СБУ помогает Константину Ворушилину устранять конкурентов
В Фонде гарантирования вкладов началась большая зачистка. Официально про это не заявляют, но про это говорит «слив» про намерения НБУ склонить Фонд к переформатированию рынка активов и имущества банков-банкротов под предлогом борьбы с непорядочными торговцами и помощи ГП СЕТАМ. Под горячую руку Константина Ворушилина уже попал один из лидеров рынка.
Поматросили и бросили
ФГВФЛ – структура со странным статусом, и законность его существования находится под большим вопросом. Дело про соответствие Закона Украины «Про систему гарантирования вкладов физических лиц» Конституции уже не один год лежит на рассмотрении в Конституционном суде.
Главная цель ФГВФЛ – выплачивать вклады вкладчикам лопнувших банков. Деньги для выплат берет со взносов, которые платят живые банки, а в случае массовых банкротств - берет в долг то у НБУ, то у Минфина, а также получает от распродажи активов банков-банкротов. Продает не лично Фонд, а более 40 компаний, которые подключены к единой системе Прозорро.Продажи.
Про все, что связано с выплатой компенсаций или красивыми продажами активов – в Фонде рапортуют часто, много, красиво. Про все, что с этим не связано – Фонд отчитывает неохотно, или вообще молчит.
Например, вы не найдете на сайте ФГВФЛ релиза про то, что в 2018 году три компании лишись права продавать активы мертвых банков. Мы уже не говорим про то, что Фонд скрывает причины, по которым компаниям перекрыли доступ к рынку.
Причины заслуживают внимания.
Итак, список аккредитованных Фондом компаний в 2018 году покинули три компании: 22 марта – международная универсальная товарно-сырьевая биржа «Эпсилон», 12 июля – частное предприятие «Тирекс», 19июля – товарная биржа «Статус Эксперт».
Что случилось с компанией «Эпсилон», мы не знаем. Зато история «Тирекс» - не оставит вас равнодушными.
Итак, что мы знаем про «Тирекс». Частному предприятию 21 год. Фонд аккредитовал ЧП «Тирекс» по направлению организация открытых торгов 31 июля 2017 года. Почему лишил аккредитации менее, чем через год?
Клиенты «Тирекс» приняли участие всего в 11 торгах. Из этих торгов 9 завершились продажей, 1 были отменены, и одни не состоялись. 9 торгов – это, считайте, ничего. Дохода вряд ли хватило бы не то, что для заработка, но хотя бы отбить затраты на запуск и аккредитацию площадки. Один этот факт говорит про технический характер участия компании в процедурах ФГВФЛ. Т.е., биржу завели на рынок не с целью заработать денег на торгах.
Главной целью «Тирекс», как утверждают источники в ФГВФЛ, были торги правами требования одного-единственного должника – сети маркетов «Велика Кишеня». Маленькой «Тирекс» было суждено стать элементом большой схемы по обеспечению продажи долгов «Великой Кишени» в нужные руки. Руки самого должника.
Эти долги неоднократно выставлялись на продажу, но самые интересные торги ими состоялись в апреле и июне 2018 года. Следить за ними удобнее всего по публикациям наиболее авторитетного банковского издания Финансового клуба. 10 апреля издание отчиталось про успешные торги долгами «Великой Кишени», которые прошли 6 апреля и завершились рекордной ставкой в 670 млн грн, что составляет почти 98% от номинала. Торги стартовали с 685 млн грн, упали до 150 млн грн, и выросли до 670. На первый взгляд – просто идеальные торги с действительно рекордной суммой.
Но уже 18 апреля последовало разочарование. Финансовый клуб напишет: «Крупнейшая сделка ФГВФЛ по продаже активов сорвалась». По данным издания, сделка сорвалась, потому что победитель отказался подписывать протокол.
Позже стало известно, что на торгах 6 апреля никто из участников, предложивших две максимальные цены, не собирался покупать лот. Как утверждает наш источник в ФГВФЛ – они даже не оплатили гарантийные взносы, и не имели права принимать участие в торгах.
Источник утверждает, что именно за допуск к торгам участников, которые не оплатили гарантийные взносы, ЧП «Тирекс» лишилась аккредитации.
Нужно отдать должное организаторам схемы – если бы что-то пошло не так и аукцион состоялся, то его результаты все равно были бы отменены, так как проведение аукциона, как следует из этого документа, было запрещено решением суда.
Ценой аккредитации и репутации ЧП «Тирекс», автор этой гениальнейшей схемы уберег долги «Великой Кишени» от продажи в «чужие» руки. А в «свои» руки долги попали в июне. Когда компания, связанная с конечным бенефициаром «Великой Кишени» выкупила по сути свои же долги за 190 млн грн или со скидкой в 72%! Миссия ЧП «Тирекс» была выполнена полностью.
