Украина эпохи Дикого Запада
Несколько лет назад мы с энтузиазмом обсуждали возможность легализации в Украине гражданского оружия. Тогда казалось, что пистолет в руках добропорядочного громадянина сможет не только защитить его от грабителей и душегубов, но и повысить общий уровень безопасности в стране, резко снизить кривую преступности. Сегодня, просматривая ежедневные криминальные хроники, многие пришли к совершенно противоположному мнению…
Достаточно набрать в поисковой строке новостного раздела Google (или даже запрещенного Яндекса) словосочетание «стрельба в…», вставляя название украинских городов, как вы получите длинный список свежайших криминальных новостей из Киева, Харькова, Одессы, Львова. Нынче в Украине стреляют регулярно, практически уже ежедневно, нередко даже в полицеских, и это давно никого не шокирует.
В эпоху «преступного режима» подобные происшествия были единичными, все их можно вспомнить наперечет, и они создавали громкий общественный и политический резонанс. Например, 29 сентября 2011 года в Одессе милиция неудачно пыталась задержать бандитскую группу чеченца Аслана Дикаева. Двое сотрудников погибли, 4 были ранены, преступники бежали. На уши было поставлено всё МВД, бандитов нашли, их блокировали силами более чем трехсот спецназовцев МВД и СБУ, пригнали бронетехнику – и таки одолели.
Тогда оппозиция гневно клеймила «одесскую бойню» (как назвали гибель милиционеров) и требовала отставки главы МВД Анатолия Могилева - и таки добилась её. Даже сидевший в СИЗО Юрий Луценко, регулярно получавший возможность воззвать к общественности (чего не скажешь о нынешних украинских заключенных) начинал своё утро с обличений прогнившего режима. Оправдывались генпрокурор, премьер с вице-премьерами, даже президент Янукович как-то виновато смотрел в телекамеру.
Через год, 26 сентября 2012 года в ТРЦ «Караван» пошедший туда за хлебушком Ярослав Мазурок осерчал на задержавших его охранников - и расстрелял их из пистолета. И снова целое цунами резонанса прокатилось по Украине туда-сюда и обратно, будоража общественность и лишая покоя высокопоставленных чиновников. Дело, которое в бумажном варианте разбухло до 830 томов (!), было взято на особый контроль всех правоохранительных и силовых ведомств, его освещали по телевидению, о нем написали сотни статей, на нем пиарились политики.
Вернемся в наше время. 19 января 2018 года в Одессе, во время задержания подозреваемого, последний открыл стрельбу из автомата. Им был убит водитель такси и один из полицеских (еще двое ранены), полиция открыла ответный огонь и ликвидировал преступника. И что же, кто-то заметил резонанс от очередной «одесской бойни»? По этому поводу выступал министр, собирали ток-шоу? Да нет, об этом инциденте уже все забыли - ну, кроме родственников жертв.
29 января в Киеве, возле станции метро «Берестейская» произошла разборка между двумя ЧОПами, чьи хозяева не поделили лотерейный ларек (в котором, возможно, работало казино). В итоге двое охранников были убиты (один на месте, второй умер в больнице), хотя, по утверждению полиции, стреляли в них из травматического оружия. И что же сказал по этому поводу отдохнувший на Сейшелах генпрокурор? Да ничего! Он его даже не заметил, равно как и глава МВД – чьей отставки давно уже никто не требует.
Более того, по прошествии трех суток личности стрелявших так и не были официально установлены, полиция вообще словно самоустранилась от расследования. Помалкивают об этом и большинство СМИ – кроме нескольких, опубликовавших крамольную информацию о том, что к стрельбе может быть причастен лидер ГО «Націонал-патріотичний рух України» Михаил Ковальчук, известный киевский национал-радикал, уже прославившийся своим беспределом. Ну тогда понятно, кто ж его осмелиться тронуть, это же не одиночка Мазурок, за Ковальчуком стоят «побратимы» и высокопоставленные покровители.
Можно с уверенностью сказать, что пока будет «верстаться номер», в Украине произойдет еще пара уличных перестрелок (не говоря уже о банальных убийствах «в затылок»), которые будут восприняты с таким же безразличием власти и общества. Но если можно вполне понять наплевательство власти (зачем ей создавать себе проблемы?) и даже оппозиции (которой давно заткнули рот), то смиренную пассивность общества – никогда. Собственно говоря, именно молчаливое смирение общества и позволяет власти облегчаться ему на голову.
Но почему же украинцы начали воспринимать как должную обыденность то, что еще пять лет назад доводило их до крайней степени возбуждения и возмущения? Их что, чем-то облучали, или может 25-м кадром зомбировали? Сие есть загадка таинственной украинской души…
Намного проще попытаться объяснить, почему стрельба и взрывы в Украине теперь гремят практически каждый день. Ведь нам всем известны похожие примеры из истории, в первую очередь отечественной. Да-да, всё дело в революциях. Именно после них в обществе наступает период хаоса, так ярко описанный в поэме Блока «Двенадцать». Как говорится, «запирайте этажи – нынче будут грабежи»!
Безусловно, в этом велика роль всяких там «героев майдана» и «героев АТО», этих аналогов «героев революции и Гражданской войны» столетней давности. Если бы криминальные хроники давали полную информацию о преступниках, то все бы увидели, что где-то треть громких «разборок» с оружием происходит именно с их участием. Особенно когда эти «герои» создают «охранные агентства» и начинают охранять бизнес от других ЧОПов, созданных такими же «героями». Или когда хорошо принявший на грудь профессиональный «патриот» решает в одиночку (или на пару с побратимом) искоренить в стране «сепаров и вату», начав с сидящих за соседним столиком.
