Друг титушек и сепаратистов: Когда сядет донецкий бандит Николай Щур?
Вывоз оружия из зоны АТО приобрел промышленные масштабы еще в 2015 году. Ежегодно незаконный оборот увеличивается на треть — в гражданских руках тысячи незарегистрированных стволов. Официальная сводка говорит о порядке 2,5 тысяч единиц, на деле цифру можно умножать как минимум втрое. В 2017 году в МВД рассказали о 5185 лицах, причастных к торговле оружием. За каждым из них – годами отлаженный бизнес и надежная крыша.
Неудивительно, что стрельба в столице средь бела дня давно перестала быть диковинкой. Теперь ею заканчивается едва ли не каждая третья потасовка. Бизнес-конкурентов в наши дни устраняют не демпингом, а тяжелым вооружением. В апреле здание строительной компании «Киевгорстрой» в одном из элитных районов столицы обстреляли из гранатомета. Полиция квалифицировала преступление как хулиганство и даже задержала подозреваемих. Организатором оказался милиционер Юрий Назарук, в бандитской среде известен по прозвищу «Вирус». В нашем распоряжении есть фото его милицейского удостоверения, действовавшего с октября 2014 по октябрь 2018 года.
Он называет себя ветераном войны на Донбассе, хотя к АТО имеет очень опосредованное отношения. Помогает ветеранам «трудоустроиться» на гражданке. Понятно, что люди с боевым опытом в отсутствие работы как таковой готовы браться за любую. Как рассказывают активисты, именно таким образом ветераны войны оказываются втянутыми в криминальную деятельность. Их руками отжимают бизнесы, убирают конкурентов и сводят личные счеты.
Известны имена по крайней мере семерых людей, оказавшихся в ОПГ «Вируса» — Степан Каплунов, Всеволод Китайгородский, Иван Марчук, Владимир Семененко, Александр Ладыко, Денис Ткалич, Игорь Звонар. Их подозревают в незаконных поставках и сбыте на территории Киева оружия и боеприпасов из зоны АТО, организации подрывов и поджогов предприятий и автомобилей. В результате слаженной работы Нацполициис СБУ и многочисленных обысков у них изъяли 5 пистолетов, 5 гранат, а также патроны, глушители, использованные тубусы гранатометов, наркотики.
Кстати, говорят, что руководил операцией по задержанию злоумышленников начальник криминальной полиции г. Киева, полковник Виталий Стрижак. Собственно, он же помог следствию по ряду уголовных эпизодов с участием фактического руководителя ОПГ «Вируса» Николая Щура – выходца из 90-х криминальных кругов Донецка.
Молодые ребята с опытом участия в военных действиях, которые знают, где достать оружие и как с ним обращаться, — чем не личный боевой отряд под ключ. Организационные вопросы решает Юрий Назарук («Вирус»), руководит всеми столичный бизнесмен Николай Щур («Коля Крысак»). В Киеве ему принадлежит крупная сеть МАФов — почти половина столичных подземок с торговыми точками. Как и многие выходцы из Донецка, бизнес Щур нажил при режиме Януковича. Он — человек Юрия Иванющенко и Сергея Курченко, под крышей которых начинал карьеру в рейдерских захватах и мошенничестве. Связи в криминальном мире и правоохранителями позволили выйти на большую дорогу и окончательно обосноваться в Киеве.
В столице он прославился во времена Революции достоинства: помогал свозить на Антимайданв Киев титушек с Восточных областей и Крыма. Он доставлял в столицу отморозков для гражданского противостояния — остается лишь догадываться, скольких протестующих они забили до смерти напару с «Беркутом». После победы Майдана СБУ инициировала несколько уголовных дел против Щура запохищение людей. В частности, его связывают с исчезновением активистов Алексея Гриценко и Дмитрия Булатова. Однако вскоре расследование этих дел, как и сотни других дел по Майдану, спустили на тормозах. Перестраховки ради Щур на некоторое время залег в Крыму. По данным СМИ, оттуда он финансово поддерживал сепаратистские акции на неподконтрольных Украине территориях, рассчитывая, видимо, на лояльность местных элит.