Таким образом, ФГВФЛ совершенно заслуженно наказал «Тирекс», которая пошла на открытое нарушение регламента торгов, преследуя цели заказчика.
Личные счеты
В корне отличается ситуация с наказанием ТБ «Статус Эксперт». Площадка поплатилась аккредитацией за связь с экс-заместителем Константина Ворушилина Андреем Кияком.
Площадку, которая принесла вкладчикам лопнувших банков свыше 800 млн грн. живых денег (доход, полученный от продаж банковских активов), выкинули с рынка на основании… письма СБУ! Письма про то, что якобы ТБ «Статус Эксперт» фигурирует в уголовном деле про якобы нанесение убытков государственному «Укрэксимбанку». Перед тем, как отправить письмо в ФГВФЛ (чтобы претензия выглядела праводоподобнее),в СБУ и ГПУ организовали волну обысков в офисе компании и в квартирах руководителей площадки. Интересно, что один из следователей, организовавших «накат» на «Статус Эксперт» - старший следователь по особо важным делам СБУ Алексей Шапакин, является сыном «бриллиантового» прокурора Генпрокуратуры Владимира Шапакина. И все дело (точнее, жалкий эпизод, «пришитый» к «левому» делу, открытому несколько лет назад) основывается на «свидетельских» показаниях сотрудника СБУ 23-летнего рядового Б.
Суть претензий следствия, как писали в UBR -реализация «схемы по занижению оценки и продажи по значительно более низкой стоимости активов», из-за которой ряд объектов (залогового имущества) была продана по цене, значительно меньше стартовой. По сути правоохранители описали алгоритм «голландского аукциона», который ФГВФЛ утвердил около года назад и активно внедряет на 40 украинских площадках — цена актива снижается пока кто-то из зарегистрированных участников торгов не сделает ценовое предложение. Никаких других претензий к «Статус Эксперт» не высказывалось. А чтобы дать ход претензиям, их присоединили к уголовному делу, открытому еще в 2014 году по фактам, вообще никак не связанным с торгами активами ФВГФЛ.
При чем ранее в ФГВФЛ заявляли, что система ProZorro.Продажи не дает возможности для манипуляции. С февраля 2017 (когда все аукционы по продаже активов ликвидируемых банков происходят на ProZorro.Продажи), «случаев несанкционированного воздействия посторонних лиц на ход аукциона системой не фиксировалось». Что само по себе нивелирует обвинения СБУ в адрес «Статус Экперт».
И тем не менее, ФГВФЛ набрался смелости и пустил «в расход» площадку, которой только предъявили претензии, против которой не было ни одного решения суда «по сути», а то, что биржа не манипулировала на торгах – подтвердил сам ФГВФЛ.
Истинной причиной устранения «Статус Эксперт» с рынка источники в ФГВФЛ называют личную неприязнь и зависть Константина Ворушилина к Андрею Кияку (которого Ворушилин небезосновательно считал и продолжает считать конкурентом в возможной борьбе за кресло директора-распорядителя ФГВФЛ). Завидовать и бояться есть чего: в тот период времени, когда продажами в ФГВФЛ заведовал Кияк, проблемные долги продавались за 40-50% номинала, сегодня - за 2-5%. Комментарии, как говорят, излишни. Таким образом, вполне вероятно, что СБУ просто отработала заказ директора-распорядителя на удар по бизнесу бывшего зама, в свое время демонстрировавшего завидно высокие результаты.
К слову, на момент лишения аккредитации, «Статус Эксперт» занимала второе место на рынке по объему продаж.
Крохи со стола ФГВФЛ
В свою очередь, в СБУ не упустили возможность воспользоваться заказом по «Статус Эксперт» и «обилетить» биржу и всех причастных. Так, во время обысков в офисе и по домам, следователи изъяли компьютерную технику, изъятие которой было прямо запрещено судом. По факту незаконных действий силовиков уже открыто уголовное производство, действия признаны незаконными судом, и тем не менее, СБУшники продолжают не отдавать технику, превратив ее в предмет торга. Какие времена – такие и «билеты».
Также источники в СБУ говорят про подготовку новой волны давления на компании и граждан, любым образом связанных с «Статус Эксперт»: обыски, выемки, допросы, подозрения… Весь арсенал «наезда». Компании и семьи, десятки людей могут стать заложниками «политического» решения ФГВФЛ про наказание одной успешной компании, связанной с бывшим заместителем Ворушилина…
Следующими за «Статус Эксперт» в очереди на «обилечивание» стоят все площадки Прозорро.Продажи, через которые был куплен хотя бы один лот на «голландском» аукционе. А также руководство ФГВФЛ, НБУ, проекта Прозорро.Продажи, Макс Нефедов и Нобелевский лауреат Роджер Майерсон (а с ними и сам Константин Ворушилин и Валерия Гонтарева, если на то пошло). Все они, по логике СБУ и ГПУ – нанесли убытки государству и должны быть наказаны.