты» поддержку России, то русскоязычные украинцы могут рассчитывать только на себя. И, к сожалению, просто переждать эту трудную ситуацию вряд ли получится.