В разгар войны его не раз замечали в Москве и так называемых Л/ДНР. На практике убедившись в полнейшей безнаказанности, Щур вернулся в Киев к будням повседневной жизни. В начале 2017 года он избил полицейского прямо в Оболонском райотделе. Туда доставили его подругу, задержанную за вождение в пьяном состоянии. Ни свидетельские показания, ни видеозаписи, ни то, что пострадавший находился при исполнении обязанностей, наказанию Щура не способствовали. Против него открыли уголовное производство по ст. 345 (угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа). Недавно самый «гуманный» суд в мире вынес оправдательный приговор — факт совершения преступления доказать не удалось.
В июне 2018 года произошло покушение на киевского бизнесмена, екс-депутата Киевсовета Александра Лищенко. В ночь на 4 июня в его RangeRover выпустили 20 пуль, 23-летний водитель погиб на месте. Организатором покушения СМИ назвали Щура, коллегу Лищенко – у обоих интересы в строительном бизнесе. По этой же причине, видимо, гранату получил «Киевгорстрой». Кроме того, по неофициальным данным, Щур задолжал Лищенко $250 тыс. Исполнителем называют его преданного подручного Юрия Назарука. В результате екс-депутат выжил, а Щур на некоторое время улетел в Европу, переждать на всякий случай. Однако этот случай не настал — связи в правоохранительных органах отвели от потенциального заказчика и организатора все подозрения.
Эти связи настолько крепки, что Щур не просто не залег на дно, а устроил перестрелку возле бараSignal уже через несколько месяцев. Двое киевлян сделали ему замечание, за что получили телесные повреждения, а один из них еще и пулю из неустановленного оружия. С места преступления стрелявший скрылся на своем Maybach.
Спустя несколько дней его задержал спецназ. И хотя Щуру даже избрали меру пресечения (в виде ночного домашнего ареста), обвинения кажутся, мягко говоря, не достаточно суровыми. Так, за драку, нанесение огнестрельного ранения, побег с места преступления и хранение оружия его обвиняют всего лишь в хулиганстве — ч. 4 ст. 296 Уголовного кодекса.
Ситуация типична для Украины, но все же в одном показательна. Стрельба в прохожего — самое «безобидное» преступление, в котором можно обвинить Щура. На протяжении стольких лет безнаказанным остается человек, который курировал титушек и так или иначе способствовал силовому разгону Майдана, крышует торговлю оружием, втягивает ветеранов в ОПГ и заказывает убийства. При всем при этом он не прокурор, не сын прокурора и даже не нардеп. Он самый рядовой торгаш, пусть и со связями. Система, которая не в состоянии посадить за решетку преступника настолько мелкокалиберного, обречена.
Единственным объяснением такой безнаказанности является то, что весь этот «беспредел» покрывается «сверху». Ясно, что не теми людьми, которые были на должностях при Януковиче. Крышует Щура, Вируса и Ко кто-то влиятельный – тот, кто имеет возможность сегодня влиять на следствие, принятие решений в системе правоохранительных органов и судов, давать политическую поддержку.
По некоторой информации, Николай Щур имеет тесные связи с одним из приближенных к руководству МВД Украины, с некоторыми судьями и даже среди депутатов Верховной Рады. Показательным является тот факт, что во время судебного заседания по избранию меры пресечения задержанным за незаконную торговлю оружием членам банды «Вируса», ряд народных депутатов выразили готовность взять их на поруки. Впрочем, это не помогло - подручным Щура пока дали два месяца содержания под стражей.
Сейчас судьбу самого Щура решает одно уголовное производство, к сожалению, всего лишь по статье о хулиганстве. Даже если его доведут до суда, максимальная санкция 5 лет тюрьмы, минимальная — штраф. Несложно догадаться, каким может оказаться приговор.
Тем временем за антиукраинскую деятельность и дискредитацию ветеранов АТО Щур стал «любимым» персонажем целого ряда националистических организаций и активистов. В случаях, когда фемида бессильна, приговор за такие преступления выносят люди без мантии. Отсидеть год-другой для таких как Щур – выход. Вдруг за это время о нем забудет «народное» правосудие.