Все они руководствуются одним: уверенностью в своей абсолютной правоте, вседозволенности и безнаказанности. Ведь они же «патриоты»! Вот только это так напоминает самоуверенность «люберов» и прочей «гопоты» конца 80-х начала 90-х, которые тоже нередко пытались оправдать свои агрессивные действия тем, что они «следили за порядком». Так что современные украинские «герои» очень уж напоминают персонажей фильма «Меня зовут Арлекино». Правда, тогда «гопники» не устраивали на улицах перестрелки в стиле вестерн.
Однако не стоит всё валить на национал-патриотизм, мол, во всем виноваты «бандеровцы»! Тут любой опытный работник правоохранительных органов вам скажем, что наличие общественно или политически значимых оправданий своим преступлениям – это типичная черта людей с антисоциальным и даже уголовным менталитетом. «Да я за девушку заступился, начальник!» - уверял на допросе урка 70-х. Сегодня они «заступаются» не за девушек, а за Украину! Изменятся в стране актуальные ценности – они будут «заступаться» за что-то другое.
То есть все эти вышиванки, камуфляжи и черно-красные флаги – это лишь оправдание, прикрытие, «легенда». Их использует все, кому не день, в том числе «братва» старой закалки. Например, в Краматорске в ряды «Правого Сектора» вступили члены местного ОПГ «17-й участок».
Так что дело не в оправданиях, тут вопрос в другом: почему и все эти «герои», и другие нынешние «ковбои», не устраивали на улицах пальбу с метанием гранат до 2014 года? Ведь они как-то ограничивались драками на кулачках, максимум поножовщиной. А потом как взбесились.
Конечно же многие украинцы будут винить в этом Майдан, «революцию гидности». И конечно же, на эту мысль наводят и многочисленные исторические аналоги: все революции приводили к резкому росту преступности. Но почему? Хорошенько подумав, можно придти к выводу, что основанная вина тут лежит не на самом Майдане, и не на майданивших, и даже не на нынешних преступниках. Вся вина лежит на новой власти и конкретно на её правоохранительных органах.
До 2014 года эти органы худо-бедно работали. Так, что украинцы трижды думали, прежде чем лезть в карман за «резинострелом» или тем более боевым «макаровым». И даже закоренелые преступники опасались устраивать вооруженные налеты на банки, инкассаторов и ювелирные, кроша всех вокруг из автоматов. Потому что сразу вводился плане «Перехват», потому что на ноги поднимали спецназ, телеканалы круглосуточно освещали резонансные преступления, а министры брали дело на контроль. Сейчас всего этого нет, а потому и бояться преступникам почти нечего.
С началом Майдана органам было уже не до отдельных происшествий, а после органы и вовсе подвергли массовой «люстрации». Именно тогда изо всех щелей на Божий свет попер криминал, стреляя во все стороны из пистолетов, а потом и автоматов. Это было вполне ожидаемое, можно сказать даже закономерное следствие послереволюционного уничтожения старых правоохранительных органов. Так были и в 1917-18 г.г. Однако потом советская власть создала весьма эффективную советскую милицию, которая безжалостно уничтожала всех бандитов и налетчиков – даже тех, кто был «героем революции». А вот постмайданная Украина этого не сделала. Нынешняя полиция – это какая-то пародия, мягко говоря.
Пример из жизни: перекресток в центре города. Рядом со светофором стоят шестеро (!) полицеских, которые хватают под руки переходящих на красный свет пенсионеров и тут же составляют протоколы. Так полицейские работают, отрабатывая свою зарплату в 6 тысяч гривен (36 тысяч на шестерых). Рядом – припаркованные на газонах и «зебрах» автомобили, но они этого не замечают. Где-то кто-то грабит, избивает, можно даже убивает – но полицейские заняты борьбой с пенсионерами-нарушителями. Вообще, арестовать бабку силами 2-3 патрулей это любимое занятие «орлов Авакова».
Фактическое бездействие правоохранительных органов в купе с потворством разным «героям», которых оправдывают и амнистируют только за то, что они летом 2014-го участвовали (а может и не участвовали) в АТО, лишь за их членство в «патриотических» организациях – вот вам и главная причина того, что Украина сейчас пребывает в эпохе Дикого Запада. Не хватает только набегов индейцев (в виде этнических ОПГ), которые наверняка не за горами.
Но с экранов телевизора нам рассказывают, что всему виною «распространение нелегального оружия из зоны АТО», и что единственный способ наведения порядка – это разоружение населения. Что ж, давайте почешем затылки! Оружия из зоны АТО в Украину пришло не так много, и в основном в 2014 году, когда там еще были «трофейные» автоматы и пистолеты. Сейчас оттуда везут патроны, гранаты, даже снаряды – но всё это списанные расходные боеприпасы, а вот каждый ствол в ВСУ всё-таки на кого-то записан, и просто «потерять» его проблематично.
По разным оценкам, общее количество вывезенных из зоны АТО стволов где-то 100-200 тысяч, не более. В тоже время оценочное число находящегося на руках украинцев незарегистрированного оружия - около 3 миллионов. То есть война на Донбассе пополнила нелегальный арсенал украинцев всего на 3-7%. А этого явно недостаточно, чтобы вызвать тот всплеск вооруженной преступности, который сегодня наблюдается в стране.
То есть причина не в насилие оружия на руках, пусть даже потенциально злодейских руках. Причина в том, что четыре года назад эти руки перестали бояться его использовать. И за 4 года власть не только не исправила, но и еще больше усугубила эту проблему.