Вольнодумство – не порок

…310 лет со дня рождения Мари Франсуа Аруэ, известного в мировой культуре под именем Вольтер.

А вспомнить знаменитого вольнодумца стоило хотя бы потому, что он предупреждал: «Идеальное правительство невозможно, потому что люди наделены страстями. А не будь они наделены страстями, не было бы нужды в правительстве».

Старик Вольтер на собственной шкуре испытал, какие они - правители. Ел, пил с ними, вел ученые беседы, писал письма, был королевским историографом и «кавалером, допускаемым в королевскую опочивальню».

Он с энтузиазмом принял идею Фридриха Великого сделаться просвещенным монархом. Но недолго с удовольствием общался и правил писания «короля-философа». Вольтер заметил, что дела прусского короля не соответствуют высоким словам. К тому же Фридрих высказался так, чтобы дошло до ушей вольнодумца: «Через год он мне не понадобится, и тогда я избавлюсь от него. Я выжимаю апельсин, а потом выбрасываю кожуру».

В Екатерине II мудрецу померещился идеал правительницы, которой можно привить либеральные идеи для создания гармоничного общества. Вольтер восхищался тем, что Екатерина сначала сама сделала прививку от оспы, потом наследнику престола, а уж затем пошло оспопрививание империи. Екатерина II мечтала открыть библиотеку острослова, состоящую из его рукописей и уникальных фолиантов, но в минуту гнева велела уничтожить уже отпечатанные тома вольтеровских сочинений.

Справедливости ради нужно отметить, что Вольтер умел тонко льстить королям, но его острый язык доводил до бешенства влиятельных современников. Такой вот неизменно оппозиционный характер. Проповедника свободомыслия легко было соблазнить большим жалованьем, почестями и дружбой венценосных особ, но невозможно было усмирить его внутреннюю независимость.

Жизнь и творчество Вольтера – лишь одна из многочисленных иллюстраций того, как правители нам обещают с три короба, а затем, прикрываясь красивыми словами о демократии и заботах о благе народа, дерут с этого же народа семь шкур.

Вольтер по молодости лет сочинял сатирические стихи о герцоге Орлеанском. За что, естественно, угодил в Бастилию. Поговаривают, что там он и сочинил прославленную поэму «Генриада».

Вольтеру было 24 года, когда его провозгласили достойным соперником Софокла и Расина. Но и на лаврах славы знаменитость не угомонилась и через несколько лет была изгнана в Англию. Там Вольтер принялся изучать и описывать жизнь англичан, да так, что французское правительство усмотрело в этом… критику на себя и распорядилось книгу публично сжечь.

За Вольтером на века закрепилась репутация смутьяна и безбожника. Прозвище «вольтерьянец» было синонимом неблагонадежности. Но фокус в том, что Вольтер хоть и подрывал устои, но народ на беспорядки не подбивал. Более того, возмутитель спокойствия полагал, что «не все крестьяне станут богатыми, да и не нужно, чтобы они были таковыми. Существует потребность в людях, которые имели бы только руки и добрую волю».

Он любил интересовался ньютоновской физикой и выведением новых пород скота, пропагандировал прививки от оспы, сколотил состояние на собственных книгах и удачных финансовых операциях, в своих имениях устроил часовые мастерские и гончарное производство.

Вольтер стал духовным лидером многих поколений. А вот безбожником вряд ли был, хоть и высмеивал церковников и не признавал власти догм и преследований за инакомыслие.

В 18 лет Вольтер не сомневался, что он оставит о себе память как большой трагический актер, в 30 - как знаменитый историк, в 40 - как эпический поэт. Нам он известен как французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей.

Но самое главное – несмотря на критику несовершенного нашего мира, Вольтер был убежден: «Надо возделывать свой сад».
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Светлана Беркут
Поделиться в Facebook
Последние новости